На третий день сын раввина объявил, что он хочет устроить банкет для всех членов семьи и собрать их всех за одним столом. Подготовка банкета принесла его жене кое-какое облегчение, не было времени ломать голову над тем, что же случилось с её мужем, но вместе с тем она не находила себе места, пытаясь понять, что же это за праздник и с чем он связан.
Наконец наступил долгожданный вечер.
Все собрались за столом и вопросительно смотрели на сына раввина. Подождав несколько минут, пока стихнут последние разговоры, он встал и положил на стол маленькое золотое кольцо.
Рабби Залман повертел кольцо в пальцах и удивлённо воскликнул:
– Это же то самое кольцо, которое я тебе подарил, когда ты был маленьким, а ты его потерял!
– Что это значит? – спросила сына раввина побледневшая жена.
– Ты её убила, – повернулся к ней муж. – Убила случайно, притронувшись к её ноге, когда поднимала волосы на стул. Если женщина дотронется до демона, то тот умирает. Но она простила тебя, потому что поняла – ты это сделала не нарочно, пожалев её. Просто пришло её время. В знак восхищения твоей праведностью, она вернула мне кольцо и дала перед смертью развод. Теперь я свободен.
И он рассказал всем то, что знал, а его жена добавляла то, что знала она.
Так закончилась эта история, а сын раввина, его жена и их дети прожили долгую, счастливую жизнь.
-------
* Примечания к сказке «Вормсские невесты»
Сказка была предположительно записана в Северной Италии в XVII веке.
В XIII веке среди еврейских мистиков Германии («ашкеназских хасидов») и, судя по всему, среди всех представителей немецких еврейских общин, были очень распространены сказки – скорее даже былички – о демонах и любовных союзах между евреями и демонессами. В более поздний период эти сказки получили широкое распространение как в немецких, так и в восточноевропейских землях. Демоны в этих сказках предстают как нейтральные существа, вовсе не связанные со злом, хотя и очень своенравные, вполне телесные (при определённых обстоятельствах демона можно убить), очень привлекательные и обладающие магическими способностями, что-то вроде фей.
Ключевым моментом являлась вера в то, что от связи между человеком и демонессой рождаются дети-полудемоны. Видимо, на евреев оказали влияние местные верования, которые были трансформированы в соответствии с религиозными и мистическими представлениями иудеев. Так или иначе, вера в любовниц-демонесс столь распространилась, что стала источником народного обычая: если о неком человеке было известно, что он имел связь с демонессой, во время его похорон раввин и остальные участники ритуала некоторое время оставались за пределами могильной ограды, давая возможность демонической части семьи, любовнице и её детям, первыми проститься с покойным.
В приведённой выше сказке есть несколько интересных особенностей.
Во-первых, важно отметить, что во всех подобных еврейских сказках появляется мотив двух жён, человеческой и демонической. И это не удивительно: у евреев не было принято, чтобы мужчина жил один. Женщины, как правило, мирились с наличием любовницы-демонессы. Есть даже история о том, как жена забирала детей и уходила из дома в часы визита демонессы, чтобы не мешать.
Во-вторых, стоит обратить внимание, что поведение демонов, во всяком случае, нейтральных, как правило, регламентировано в подобных сказках иудейским законодательством. В данном случае демонесса была обручена с человеком с соблюдением правил Закона Моисеева, и терпеливо ждала, пока он войдёт в подобающий браку возраст. И ещё обратите внимание: по той же причине девушка признаёт права демонессы на своего жениха.
Связь с демонессой не была лично для юноши чем-то опасным: в отличие от героев китайских и японских новелл о любовной связи с духами, оборотнями или привидениями, он мог не опасаться скорой смерти от истощения жизненных сил. И это верно для всех подобных еврейских сказок. Притом демонесса не вынашивала в отношении него никаких коварных планов, не пыталась погубить его душу, как какой-нибудь суккуб, не требовала ничего предосудительного. Она просто испытывала страсть и даже любовь к своему мужу.
Тем, кого заинтересовал этот и другие аспекты еврейской мистики, я рекомендую почитать изданную на русском языке работу основателя научного изучения данного вопроса Гершома Шолема «Основные течения в еврейской мистике». Еврейские суеверия и истории о демонах хорошо описаны американским автором: Joshua Trachtenberg, J ewish Magic and Superstition A Study in Folk Religion, New-York 1939.
---------------------
3. Дева и колдун
Кто только ни выходил из дремучих лесов, окружавших древний немецкий город Вормс, к его старым городским воротам: торговцы, странствующие аптекари, ремесленники, бродячие монахи, актёры и миннезингеры, просто бродяги, подмастерья всех мастей, а также колдуны, оборотни и разбойники, которые могли запросто прикинуться кем угодно. И жили в городе евреи: торговцы, ремесленники, аптекари и лекари.
В те времена возле одного из городских источников стоял красивый большой дом, принадлежавший уважаемому, состоятельному и учёному еврею. Жена его давно умерла, а дочь, пока ещё незамужняя девушка, жила с ним в одном доме и часто ходила к источнику за водой.
В Вормсе, как и во всех крупных немецких городах того времени, часто появлялись студенты, направляющиеся на учёбу или на каникулы. По обычаю, вели они себя буйно, устраивали попойки и потасовки. В рваных камзолах и беретах набекрень похаживали они поодиночке и шумными компаниями по улицам, цеплялись к прохожим и грубо заигрывали с женщинами. Евреи, разумеется, старались держаться от них подальше.
И вот однажды, когда дочь хозяина дома у источника набирала воду, мимо шёл один студент. Студент этот был смазливым и наглым парнем. Увидев красивую еврейку, студент ни на минуту не задумался, подошёл к ней и стал заигрывать, но девушка ничего ему не ответила и скрылась в доме. Тогда студент начал барабанить в дверь кулаками, и когда девушка спросила из-за двери, что ему нужно, засмеялся и закричал:
– Мне нужно тебя, очень нужно! Выходи ко мне, красавица!
Девушка пригрозила, что позовёт отца, но студент снова рассмеялся:
– Не боюсь я твоего отца, и никого другого! Добром прошу, выходи!
Девушка сказала, что позовёт людей. Тогда студент обозлился и ответил:
– Послушай-ка меня, красивая еврейка! Сегодня ночью я приду за тобой, так и знай! И не сомневайся, этой же ночью ты будешь моей! Я приду и возьму тебя, и никто мне не сможет помешать!
Когда студент ушёл, испуганная девушка долго не находила себе места, а потом не выдержала, побежала к отцу и передала ему слова наглеца.
– У меня плохое предчувствие, – сказала девушка отцу. – