Вот и Белль как раз носится по сказке, спасая то коняшку, то зайчишку, то папулю, то Чудовище: заботится, окутывает вниманием, буквально вытаскивает из всех возможных и невозможных передряг.
Красавица жила на ферме и занималась всеми домашними делами, да еще и на поле успевала помогать.
Истинный спасатель – как раз таких Чудовища и ищут.
Когда Чудовище хотело забрать отца, то Красавица без сомнений пришла на помощь. Она с радостью предложила себя вместо отца и сказала, что не простит себе, если отец умрет из-за нее.
Раз уж начали про чудовище, давайте здесь, в этом пункте и пройдемся по «женихам» Белль.
В замке сидит «суженый» – озлобленный зверина, прячется ото всех и ждет, пока злые чары спадут (сами по себе, видимо). Вот тут давайте поподробнее.
В истории Чудовища неотрывно присутствует (иногда упоминаясь в сказке лишь вскользь) Волшебница, которая околдовала его в наказание за его образ жизни и грубость.
Произошло все так. Одним вечером, когда на улице была страшная стужа, у замка принца появилась гостья, требующая укрытия. Она предлагала ему розу взамен за кров. Но тот прогнал ее. И тогда старуха стала красивой волшебницей и заколдовала принца.
Что же это за воспитывающий архетип такой? Конечно, архетип матери: она и в детстве вечно недовольна сыном была, а выросло и подавно что-то непотребное – кутила и хам. Мол, живи теперь в шкуре монстра, пока истинная любовь не разрушит мои чары!
Мольбы принца о прощении не были услышаны. Волшебница не увидела любви в сердце молодого человека, поэтому решила проучить. Его самого она превратила в страшное чудовище, а на других обитателей замка наложила заклятие.
Тут, конечно, к образу мамы есть вопросы. Во-первых, а точно ли наказание адекватно причиненному ущербу (все-таки никого не убил вроде, а пострадал вообще весь замок, включая свиту Принца)? Во-вторых, а будут ли более подробные инструкции по борьбе с заклятием? А то имеющаяся формулировка скорее склоняет к безнадеге с депрессивными мыслями, чем к попыткам трансформации, фрустрирует молодняк то есть.
Шли годы, и принц полностью потерял надежду на спасение. Уверенность, что никто не сможет полюбить его в таком облике укрепилась в нем.
И то, каким мы Чудовище в сказке находим, как раз подтверждает высказанные опасения.
Мы тут не судим великое произведение, но как психологи сетуем на то, что выбранный формат наказания вряд ли может быть эффективным. И если уж прямо-таки никак без наказания ребятенка нельзя, то забывать про меру адекватности и понятные исполнимые инструкции для совсем не стоит.
Кстати, сам по себе архетип Чудовища – это так называемая «Теневая» сторона личности человека. Тень человека – это все, что он не принимает в себе: и жадность, и распутство, и лень, и сексуальность, и агрессивность, и прочие социально не одобряемые и даже порицаемые обществом черты. Явление тени – это отрицание определенных частей личности в себе. А, значит, успешное движение в сторону ощущения своей неполноценности со всеми вытекающими последствиями (отсутствие энергии, ощущение, что живешь не свою жизнь и не знаешь, чего хочешь и прочие «приятности»).
И если Чудовище со своим нравом стал вынужденным интровертом, то второй жених – Гастон, – как раз творит все, что когда-то было «можно» и заколдованному в открытую. По сюжету Гастон – тень Чудовища, его зеркало. Хамоватый, наглый, самоуверенный и глуповатый носитель тестостерона – тот случай, когда кто-то ведет себя так же ужасно, как Чудовище до заклятия, но «мамочка» его не наказывает… до поры до времени (все помнят, да, что в итоге Гастон погибает на обрушающемся мосту и в некоторых версиях сказки само разрушение моста – дело рук все той же Волшебницы-«мамы»).
