Здесь уж Винтик не выдержал всей этой суеты, стащил с головы шлем, пригладил рукой волосы и сказал:
— Привет, братцы!
Кругом все затихли. И только телевизионщик ещё какого-то канала продолжал говорить в свой микрофон:
— Во лопухнулись!.. Дорогие телезрители, вы смотрите нашу научную программу «Очевидное — невероятное»!
Тут Винтика обступили ещё плотнее и стали наперебой спрашивать, как его зовут, откуда он, как залетел в их город.
Никто не заметил, как наступил вечер. Винтик зажёг прожекторы на сиропоплане и отправился обратно к путешественникам с приглашением плыть в город завтра утром.
На бивуаке все стали чиститься, мыться, гладить одежду, чтобы утром уже не тратить на это время.
Глава 9
Первые впечатления
Встречали путешественников очень приветливо. По берегам Огурцовой реки, которая протекала прямо через центр города, стояли толпы коротышек. Они выкрикивали приветствия и махали гостям серенькими флажками.
Над флотилией летали телерепортёры и вели прямую трансляцию.
На пристани Незнайка и его друзья сошли на берег и стали знакомиться с встречающими, отвечать на их вопросы.
— Как называется ваш город? — спросил Незнайку малыш по имени Гранитик.
— Цветочный.
— Какое смешное название! А улицы у вас как называются?
— Улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.
— Странно! То ли дело у нас: улица Щебёночка, Бетонная аллея, Асфальтовый проспект.
— Не очень романтичные названия, — вмешалась в разговор малышей Кнопочка.
— И не поэтично, — добавил Цветик. — С нашими названиями можно красивую рифму придумать: Цветочный — проточный, Васильков — крендельков. А с вашими? Асфальтовый — м-м-м… базальтовый. Окаменевшая какая-то рифма. Щебёночка — э-э… Даже не знаю ничего… Щебёночка — поросёночка… Не эстетично!
Однако Гранитик совсем не обиделся:
— А у нас в городе вообще любят всё самое необычное… Например, современное течение в нашем искусстве называется сюсюр. Честно говоря, никто ничего в этом сюсюре не понимает, но он всё равно в моде. Если хотите, я познакомлю вас с нашими выдающимися представителями каменистого сюсюра — архитекторами-каменщиками, музыкантами, которые творят в стиле каменного эха, художниками-сюсюристами и писателями. Встречи с ними легко устроить, потому что они все объединены в кружки.
— Конечно, нам очень хочется встретиться и побеседовать с коллегами, — радостно ответили Цветик, Гусля и Тюбик.
— Приятно, что смогу вам помочь. На завтра же договорюсь о встречах. Уверен — вам понравятся наши прославленные деятели: художник Грифель, писатель Шрифт, композитор Камертон.
Имена эти показались артистам из Цветочного города какими-то жёсткими. Но все промолчали. К тому же пора было отправляться на обзорную экскурсию по городу.
Гостей пригласили сесть в кресла, установленные на открытых платформах, которые были ни чем иным, как частью ленточного транспортёра. Он вился вдоль улиц: с правой стороны лента двигалась вперёд, с левой — в обратную сторону. Вдоль транспортёра стояли столбики с названиями улиц, номерами домов и разными указателями: «Кружок писателей-каменотёсов», «Мраморная больница», «Железобетонная галерея современного искусства».
Незнайка, Кнопочка, Пончик, Гусля и другие малышки и малыши начали разглядывать необычный город.
Глава 10
Экскурсия по городу
На экскурсию по городу с гостями отправились Гранитик и два экскурсовода — малышка Скороговорочка и малыш Архивчик. Как выяснилось позже, Скороговорочка и Архивчик всегда работали вместе, помогая друг другу. Архивчик знал и помнил о городе всё: какой высоты здания и кто их строил, какой глубины река в разных местах города и какова скорость течения, в каком томе Большой Каменной энциклопедии и на какой странице есть сведения о каждом великом архитекторе, поэте, художнике. Словом, знал всё и обо всём, но если начинал говорить об этом, то получалось долго и занудно. Поэтому Скороговорочка сразу улавливала мысль Архивчика и продолжала рассказ быстро, для всех ясно, с улыбкой. Слушатели обычно оставались довольны.
И в этот раз — для гостей из далёкого Цветочного города — экскурсоводы очень старались. К тому же гости всем живо интересовались и удивлялись некоторым, вроде бы привычным для местных жителей вещам.
Особенно удивляло гостей полное отсутствие зелени в городе.
