А тот думает: «Ладно!».
Солдат снял сапоги свои, взялся отдыхать. А у мужика богатые поршни с обором: богатый лапти не носил. Кладет на прилавок [свои поршни], потом говорит:
— Ты слыхал, где Гаган Гаганыч, командир полка, служит?
— Дяденька, не слыхал. У нас только свои части знать надо.
— Ну вот, — говорит, — солдат, а не слыхал.
— Нет, не слыхал, дяденька. А где же он служит? — солдат спрашивает.
— Гаган Гаганыч служит в Печи-Печинском на Сковороды-Сковородынском.
Солдат думает: «Ага, погоди!».
— Нет, не слыхал, — говорит, — дяденька!
— Ну вот и солдат!
Вот, когда легли спать, как они работали сильно, этот богатый мужик, заснули они с женой крепко, захрапели. Солдатик чувствует, что они спят крепко.
Была лучина на столе у богатого (раньше лучину жгли). Зажег лучинку, сделал закурить, курит папиросу. Он чувствовал, что мертвым сном спят они. Засветил печку. Правда, на Сковороды-Сковородынском — Гаган-Гаганович. Да. Он тогда взял его в свою сумку, завернул, а на сковороду поставил поршень и опять заслонил. Лег спать...
Проснулся солдат и думает, что хозяйка встанет дров класть — хватится [гуся]. Как бы пораньше уйти. Солдат просыпается, а мужик кашляет.
Тогда [солдат] говорит:
— Дяденька, мне надо встать!
(Да, да, да. Я вам правильно говорю. Как петух пропоет — вставать надо!).
А двадцать километров ему было до городу итти. Хозяин и покормить не покормил, — вот какой был жадный!
Солдатик встал, скоро оделся, обулся и берет свою сумку на плечи. Вот к хозяину подходит и говорит:
— Хозяин, вот я обдумал: Гаган Гаганыч переведен с того полка; теперь он служит в Сумы-Сумынском, а вместо Гаган Гаганыча там Поршень-Поршинский в Печи-Печинском.
А хозяин думает: «Я-то посмеялся, а он думает, правда, вот дурак-то!
Солдат ушел. А хозяйка обулася, стала дрова класть в печку.
— Митрофан! Гусь-то улетел! Солдат-то догадался. Твой поршень здесь... Ай-ай.
Мужик только намекнул, а солдатик-то и воспользовался.
Война горшков
У старухи было два сына. Оба солдаты.
Мать и спрашивает:
— Детушки, а что это такое война?
А они говорят.
— Тебе дела нет.
(А с французом тогда дрались, да, да, дорогие мои! И старухе они никогда не говорили про войну! И тогда николаевским солдатам земли не давали. Они побирались; их дарили хорошо, жалели.)
Приходит солдат николаевский.
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, сынок. Ты солдат?
— Солдат.
— Насчет войны-то как?
— Знаю, бабушка... Могу показать! А где ваши дети?
— Они на сенокос выехали. До вечера не приедут.
— А много у тебя горшков?
— Много, — говорит. — Коров много и горшков много.
— Неси, — говорит, — все!
Она наносит полную квартиру.
— Бабушка, поджарь мне подкрепиться, — солдат говорит.
Накормила она солдата.
— А мед?
И мед принесла. И свинины и холста дала.
— А все горшки принесла?
— Нет, в печке один большой поставлен. Со щами.
— Неси и его!
Она принесла.
— Бабушка, все принесла?
— Все, кормилец,
— Теперь колун принеси. Буду войну устраивать. А ты, бабушка, полезай под печку. А то полетят шрапнели — убьют еще!
Залезла бабушка под печку. А он:
— Та-та-та-та-та! — по горшкам.
— Слышишь, бабушка? — кричит, — это мы на неприятеля наступаем. Сейчас будем сражаться!
(Раньше только ружья и штыки были у нас в Турецкую войну).
Как крикнет: «Ура!». И начал горшки колотить. Горшки толкет. Рамы, стекла — вдребезги! Кирпич начал толочь, пока не устал.
А бабушка думает — солдат с ума сошел!
— Ой, кормилец, сколько тут набито!
— Эти черёпки — солдатские тела. А молоко — кровь. Это я один был. А миллионная армия была бы, — чай и квартиры не было бы... Да, да, да, да.
И пошел. Приезжают хозяева. Везде ветер свищет.
— Что такое?
— Да солдат войну показывал.
Он — плюх ее. Она — брык на землю.
— Ах ты, дура, дура!..
Из сказок Сергея Богатырева
Беременный поп
Посылает поп работника к доктору. И объясняет, что тужит поп животом. Доктор говорит:
— Пусть пришлет своей мочи!
