Ведарала обвинял Нагуль Мунну в том, что Нагуль Мунна избил его и отобрал мешок с ритуальной одеждой.
Владелец теленка обвинял Нагуль Мунну в том, что он свернул теленку шею.
Заклинатель обвинял Нагуль Мунну в том, что Нагуль Мунна избил его и подвесил на дереве.
Отвели Нагуль Мунну к царю, и царь спросил его:
– Правда ли это?
Нагуль Мунна пал ниц перед царем и рассказал обо всем, что с ним случилось. Закончив свой рассказ, он сказал:
– Божественный, все это правда. Но моей вины тут нет. Все это случилось по вине моей жены, которая не давала мне сидеть дома и прогнала возделывать поле. Поэтому накажите не меня, а ее, божественный.
Царь выслушал рассказ Нагуль Мунны, решил, что ничьей вины тут нет, и простил Нагуль Мунну. Но с тех пор Нагуль Мунна больше в деревню не возвращался.
197. Рассказ о брахмане.{340}
В одном городе жил брахман, и был у него лишь маленький участок земли и больше ничего. Брахман продал участок за три масурана и сказал жене:
– Я отправляюсь на заработки. А ты оставайся дома и сама о себе позаботься.
Пошел брахман по дороге, и повстречался ему еще один брахман.
– Дай мне совет, – попросил первый брахман.
– Дай мне масуран, и я дам тебе совет, – ответил тот.
Первый дал ему масуран, и тот сказал:
– Когда придешь в какую-нибудь страну, не требуй для себя почестей.
Прошли они еще некоторое расстояние, и первый брахман опять попросил:
– Дай мне еще один совет.
– Дай мне еще один масуран, и я дам тебе совет, – ответил тот.
Первый брахман дал ему масуран, и тот сказал:
– Приступая к делу, тщательно все расследуй.
Прошли они еще немного, и первый брахман опять попросил:
– Дай мне еще совет.
– А ты дашь мне еще масуран? – спросил тот.
– Дам, – ответил первый, и тогда второй брахман сказал:
– Не раскрывай тайну жене.
Дошли брахманы до развилки двух дорог, и здесь им надо было проститься. Прощаясь, второй брахман спросил первого:
– У тебя еще остались масураны?
– Я продал клочок земли за три масурана, – ответил первый. – У меня совсем ничего не осталось.
– Тогда я дам тебе совет бесплатно. Не лги царю. – Сказав так, он повернулся и пошел прочь.
А первый брахман от голода еле ноги волочил и пришел, наконец, в какой-то город. В этом городе умер ситана, и его было некому похоронить. Поэтому объявили под барабанный бой, что тот, кто похоронит ситану, получит пятьсот масуранов.
Бедный брахман услыхал барабанный бой и спросил глашатая:
– Почему вы бьете в барабаны?
– В этой стране умер человек, и его некому похоронить, – ответил глашатай. – Вот я и объявляю об этом.
Брахман вспомнил первый совет: «Когда придешь в какую-нибудь страну, не требуй для себя почестей». Подумал он: «Я должен похоронить этого ситану», а вслух сказал:
– Я могу сделать это.
Пришел он к сыну усопшего, и тот сказал:
– Ты пойдешь один хоронить моего отца. Потом приходи, я тебе заплачу.
– Хорошо, – согласился брахман, взял тело, выкопал могилу и вспомнил второй совет: «Приступая к делу, тщательно все расследуй». Стащил он с ситаны саван и увидел на его поясе кушак. Снял брахман кушак, смотрит – а в нем полно масуранов. Тогда он закопал тело, а масураны взял себе. Потом пришел к сыну ситаны, и тот заплатил брахману пятьсот масуранов.
Брахман пошел к золотых дел мастеру и заказал ему украшения для жены. Потом вернулся в свою деревню и дал жене украшения.
– Откуда у тебя это? – спросила жена.
Брахман вспомнил третий совет: «Не раскрывай тайну жене». Решил он скрыть от жены правду и сказал:
– Когда я возвращался домой, мне захотелось пить. Воды нигде не было, тогда я напился сока дерева далук{341}. Но от этого мне еще больше захотелось пить. Тогда я улегся на камне, и тут он раскололся, а под ним оказалось множество масуранов. Я собрал, сколько мог, и заказал для тебя украшения.
Услыхав этот рассказ, жена побежала и передала его всем женщинам деревни. А те рассказали об этом своим мужьям. Около двадцати пяти человек взяли горшки и пошли в лес пить сок дерева далук. Некоторые умерли, а других стало сильно рвать, и они вернулись домой.
Женщины деревни подали в суд на брахмана и его жену за то, что они отравили их мужей. Царь повелел привести брахмана и спросил его:
– Как это случилось?
