Жирный богач быстро вышел из дома, сел на коня и помчался к себе. Он сжег одну из своих юрт, собрал весь пенал в мешок и отправился к Хартагай-хану:
— Хан-батюшка! Слышал я, что ваш скот заболел чесоткой и пришел помочь их вылечить.
Хан сильно рассердился:
— Безмозглый дурак! Ты хочешь, чтобы мой скот заболел. Накажите негодяя, — приказал он страже.
Толстый богач еле живой добрался до дому, а на другой день он привел двух батраков и те схватили сметливого батрака, связали ему руки и затолкали в мешок.
— Ну, теперь ты в моих руках. Я тебя сожгу! — говорит.
— Да правильно решили, отец-богач, — говорит батрак из мешка. — Я ведь шаман. Отвезите меня на перекресток трех дорог, сожгите пихту с можжевельником.
Отвезли сметливого батрака в мешке и подвесили на высокой лиственнице на перекрестке трех дорог. Богач с батраками ушли в далекую тайгу на поиски пихты и можжевельника.
В это время по дороге ехал одноглазый человек на ярко-рыжем коне, в седле, отделанном серебром. Увидел он висящий на дереве мешок.
— Кто тут подвесил мешок? — сказал.
— Лечу свои глаза. На войне я потерял глаза. Сижу здесь ровно три дня. Одним глазом я теперь вижу, если побуду здесь еще три дня, то будет видеть и второй глаз, — говорит сметливый батрак.
— Тогда ты отдохни три дня. Вместо себя меня посади, — просит одноглазый.
— Не могу. Одним глазом что увидишь? Что будет, если я потеряю доверенный мне скот, — отвечает сметливый батрак, зажмурив один глаз.
— Парень, а парень! Ты пастух, а я хан. Как ты думаешь, кому из нас нужнее глаза? Я отдам тебе коня и свою одежду, посади меня туда.
Вначале парень сделал вид, что не хочет уступать, но потом согласился. Батрак связал хана, затолкал в мешок и подвесил его на дереве. Одел его одежду, сел на его коня, сказал: «До свидания» — и уехал домой.
Вернулся толстый богач с пихтой и можжевельником и развел костер под сосной.
— Что вы делаете? Остановитесь! Я ведь хан! — раздается из мешка.
— Подыхай, хватит меня обманывать! Наконец-то я тебе отомстил! — сказал богач и отправился со своими батраками домой.
Дома он решил перевезти юрту батрака и поехал к нему. Подъезжает богач к юрте сметливого батрака и видит ярко-рыжего коня с серебряным седлом, привязанного у коновязи. Удивился этому богач. Заходит в юрту, а там сидит, подбоченясь, сметливый батрак в одежде из узорчатого китайского шелка. Замер богач и стал в дверях.
— Я же сжег тебя на перекрестке трех дорог. Что же я вижу? — спрашивает.
— Велика священная сила пихты и можжевельника. С их помощью я поднялся на небо, а там большое гуляние идет. Дочь Сэгээн Сэбдэг тэнгри — красавица Сэсэн попросила меня стать ее мужем. Но как дотронулась до моих мозолистых рук — отпрянула от меня. «Есть ли в нижнем замби (земле) человек с нежными руками, без мозолей?» — спросила она меня. Я указал на вас. Мне дали хорошего коня, одели в красивую одежду, отправили сюда. Придется вам поехать — отвечает сметливый батрак.
Так он сжег толстого богача и отправил на небеса, после этого установил счастливую жизнь на родине.
43. АРНАЙ
Арнай — Арнай. Записала Д. А. Бурмина от Анны Убушеевны Щербаковой, 1903 г. рожд., с. Нукуты Нукутского района Иркутской области, 1975 г., РО БФ СО АН СССР, инв. № 3363. Перевод Д. А. Бурчиной.
А. У. Щербакова — великолепная исполнительница сказок, легенд и преданий. Д. А. Бурчиной записаны от нее в 1975 г. сказки «Уран хара дархан», «Няд-няд», «Юһэтэйбасаган», «Аржа Буржа хаан», «Үбгэн хүг-шэн хоёр» и другие. Анна Убушеевна многие сказки переняла, от своей матери Матрены Спасовны (1859–1932).
Едет как-то Арнай. Пегий конь у него, сани золотые, золотая шапка и дуга золотая. Сел он на своего пегого коня, едет и поет: «Есть у меня конь пегий, сани золотые, золотая шапка и дуга золотая». Встречается ему один человек:
— Ты кто? — спрашивает.
— Имя свое забыл, — отвечает. — Назовешь мое имя, золотые сани свои отдам, — говорит.
— Арнай ты, — сказал тот, забрал у него сани и ушел.
Идет Арнай, ведет своего коня с дугой.
Опять с человеком повстречался.
— Как тебя зовут? — спрашивает.
