– Мои лучшие друзья: водяные подземных пещер! Юная леди и великая волшебница Варвара! Лучший рыболов, первый в мире поймавший Чертова Коня, Мирослав! – представил чертей и ребят Водовлад.
Черти грациозно вскочили и бросились целовать ручки «юной леди». Девочке стоило большого труда не отдернуть руки от этих странных созданий.
– Присаживайтесь! Наслышаны о ваших подвигах! – мило кланялись черти.
– Мы должны подготовиться к игре, – улыбаясь, отказались от приглашения ребята. Уж очень непривычно выглядели черти.
– Что ж, будем за вас болеть, милая леди. – Варваре уже начали нравиться эти подземные парни. Не виноваты же они, что так выглядят.
Последними царь представил ребятам ичетиков. Те сидели за отдельным столом в углу зала и играли в карты. Все были немного пьяны, так как перед каждым из них стояли большие бутыли с бражкой.
– Карлики какие-то, – подумала про себя юная ведьма.
– Мои верные помощники, – сказал Водовлад XV, и ичетики тут же вскочили и стали кланяться.
Но когда они отошли подальше от их стола, царь совсем по-другому представил ребятам ичетиков:
– Страшные лентяи. Спят с Никиты осеннего до Никиты вешнего. Живут рядом с нами в бобриных норах и под корнями плакучих ив. Лень им построить себе приличный дом! Могли бы стать водяными, обликом-то на нас похожи, только росточком не вышли. Из-за своей лени обмельчали. Я думаю, что скоро вовсе сойдут на нет. По приказанию водяных ичетик выполняет всю мелкую работу: берега весной подмывает, мостики разрушает, посевы заливает, рыбу из сетей ворует.
Так во что играть предпочитаете? Хотите – в домино, хотите – в шашки или шахматы, хотите – в карты, а может, в бильярд или в компьютерные игры? Вот список игр, выбирайте, – предложил водяной царь.
– Не торопись начинать играть. Проиграть всегда успеешь! – вспомнил Мир присказку своего дяди. – Сначала посмотрим, во что и как тут играют. А вот на стенах как раз картины с подвигами местных. Смотри, кажется, это былинный Садко с морским царем в шахматы играет, – Мир указал Варваре на прекрасную стенную мозаику.
На мозаике, действительно, была изображена шахматная партия между Садко и морским царем. Вокруг толпились водяные и танцевали русалки. Старик Трифон отгонял русалок от Садко, чтобы те не мешали ему играть.
– Что, картину рассматриваете? Да, на ней изображен мой великий прадед морской царь Водокрут Тринадцатый. Именно он заманил на дно морское вашего Садко и несколько раз обыграл его в шахматы. Пробыл Садко в рабстве на дне морском несколько лет и все просил моего прадеда научить его получше играть в шахматы. Об этих событиях рассказывается в морской шахматной энциклопедии моего прадеда.
«У нас другие сведения. Как раз Садко потрепал в шахматах морского царя и выиграл рыбу с золотыми перьями», – подумал про себя Мир, но вслух говорить это не стал.
– А можно эту энциклопедию посмотреть? – спросил он у царя.
Тот с гордостью достал шахматную книгу своего прадеда. Просмотрев несколько страниц, Мир понял, что за исход шахматного сражения он может не волноваться. Главной в этой книге считалась такая шахматная стратегия: как можно быстрее отправить в бой «водные» фигуры – ладьи, а коням и слонам давалась задача затоптать пешки противника в конце партии.
Когда Мир жил в городе, он, как и многие русские мальчишки, посещал шахматную секцию. Теперь же, несмотря на то что переехал в деревню, Мир регулярно играл в Интернете и сражался с самыми сильными компьютерными программами.
– Конечно, мне доставит большое удовольствие сыграть партию с вами – сильнейшим подводным чемпионом, – польстил царю Мир. – Но давайте еще раз оговорим условия.
– Значит, так. Если ты проиграешь одну партию – остаетесь на неделю перемывать песок в моей реке. Если я две партии выиграю, то и работать вам две недели.
– А если я выиграю?
– Тогда вас никто задерживать не будет. К тому же, если я проиграю партию, можете целую неделю мной командовать. Буду вас кормить и угождать вам во всем. Да не могу я проиграть! Я ж по книгам моего прадеда научился играть.
Мир решил еще раз польстить главному водяному:
– После ваших рассказов о шахматных победах вашего прадеда хочу за Садко взять шахматный реванш.
– А ты смелый юноша! Утешайся тем, что такому великому шахматисту, как я, совсем не зазорно проиграть. Для начала, Мир, тебе маленькая фора. Можешь играть белыми фигурами.