– О, божественный, – ответил брахман. – За три масурана я купил три совета у одного брахмана. Первый совет: «Когда придешь в какую-нибудь страну, не требуй для себя почестей»; второй: «Приступая к делу, тщательно все расследуй»; третий: «Не раскрывай тайну жене». Потом масураны у меня кончились, и он дал мне совет бесплатно: «Не лги царю».
Рассказал брахман царю обо всем, что с ним случилось, и закончил свой рассказ так:
– Тот брахман не велел мне лгать царям, поэтому я рассказал вам всю правду.
Расследовав дело, царь отпустил брахмана и его жену.
198. Семь воров.{342}
В одной стране жили семь воров, и был среди них один дурак. Однажды воры отправились в деревню, пробрались в один дом и украли там множество вещей. Воры оттащили все награбленное добро к себе в пещеру и легли спать.
Среди ночи вор-дурак проголодался и стал шарить в темноте, не найдется ли чего-нибудь поесть. Ему попалась коробка с одеждой заклинателя духов. Глупый вор достал костюм и стал его рассматривать. Потом надел костюм, браслеты, бубенчики и маску.
Одни из спящих воров проснулся от звона бубенчиков. Продрал он глаза, смотрит – а рядом с ним якша. Испугался вор и заорал. От его крика проснулись остальные.
– Якша! Якша! – закричали они и пустились бежать.
– Эй! Стойте! Не бегите! – закричал глупый вор. – Подождите меня! – и бегом вдогонку за ними.
Шестеро воров припустили, что было мочи. На пути им попался колодец. Они через него перепрыгнули и, не останавливаясь, побежали дальше. А глупый вор тоже прыгнул через колодец, но зацепился одеждой и упал в колодец вниз головой.
Рано поутру пришла к колодцу какая-то женщина. Опустила она кувшин, а вор ухватился за него и повис на веревке. Еле-еле удалось женщине подтащить кувшин к краю колодца.
– Ну, матушка, еще чуть-чуть,- сказал вор.
Наклонилась женщина, смотрит – а там якша. Закричала она со страху, бросила кувшин обратно в колодец и побежала домой.
199. Глупый человек.{343}
Рассказывают, что в одной стране жили муж и жена и были у них две дочери. Одну из дочерей выдали замуж. В доме ее мужа всего было вдоволь.
Потом один очень богатый человек посватался ко второй дочери. Но отец девушки отказал ему.
– Я не выдам дочь за тебя – ты низкого происхождения, – сказал он.
Потом посватался к ней еще один человек. У него ничего не было, зато он был высокого происхождения. Девушке больше по душе был первый жених, но ее выдали за второго.
Девушка жила за своим мужем почти впроголодь, и хорошей одежды у нее не было. Однажды отец пришел навестить ее. Дочь развела огонь, поставила горшок на очаг, насыпала в горшок семена тамариндового дерева и стала жарить. Семена зашипели: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!»
– Что ты жаришь, дочка? – спросил отец.
– Я жарю наше высокое происхождение, – ответила дочь. – Больше у нас ничего нет.
Отец рассердился и вернулся домой. На следующий день он пошел навестить старшую дочь.
Дочь поджарила лепешки веллавэхум{344} и угостила отца. Никогда в своей жизни он не ел таких лепешек, и очень они ему понравились.
Пошел он домой, повторяя: «Веллавэхум, веллавэхум», чтобы не забыть, как они называются. Шел, шел и споткнулся о камень.
– Ой-ой-ой! – закричал он и начисто забыл слово «веллавэхум».
Теперь до самой деревин он шел и твердил: «Ойойой, ойойой». Пришел домой и сказал жене:
– Сегодня дочь поджарила для меня ойойой. Это очень вкусно, поджарь и ты.
– Никогда в жизни я о них не слыхала, – ответила жена. – Как я их тебе поджарю?
– Ах, ты, шлюха! – рассердился муж. – Как ты смеешь говорить, что не знаешь, что это такое? Ведь я только что их ел.
Стали они ругаться, а соседи увидели их, и кто-то сказал:
– Ну и пасть у нее! Прямо как лепешка веллавэхум.
– Вот! – воскликнул муж. – Я о них и говорю.
Поджарили они пять лепешек, и муж сказал:
– Мне три, тебе две.
– Нет, – возразила жена. – Мне три, тебе две.
Никак не могли они поделить лепешки и, в конце концов, решили:
– Давай мы с тобой помолчим. Кто заговорит первым, тот получит две лепешки.
Согласились они на это, перестали спорить и легли. Из дома до соседей не доносилось ни звука. Соседи подошли к двери и позвали хозяев. В ответ – молчание. «Они, наверное, умерли», – решили соседи, взломали дверь, видят – хозяева лежат, словно мертвые.
Соседи решили отнести их на кладбище и стали связывать им руки и ноги. Когда мужу стягивали веревкой ноги, он не стерпел боль и простонал: «О-ох!»