А жена гамаралы еще только начала натирать кокосовый орех{294}. До обеда было еще далеко. Когда гамарала сказал, что очень голоден, жена вспомнила, что под кроватью лежит кокосовый орех. Не выходя из кухни, она крикнула мужу:
– Возьми под кроватью! Нож в углу возле двери!
Гамарала понял, что она имеет в виду кокосовый орех. Взял он нож и стал шарить под кроватью, чтобы выкатить орех наружу.
Смелый якша, прятавшийся под кроватью, задрожал от страха. Ведь гамарала сказал, что готов съесть якшу, а жена велела ему посмотреть под кроватью. Вот и решил он, что конец ему приходит. И как только гамарала сунул руку под кровать, якша сказал ему, трясясь от страха:
– О, почтенный господин! Не убивайте меня. Я тоже буду приносить вам каждый месяц все, что вы только пожелаете.
– Кто ты такой и откуда ты взялся? – спросил гамарала.
– Я друг того якши, что живет в лесу на большом дереве. Я пришел спросить, не испытывает ли гамарала еще в чем-нибудь нужды. Я могу приносить вам все что угодно. Скажите только, и я исполню любое ваше повеление, – ответил якша.
– Ну, раз так, то наполни рисом вон тот большой амбар. А когда амбар опустеет, принеси еще рису и снова наполни его. Следи, чтобы амбар был всегда полон. И смотри у меня, как следует выполняй мое повеление! – сказал гамарала якше.
– Хорошо, гамарала, я сделаю все, что вы мне велели, исполню ваше повеление в точности. А теперь отпустите меня. Прощайте, – сказал якша гамарале. Едва-едва ему удалось спастись и убраться восвояси.
А якша, живший на дереве, сидел возле дороги и ждал, когда вернется его друг. Надеялся он, что тот убьет гамаралу и освободит его от уплаты дани. А смелый якша возвращается и говорит:
– Ах, яко! Пошел тебя спасать, да сам попался. Теперь и я буду носить гамарале рис и рыбу. Так что мы с тобой теперь словно в одной упряжке.
И вот оба якши стали платить гамарале дань. Один носил ему рис, рыбу и кари, другой зерно. И сделался гамарала большим богачом, зажил счастливо в своей деревне и помогал всем, кто нуждался.
170. О том, как Мару загнали в бутылку.{295}
В одной стране незамужняя женщина родила ребенка. Соседи пришли к ней и спросили:
– Кто твой муж?
– Мой муж Мара, – ответила она.
Услышал это Мара, обрадовался и решил: «Я должен сделать так, чтобы сыну этой женщины всегда сопутствовал успех».
Прошло некоторое время, и Мара сказал сыну:
– Стань ведаралой. Я дам тебе одно-единственное лекарство. Когда я буду стоять у изголовья больного человека, тебе надо будет дать ему это лекарство, и он выздоровеет. А если я буду стоять у больного в ногах, то ты не сможешь его вылечить.
Сын стал ходить из деревни в деревню, из города в город и вскоре стал уважаемым ведаралой.
Однажды ведарала пришел навестить больного, которого он очень любил. Мара встал у больного в ногах. «Я должен перехитрить Мару», – решил ведарала и велел развернуть кровать. Так Мара оказался у изголовья. Ведарала дал больному лекарство, и тот выздоровел.
Мара рассердился на ведаралу. «Я должен убить его», – подумал он и сел на стул ведаралы.
А ведарала знал заклинание, с помощью которого он мог сделать все, что пожелает. «Пусть Мара не сможет подняться со стула», – проговорил ведарала мысленно и сказал Маре:
– А теперь убей меня.
Мара не мог встать со стула и попросил ведаралу освободить его.
– Дай мне три года жизни, и я отпущу тебя, – сказал ведарала.
Нечего было делать Маре, дал он ведарале три года жизни и пошел прочь.
Когда три года истекли, Мара пришел к дому ведаралы. Ведарала испугался, но ему пришла на ум хитрость. Сказал он Маре:
– Убей меня, но прежде залезь на пальму и сорви для меня кокосовый орех.
Мара залез на дерево, а ведарала мысленно сказал: «Пусть Мара не сможет слезть с дерева».
Понял Мара, что не сможет спуститься на землю, и попросил ведаралу освободить его. И на этот раз ведарала отпустил его с условием, что тот даст ему пожить еще три года.
Прошло три года, и Мара вновь пришел к ведарале. Ведарала заперся у себя в комнате, но Мара сумел проникнуть через запертую дверь.
– Как ты ухитрился проникнуть в комнату? Ведь дверь была заперта, – спросил ведарала.
– Я прошел через замочную скважину, – ответил Мара.
И рассказывают, что ведарала сказал на это Маре:
– Чтобы я мог этому поверить, залезь вот в эту бутылку.
Забрался Мара в бутылку, а ведарала заткнул ее потуже пробкой и отставил в сторонку.