Поп налил бутылку, послал с работником. Работник разбил дорогой эту бутылку, взял другую. Видит — корова мочится... Он набрал коровьей. Доктор исследовал и говорит:
— Ваш поп должен скоро телиться.
Попу стыдно, надо уезжать подальше. Заехал в одну деревню к мужику. Мужик пустил его переночевать. Пустил на печку — дело зимнее. Поп заснул. А ночью у крестьянина отелилась корова. Чтоб теленок не замерз — его тоже на печку.
Поп проснулся, смотрит — теленок!
«Ну, теперь, — думает, — можно ехать домой с теленком». Забирает теленка и уезжает.
Мужик — не давать! Дело пошло в суд. Судья приказал:
— Попа с коровой поставить! К кому теленок пойдет, с тем и останется...
Теленок пошел к корове. Так поп и остался без теленка.
Ты умен, да и я не дурак
У одного мужика была красивая баба — жена.
Вот поп, дьякон и псаломщик — все подсватывались к этой бабе. Как она за водой идет — ей проходу не дают. Все подсватываются. Ну она рассказала мужу, что, вот, проходу не дают прямо.
Ну, а мужик был не дурак и говорит:
— Назначь им время. Пускай псаломщик приносит двадцать пять рублей и приходит в шесть часов. Дьякону — пятьдесят рублей. В семь часов пускай приходит. А попу — в восемь часов. И сто рублей денег пускай приносит.
Ну, так и поступила женщина. Назначила всем время, сказала, что мужа дома не будет.
Вот на второй день приходит в шесть часов псаломщик. А мужик его по голове обухом, да и в подпол. А денежки взял. Ну вот, прибрал он так и дьякона, и попа — и всех в подвал.
Ну, а в девять часов вечера заходит к нему солдат. Как раз уже темненько было. Мужик вот и говорит солдату.
Говорит:
— Дела-то у меня неважные.
— Ну, а что ж такое? — солдат-то спрашивает.
— Да вот, — говорит, — пришел какой-то монах и помер у меня. И вот теперь не знаю, как похоронить.
— Давай, — говорит, — десять рублей — я его похороню!
Мужик дает ему десять рублей и вытаскивает из подвала псаломщика. (А они все в рясах ходили раньше). Забрал солдат этого псаломщика и с моста бросил его в реку.
А мужик облил дьякона водой и говорит солдату, который пришел к нему обратно.
— Да, говорит, — ты не похоронил его! Он опять весь мокрый пришел.
Солдат схватил этого и тоже туда же бросил.
А мужик попа облил и говорит:
— Вот чорт! Опять пришел. Только еще больше мокрый. (Уже воды не пожалел попа облить!).
Схватил солдат и попа. И понес опять туда же. Этому и камень на шею привязал, чтобы не ушел назад больше. Ну, бросивши отошел немножко от моста и посмотрел назад, — не идет ли обратно монах.
Смотрит — и правда, по мосту идет монах в рясе. Солдат подскакивает к нему:
— Ах, чорт, опять ты выполз! Опять идешь туда!
А тот говорит:
— Я игумен. (Старший такой из монахов).
— Ну, ты у́мен, да и я не дурак!
И бултых его туда в реку.
Ну, приходит к мужику обратно.
— Выкинул?
— Выкинул! Он опять вышел! Так я его снова бросил!
Завещание козла
Пошел мужик лыко драть. Козла взял с собой. Козел холомок нашел, стал бороть, нашел котелок золота. Раньше золото в землю клали старики. Козел стал блекотать, хозяина подзывать.
— Что это козел блекочет?
Подошел — котелок золота.
— Ай да козел, ну и козел у меня!
Пошел с этим золотом домой, а козел сзади. Приносит котелок золота:
— Вот, жена, — говорит, — козел-то у нас. Нашел холомок, стал бороть и выбрал котелок золота.
Мужичок стал богатеть, стал козла беречь. Года три прошло, козел околел. А хозяин очень разбогател.
Хозяин и говорит:
— Пойду козла зарою, отвезу в болото.
— Нет, — [жена говорит], — козла надо похоронить. Ступай, возьми денег, подкупи дьякона, псаломщика, — я козла зарывать не дам, — вот баба как!
Приходит [мужик] к псаломщику;
— Вот я с похоронами.
— С какими?
— Козла хоронить.
— Дурак, мужик!
— Как козел околевал, вам двадцать пять рубличков давал.
Псаломщик говорит:
— Иди к дьякону!
Пришел.
— Здравствуйте.
— Зачем?
— За похоронами.
— Кого?
— Козла хоронить.
— Дурак ты, мужик. Нешто козла можно?
— А как козел околевал, вам пятьдесят рублей давал.