— Забыл свое имя! Назови! — говорит.
— Арнай! — ответил тот, забрал пегого коня и ушел.
Опять встречается один человек:
— Кто ты? — спрашивает.
— Имя свое забыл. Назови мое имя! — говорит.
— Арнай! — называет тот, забирает золотую дугу и уходит.
Идет с последней золотой шапкой.
— Как тебя зовут? — спрашивает опять встречный чело-вех.
— Забыл свое имя, — отвечает. — Если назовешь, отдам свою золотую шапку! — говорит.
Человек назвал его имя, забрал золотую шапку и ушел. Идет Арнай, ничего у него нет. На бугре нашел Арнай обглоданную голую лопатку, спрятал за пазуху. Заходит к одному человеку переночевать.
— Дайте переночевать! — просит.
— Ночуй!
В котле у этого человека варилось мясо.
— Можно к вашему мясу свое прибавить мясо, — спрашивает.
— Можно! — отвечают.
— А ваше мясо не съест мое мясо? — спрашивает Арнай.
— Разве мясо может съесть мясо? Если съест наше мясо твое, тогда отдадим свою черную овцу, — говорят.
Кладет (Арнай) незаметно голую лопатку в котел. Стал вынимать мясо и говорит:
— О! Мясо твое съело мясо Арная! Кость осталась!
Забрал он черную овцу и ушел. Приходит к одному человеку.
— Можно пустить мою овцу к вашим?
— Что ж, пускай, — отвечает.
— А ваши овцы не съедят мою овцу? — говорит.
— Разве овцы овец едят? Десять черных овец возьмешь, если съедят, — говорит.
Пустил Арнай к ним свою овцу и закрыл. Ночью встал, забил свою овцу, измазал ее кровью шерсть (одной из овец) и зашел в дом.
Утром встал и кричит:
— Овцу Арная ваши овцы съели!
Забрал десять овец и ушел.
На горке Арнай нашел труп старухи. Зашел он к одному человеку, а труп той старухи прислонил к двери.
— Жена моя стеснительная, — говорит. — Воды просит. Дайте воды.
Две дочери (хозяина) выходят на крыльцо с водой.
— А не убьют ли они мою жену? — спрашивает.
— Если убьют, забери обеих и уходи! — отвечает.
— Жена Арная, выпей воды! — говорят (девушки) и толкают ее.
Труп-то и свалился.
— Э! Жена Арная свалилась! — кричат.
— Жену мою убили! — крикнул Арнай, забрал обеих девушек и сделал их своими женами.
Однажды увидел он, как семьдесят рыжих коров пасет один человек, и говорит своим двум женам:
— Я начну отбирать их, как будто они мои.
Одну жену он посадил под деревом, другую — на вершине дерева.
— Со словами «мои бычки» я буду гнать семьдесят рыжих бычков. Тот человек скажет «мои» и тоже будет гнать их. Когда я предложу спросить у небесного бурхана, ты крикнешь: «Арная!» — говорит он жене, которая сидела на вершине дерева.
— Когда я обращусь к земному бурхану, ты тоже крикнешь: «Арная!» — наказывает он жене, которая сидела под деревом.
Так и сделали жены.
— Арная, Арная! — крикнули они, когда возник спор. И Арнай пригнал домой семьдесят рыжих бычков.
44. СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ
Зол Шор хоёр — Счастье и Несчастье. Записала Е. В. Баранникова от А. А. Тороева, 1893 г. рожд., улус Шунта Боханского района Иркутской области. Перевод Е. В. Баранниковой.
Сказка под этим же названием опубликована в книге Е. В. Баранниковой «Бурятская сатирическая сказка», а также в сборнике А. И. Шадаева «Бурят-монгол арадай онтохонууд».
Давным-давно жил один очень богатый человек. У этого богача работал бедняк. Проработал бедняк у богача девять лет, но постоянно был у него в долгу, не мог прокормить своих детей. Не было у бедняка ни собаки, которая бы тявкала, ни скотинки, которая бы прошла по земле.
Однажды, когда бедняк молотил хлеб богача, ночью, при свете луны, он заметил на поле двух маленьких мальчиков, которые собирали выпавшие колоски и втыкали их в снопы. Очень удивился бедняк, потому что мальчики собирали колоски, лежавшие на его пути и втыкали в снопы, связанные им. Бедняк спрятался у стога сена. Мальчики, собирая колоски, приблизились к нему. Когда они близко подошли, бедняк схватил их.
— Кто вы такие, собирающие растерянные колосья и втыкающие в снопы? — спросил бедняк.
— Мы Счастье богатого человека, мы всегда собираем все то, что он потеряет или уронит, — отвечают мальчики.
— А у меня есть Счастье? Где мое Счастье? — теребя их за волосы, спрашивает бедняк.
Те говорят ему:
— У тебя нет Счастья, а есть у тебя только Несчастье.