(window.adrunTag = window.adrunTag || []).push({v: 1, el: 'adrun-4-390', c: 4, b: 390})Белль же свое отношение к Гастону высказывает вполне прозрачно: эту деревенщину и спасать-то не от чего! Я за такого замуж не выйду никогда!
Вот какая тут интересная мысль:
Если ты НЕ ЖЕРТВА, то и любить тебя нельзя!..а вот если ты жертва страшного заклятия, то можно и присмотреться.
А теперь самое интересное – третье.
После разбора нежизнеспособной идеи про то, что истинная любовь превратит абьюзера в лапочку; после понимания типа личности Спасателя (как, в связи с чем может сформироваться и какими людьми себя будет окружать, а каких отшивать подальше) самое время рассмотреть историю с еще одного разгромного ракурса.
А кто все-таки сказал, что Чудовище вообще изменилось? Осознало всю деструктивность своего прошлого поведения? И стало совсем другим… Где? Когда сие произошло? Может, когда рычало на свою свиту да и саму Красавицу тоже? Может, когда вершило «возмездие» против отца Белль (за «Великое» воровство, конечно)? Или пока держало в заключении саму Белль (да, иногда одаривая подарками, но все-таки оставляя ее пленницей)? Или, когда манипулировало своей жизнью, лишь бы удержать девушку при себе (а это именно манипуляция, мы тут беспощадно называем вещи своими именами)?
Чудовище признало в девушке свое спасение. Сказало, что умрет без нее. И Красавица пообещала, что никогда не оставит его.
Ну такое себе ИЗМЕНЕНИЕ. Вообще больше похоже на то, что мамочка-волшебница просто умилилась образовавшемуся союзу и захотела внуков, чем на то, что ее воспитание возымело плоды. Ну и расколдовала, а как иначе? Время-то идет…
И как же мы в сказке «Красавица и чудовище» не поговорим про розу?
Роза – это анима, архетип женского начала в мужской психике. Она может трактоваться как мост между сознательным и бессознательным, как интуиция, творчество и эмоциональная глубина. Также это символ трансформации личности, а лепестки – это слои личности.
И здесь тоже вроде бы все понятно, кроме одного: роза в сказке как обратный отчет все чахнет и чахнет с продвижением по сюжету. Не доказательство ли это того, что Чудовище как раз в своем развитии никуда не двигается, а как раз наоборот. В итоге «мамочка» новую розу подарила и вроде как все прилично стало… Спорно. Очень спорно! Все-таки хочется и этот образ записать в доказательства того, что никакого роста, трансформации и уж тем более инициации у Чудовища так и не случилось – сплошные подлог и провокация ради красивой картинки.
Таким образом, не только в жизни любовь злодеев не меняет, оно и в сказке так же… если присмотреться хорошенько.
И главное: катарсис по сюжету случился, и в нашей сказке Чудовище превратилось (чудо, не иначе) в принца. Дальше счастье?
Простите, а с чего это вдруг? Без заклятия Белль быстро разглядит в Принце уже упомянутого Гастона, сам Принц в привычном образе гуляки и хама восторга от нравоучений жены испытывать тоже не будет… Шансов на «жили долго и счастливо» ничтожно мало, так что самого интересного нам и не рассказали.
И еще разок в качестве морали.
Никакая, даже самой высокой пробы, любовь не превратит Чудовище в принца… если то самое Чудовище не захочет этим принцем действительно стать. А это работа (над собой), которую среднестатистические злодеи ой как не любят.
Поэтому, дорогие девушки! Да и юноши тоже (кто сказал, что абьюзерами только мужчины бывают?)! Если «сказка о любви, древняя как жизнь» до сих пор медом на сердце ваше ложится, есть тревожные звоночки…
Побег от реальности
Стоптанные туфельки, или sex, drugs, rock & roll
Представим, что все, что происходит в королевстве, – это внутренний мир одного человека. И все герои – части личности. Каждая со своими ценностями, желаниями и способами действовать. И все они сподвигают человека на разные свершения, очень разные, временами противоположные – то, что называют внутренним конфликтом.