С тех пор каждый раз, когда ведарала шел к больному, он брал с собой бутылку, в которой сидел Мара, ставил ее у изголовья, давал больному лекарство, и больной поправлялся. Так ведарала зарабатывал себе на пропитание.
171. Под знаком Сенасуры.{296}
В одной стране жил человек, судьбу которого определял Сенасура. За какую бы работу этот человек ни брался, ничего у него не получалось. И виной всему было неблагоприятное влияние Сенасуры. Звали этого человека Ритта Найде.
Прошло некоторое время, и Ритта Найде совсем обеднел. Однажды он подумал: «Если я останусь в этой стране, то ничего не сумею добиться. Пойду-ка я, куда глаза глядят». Покинул Ритта Найде деревню, вышел на дорогу и пустился в путь. Шел он, шел и остановился отдохнуть под придорожным навесом для путников. А в это самое время пришел туда его друг. Увидал он Ритта Найде и спросил:
– Эй, друг, далеко ли собрался?
– Я решил покинуть эту страну, – ответил Ритта Найде. – Пока я живу здесь, не видать мне удачи. Попал я под злое влияние Сенасуры.
Рассказал он другу о всех своих несчастьях, а тот ему и говорит:
– Послушай, а зачем тебе пускаться в такой дальний путь? Я кое-что придумал. Пойдем-ка вместе назад в деревню и примемся за работу. Если будет сухо, то расчистим участок под хена и возделаем его. А если пойдет дождь, будем работать на рисовом поле.
Вернулся Ритта Найде в деревню и стал расчищать участок. Только начал работать – пошел дождь. Бросил он работу и начал пахать рисовое поле. А тут снова стало припекать. Бросил он рисовое поле и пошел на хена. Опять пошел дождь – Ритта Найде стал пахать рисовое поле. Так он ходил туда и обратно и в конце концов засеял и хена, и рисовое поле. И везде созрел урожай.
И вот однажды бог Сенасура явился Ритта Найде и сказал ему:
– Ну что ж, урожай у тебя созрел, а все равно ничего не выйдет. Я не дам тебе получить с каждой копны больше амуны зерна. С каждой копны одну амуну, – повторил Сенасура и скрылся.
Что было делать Ритта Найде? Пошел он на рисовое поле и не стал складывать большие копны, а сложим копны из трех-четырех снопов. Сжал рис со всего поля, отвез на гумно, привел быков и обмолотил эти маленькие копенки. И получил он с каждой копны по амуне зерна, хоть и были копенки сложены из трех-четырех снопов каждая. Зерна хватило на два амбара. После этого он точно таким же образом сжал урожай на хена, обмолотил его и наполнил еще два амбара.
А в той стране жил ученый астролог. Ритта Найде пошел к нему и спросил, скоро ли кончится злое влияние Сенасуры. Астролог ответил, что оно не кончится до самой смерти Ритта Найде. Тогда Ритта Найде спросил, где сейчас бог Сенасура. Астролог ответил, что Сенасура разгуливает по миру людей. «Что ж, хорошо, тебе не удастся мне повредить», – подумал Ритта Найде и вернулся домой.
Закрома у Ритта Найде были полны, и он ни в чем не нуждался. Жил он спокойно и счастливо и вот однажды заметил, как возле забора остановился какой-то человек. Никогда раньше Ритта Найде его не видел. Позвал он странника в дом, усадил и стал расспрашивать, кто он и откуда. Незнакомец ответил:
– Я чужеземец. Пришел в эту страну посмотреть, как тут идут дела. А как поживаете вы?
– Да какие у меня могут быть дела, – ответил Ритта Найде. – Я попал под злое влияние Сенасуры и, вот уже сколько лет, у меня, за что я ни возьмусь, ничего не выходит. Но на этот раз я его перехитрил. А если он опять попытается помешать мне, то я теперь знаю, что с ним делать.
Тогда незнакомец сказал:
– Земледелец, я и есть Сенасура. Я пришел в этот мир, чтобы своими глазами убедиться в твоей ловкости. Теперь я хочу тебе помочь. Скажи, что тебе нужно.
– Что нужно? – переспросил Ритта Найде. – Я совсем обеднел по вашей вине. Помогите мне теперь разбогатеть.
Сенасура дал Ритта Найде маленькую золотую книжечку и сказал:
– Всякий раз, когда начнешь какое-нибудь дело или отправишься в путь, поклонись этой книжечке, помяни меня, и тогда тебе во всем будет сопутствовать удача. – Сказав так, Сенасура ушел прочь той же дорогой, какой пришел.
Стал Ритта Найде поклоняться книжечке, как велел ему Сенасура, и действительно, во всем ему сопутствовала удача. Жил он долго, стал очень богатым человеком, и царь присвоил ему титул ситаны. С тех пор стали его звать Ритта Ситана.
172. О двух друзьях.{297}