Вороны, например, совсем не дают житья дживам: они воруют яйца, убивают детенышей. И они еще говорят, что мы циники!
Чхота продолжил читать:
«О Господь, Ты сказал, что брак между людьми, равными по положению, красоте, богатству, силе, влиянию и отрешенности, можно считать удачным союзом. Но достичь всего этого можно только по Твоей милости».
Эти строки задели самое больное место Падмы. Он вновь начал рассуждать о своем расстроенном браке, и они поговорили немного об этом.
Чхота больше слушал, чем говорил.
- Как она могла так поступить? - спрашивал Падма. - У меня сейчас такое ощущение, что я уже никогда больше не смогу вновь медитировать на Кришну - я совсем потерял душевное равновесие. Возможно, мне нужно подумать о новом браке, но у меня нет уже никакой веры. Возможен ли вообще в Кали-югу брак, построенный на принципах сознания Кришны, или это журавль в небе? Я пытался сделать из нее преданную… в чем же я ошибся?
Он опять заплакал, хлюпая носом. Немного погодя он высморкался и сказал:
- Ладно, давай лучше слушать о семейной жизни Кришны, а не о моей.
Чхота вновь начал читать:
«В обществе, которое составляют те, кто служит, пребывая в сознании Кришны, и кому они служат, человек оказывается огражден от страданий и наслаждений, существующих в материалистическом обществе, деятельностью которого движет половое влечение. Поэтому каждый мужчина и каждая женщина должны присоединиться к Твоему обществу, состоящему из слуг и того, кому они служат».
- Я очень хочу быть слугой в этом обществе, о котором она говорит, - сказал Чхота, - в обществе, состоящем из Господа и Его слуг. Именно таким обществом и является наше движение Харе Кришна. Я уверен, что это наилучшее из обществ, и я хочу быть его членом. Я уехал из Гайаны не для того, чтобы уйти из него, понимаешь?
- Я знаю, - успокоил его Падма. - Ты стараешься быть искренним слугой.
Пришла очередь читать Падме, и он продолжил чтение с того места, где остановился Чхота:
«О Господь, Ты сказал, что Тебя прославляют одни лишь нищие, и это тоже абсолютно верно. Но что это за нищие? Этими нищими являются все возвышенные преданные, а также те, кто достиг освобождения и отрекся от мира. Все они - великие души и преданные, у которых нет иного занятия, кроме прославления Тебя. Такие великие души прощают даже тех, кто наносит им самые жестокие оскорбления. Эти так называемые нищие заботятся о своем духовном развитии, терпеливо перенося все тяготы материального существования. Дорогой муж, не думай, что я взяла Тебя в мужья по неопытности; на самом деле я следовала по стопам всех этих великих душ. Следуя за этими великим нищими, я решила посвятить свою жизнь Твоим лотосоподобным стопам».
Чхота воскликнул:
- Джая Шри Кришна и трансцендентные нищие!
- Это звучит замечательно, - сказал Падма. - Может быть, Господь сделает меня одним из этих нищих. Во всяком случае, я надеюсь на это.
Через два дня Падма решил, что должен вернуться домой в Гайану. Чхота проводил его до воды. Прежде чем улететь, Падма широко улыбнулся и обнял друга.
Чхота сказал:
- Должно быть, это замечательно - уметь летать. А теперь ты можешь делать это для Кришны.
- Да, - согласился Падма, - я уже начал думать, как мне устроить свою жизнь, чтобы все в ней было посвящено Кришне. По крайней мере, я единственный преданный, который очень рад, что ты уехал из Гайаны и приехал сюда, чтобы улучшить садхану. Ты вдохновил меня своим убедительным примером. Спасибо тебе.
Ловко подпрыгнув, Падма расправил крылья и взлетел в воздух. Вскоре он уже, махая крыльями, летел над океаном. Его силуэт был похож на черный блестящий самолет, и Чхота подумал о Джатаю, царе птиц.
Глава девятая
Через некоторое время к Чхоте приехал пароходный агент и сообщил ему о редкой возможности: скоро в Нью-Йорк отплывает пароход, и Чхота может отправиться на нем вместе с туристической группой.
- Но того, кого я ищу, - сказал Чхота, - может не быть в Нью-Йорке. Он может находиться где угодно.
- В Нью-Йорке ты непременно узнаешь, где он сейчас, можешь в этом не сомневаться, - заверил его агент. Он хотел внести Чхоту в список.
У Чхоты от волнения сильно билось сердце. Ему было очень хорошо здесь, на побережье, но он хотел увидеться с Нимаем. К тому же, если он останется здесь, то ему наверняка не избежать еще одного столкновения с Ямалой.
- Хорошо, я еду, - сказал он решительно.