— Почему у вас нет травы, цветочков, деревьев, совсем нет растений? — спросила Кнопочка.
— О, это долгая история, — начал было Архивчик. — Если я не ошибаюсь, на странице 147 тридцать восьмого тома Большой Каменной энциклопедии есть об этом статья. — Архивчик собрался, видно, пересказать содержание целой энциклопедической статьи, но его перебила Скороговорочка:
— Всё началось много-много лет назад. Тогда на месте Каменного города был маленький прибрежный городок. А вокруг было несколько оросительных каналов для плантации фруктовых деревьев.
— Значит, те каналы, которые мы видели выше по реке, — спросил разочарованный Стекляшкин, — построили не инопланетные коротышкоиды?
— Нет, конечно. Это малыши из нашего города строили в пустыне каналы, плотины, дамбы. И вокруг на огромном расстоянии всё было в садах и полях.
— Здорово! — сказал Знайка, которому всегда были интересны грандиозные проекты. — Но почему же сейчас всё засохло, почему всё заброшено?
— Вы затронули интересную научную проблему, — подхватил Архивчик. — На странице 78 в томе семнадцатом как раз говорится об орошении пустыни и о проблемах, которые в связи т этим возникают. А вот на странице 166, — продолжил Архивчик. Но его опять перебила Скороговорочка
— Однажды нашей Академией наук стал заведовать академик по имени Твердолобик. Он был очень упрямым и своевольным. Как-то он приказал построить ещё очень много оросительных каналов и пустить воду далеко в сторону от основного русла — в степь к новым огородам. Ему сразу же возразили другие учёные. Они считали, что это может погубить реку. Один известный професор предостерёг, что река может пересохнуть…
И в тот год, когда выдалось необычайно жаркое лето, а вода из реки уходила в сотни каналов, природа нам отомстила. Мало того, что пересохли каналы, сама река обмелела. Её можно было перейти вброд. Она стала совсем мелкой — по колена. И скоро всё вокруг превратилось в мёртвую пустыню. Погибли рыбы, лягушки, птицы. И даже растения в самом городе.
Пёстренький, который последнее время с увлечением занимался садоводством с Леечкой в Зелёном городе и очень полюбил цветы, был потрясён видом окаменевшего города, где ничего не росло.
— Как же вы с тех пор живете без цветов и почему заново не хотите озеленить ваш город?
— О! Это трудная задача теперь, — отозвался Архивчик. — Думаю, на эту тему вам лучше будет побеседовать завтра в Академии наук. А мы сейчас покажем вам наши архитектурные шедевры. Ленточный транспортёр как раз вез путешественников по узеньким, совсем без солнца улицам, которые были зажаты среди высоких мрачно-серых зданий.
— Сколько же в них этажей? — поинтересовался Незнайка.
— Больше сотни, — ответил Архивчик. — Если быть точным, то в этом — 107, в соседнем — 119, а в том, самом высоком, — 123.
— А зачем строить их такими высоченными? Разве у вас мало места в городе?
— Места вроде хватает, — ответил Архивчик. — Но архитекторы соревнуются между собой: кто выше построит. Эти высотки даже называются их именами: небоскрёб Шпинделя, высотка Транспортирчика, комплекс Синуса-Косинуса.
— Наверное, страшновато жить там, наверху? — спросила Пышечка.
— Да, жить так высоко не всегда приятно, — ответила Скороговорочка. — В ветреную погоду небоскрёбы качает. Верхушки зданий отклоняются в стороны. Но есть и любители высоты: вид изумительный из окон, воздух чистый, а в непогоду, когда сильно покачивает, они от этого получают особое удовольствие, будто весь день в парке аттракционов проводят.
Тем временем кресла-самоходы довезли экскурсантов до площади, где по бокам стояли длинные прямоугольные дома, а в центре устремлялась к небу стеклянная пирамида.
— А эта стекляшка зачем? — спросил Незнайка.
— Это окно, — ответил Архивчик.
— Как — окно?
— Просто. Под пирамидой находится подземная площадь. И чтобы туда проникал свет, наш архитектор Линзочкин сконструировал такую пирамиду. Ведь если бы застеклили площадь вровень с землёй, то стекло пришлось бы делать очень прочным, чтоб оно не проломилось зимой под снегом, и очень гладким, чтобы осенью на нём не стояли лужи после дождя. К тому же из-за небоскрёбов на площадь почти не попадают лучи солнца, но на верхушку пирамиды солнце светит с утра до вечера. А внутри пирамиды установлена ещё специальная оптическая система, которая направляет солнечные лучи под землю в разные стороны.