Мир постепенно захватил центр пешками и фигурами. Водовлад XV же, следуя рекомендациям своего морского родственника, сразу же начал выводить в бой ладьи. И был страшно удивлен, что обе ладьи быстро исчезли с доски, «съеденные» белыми слонами. Царь даже нарушил основное правило шахматистов и обратился к своему противнику:
– Разве ты не знаешь, что сильных слонов надо выводить в конце партии? В нашей энциклопедии это особо подчеркнуто.
Оказывается, Водовлад плохо знал сравнительную ценность фигур. Через несколько ходов все фигуры черных были прижаты к последним горизонталям, и Мир закончил партию прямой атакой на застрявшего в центре короля. Водовлад не считал нужным делать рокировку. Быстро закончилась и следующая партия. Перед третьей партией царь незаметно подмигнул русалкам, которые начали резвиться вокруг них, стараясь всячески помешать мальчику. Но помешали они, по-видимому, его противнику. Третью партию водяной царь проиграл еще быстрее, чем вторую.
Водовлад выглядел очень расстроенным.
– Как же это тебе удалось? – удивился он. – Ведь я знаю всю шахматную книгу прадеда наизусть. Ты настоящий волшебник в шахматной игре, раз тебе удалось со мной справиться.
Мальчик скромно промолчал – уж очень легкой для него была победа – и указал на картину на стене.
– Может, на самом деле все было не так, как нарисовано на этой картине?
– А как было на самом деле? – поинтересовался речной царь.
Пришлось Миру рассказать ему былину о Садко. Внимательно выслушал царь рассказ Мирослава и с грустью сказал:
– На три недели я твой раб, Мир. Приказывай, все исполню, что только пожелаешь.
– Приказываю. Давай будем друзьями, Водовлад. И не на три недели, а навсегда.
Бывшие противники пожали друг другу руки и перешли на «ты».
– Но мой проигрыш – долг чести, и я знаю, как его заплатить. Думаю, мое предложение тебе понравится! Но скажи, Мир, где ты научился так хорошо играть в шахматы? Неужели в своей деревне? А я могу научиться играть так же хорошо? – забросал мальчика вопросами водяной царь.
– Допустим, я играю еще не так и хорошо, но совет, как научиться хорошо играть, дать могу. Рекомендую тебе почитать некоторые шахматные книги.
– Стой, стой! Ну-ка подскажи, какие книги мне стоит почитать. – Водяной хлопнул в ладоши, и в воздухе появились серебряный поднос и наушники.
Такой же поднос Мир уже видел в доме у Бабы-Язи. Поэтому он знал, как действовать. Мир надел наушники, и на серебряном подносе стали появляться различные книги для начинающих шахматистов.
– Где их купить? Можно в шахматном клубе, а можно в «Доме книги» на Невском. Что, гонца посылать будете в город?
– Нет, у меня есть способ получше! Помнишь волшебную щуку, которую Емеля поймал? Так вот – по-щучьему велению, по моему хотению!
Царь подошел к одному из бассейнов, ударил трезубцем по воде. Через несколько секунд из бассейна высунула голову огромная щука. Только окрас у щуки был немного другой, чем в известной сказке. Слегка золотистый.
– Чего тебе надобно, старче? – спросила щука.
– Во-первых, вот список книг, моя Дорогая Щука, так что доставь мне, пожалуйста, их сегодня к вечеру. А во-вторых, ты поступаешь в услужение сроком на три недели вот к этому молодому человеку. За это время Мирослав может тебя три раза вызвать, и ты исполнишь три любых его желания. А вот тебе, Мир, перламутровое кольцо. Надо подойти к речке или к озеру и повернуть кольцо вокруг пальца. Тут же вынырнет наша Дорогая Щука, и ты сможешь попросить ее выполнить любое твое желание. Если же рядом не окажется речки или озера, то щука может появиться и в ведре с водой.
Этот дар водяного царя Мир решил принять и гордо пошел показывать Варваре перламутровое кольцо.
– Теперь и я стал Властелином кольца! Как ты думаешь, не построить ли мне дворец на берегу речки, чтоб Водовлад завидовал? – пошутил Мир.
– Дворец нам ни к чему, оставь три желания на потом.
После того как царь проиграл Миру три партии в шахматы, водяные решили отыграться на Варваре. Увидев, что девочка подошла к карточным столам, водяные поняли, что она хочет сыграть с ними в карты.
Подводные жители, не ожидав такого разгромного поражения своего царя, выбрали для карточных баталий главного водяного шулера – Волана Водяновича.
– Договоримся так. Мы выставляем против тебя самого сильного игрока. И даем каждому из вас по тысяче жемчужных фишек, – объявил судья карточного сражения.