Агент начал заполнять билет.
- Но только с одним условием, - предупредил агент. - Ты не должен говорить другим пассажирам, что ты из Харе Кришна.
- Почему?
- Мой шеф боится, что это повредит делу. Понимаешь, некоторые считают вас сектой. Я-то так не думаю - я лично считаю, что «каждому свое». Но шеф боится, потому что это человеческий пароход высшего класса, и мы, мыши, должны быть очень осторожны. Как я уже сказал, на нем плывет туристическая группа из двенадцати мышей, и вы будете принимать пищу вместе. Все путешествие займет всего лишь пять дней, и ты сам не заметишь, как очутишься в Нью-Йорке.
- Хорошо, хорошо, - согласился Чхота. Он уже привык к такому невежеству. И хотя он не хотел ехать, скрывая от других, кто он такой, он подумал, что это может быть интересным приключением.
Взобраться на судно было довольно легко, но когда Чхота присоединился к группе в грузовом отсеке, он должен был как-то войти в общение с другими пассажирами. Он представился учителем, преподающим в школе для мальчиков, и пожал руку окружившим его мужчинам и женщинам. Когда он вошел в спальное купе, которое он должен был делить с двумя мышами- мужчинами, ему показалось, что он попал в ад. Ему захотелось тут же выпрыгнуть из парохода и вернуться в хижину на побережье. «Я хочу быть один! - подумал он. - Зачем ехать в этот Нью-Йорк?» Но он напомнил себе, что, хоть его жизнь на побережье была мирной и спокойной, его положение остается неустойчивым. Он хотел жить в уединении, чтобы практиковать садхану, но в то же время он хотел действовать в соответствии с указаниями старшего преданного. Мысль о том, что он может встретиться с Нимаем и решить вопрос раз и навсегда, грела его душу. И если для того, чтобы отыскать Нимая, ему нужно будет пройти через какие-то трудности, ему придется смириться с этим.
В первый вечер после отплытия туристическая группа собралась, чтобы познакомиться друг с другом. К своему великому удивлению среди пассажиров Чхота увидел своего брата Арджуну.
Руководитель группы улыбнулся:
- Джентльмены, кажется, уже знакомы?
Чхота пробормотал, что они учились в одной школе и давно не виделись.
Как и Чхота, Арджуна тоже ехал инкогнито, но в глазах друг у друга они прочитали радость и облегчение.
Чхота попытался поселиться вместе с Арджуной, однако в первый вечер это оказалось невозможным. Чхоту поместили в маленькой каюте вместе с двумя североамериканцами, которые возвращались из отпуска.
- Ты заходил в Тобаго в пивную «Веселая мышь?» - спросил один.
- Да, - ответил другой, - я был там. Мне пришлось драться, чтобы к моим девчонкам никто не прикасался.
- Да-а, приятель, - подхватил первый, - в один вечер у меня были три девчонки. Но потом там началась драка, и я вмазал какому-то типу.
- Там чертовски дешевый ром, - сказал второй.
Оба везли с собой бутылки со спиртным, и они осторожно выставили их на пол.
Чхота не принимал участия в разговоре и лишь молча сидел на своей койке, а два туриста - Хэнк и Чак - быстро подружились. Жуя подобранный на полу окурок, Чак спросил Чхоту:
- Что ты делал в Тобаго?
- Я довольно долго пробыл там. Я жил на побережье.
- Знаешь там бар «Береговая крыса»?
- Нет, я не интересуюсь всей этой ерундой.
Трезвенник, да? - Чак подмигнул Хэнку.
Хэнк предложил:
- Пойдем поищем чего-нибудь выпить в человеческом баре.
Чхота скоро выключил свет и улегся в постель. Его соседи вернулись поздно ночью, шумя и наполняя каюту запахом табака. Наконец они заснули, и в каюте воцарилась тишина, нарушаемая лишь храпом и шумом двигателя, отдающимся в переборках.
Чхота сел в постели и начал мысленно повторять мантру Харе Кришна.
Он представлял, что сидит в храме или на побережье под ночным небом, усыпанном лучистыми звездами. Однако безмолвная, мысленная джапа, казалось, была для него недосягаема. Даже друг Господа Кришны, Арджуна, говорил, что не способен думать о Господе, сосредоточивая на Нем все свои мысли. Тогда Чхота начал шепотом, как можно тише, произносить слова мантры: «Харе Кришна, Харе Кришна…» Повторение мантры шепотом оказалось довольно действенным методом. И хотя он находился в каком-то угнетенном настроении и чувствовал себя очень одиноким, его ум был полностью сосредоточен на мантре. Он утратил всякое представление о времени. Утром у него было такое ощущение, что он всю ночь провел в страстном взывании к святым именам.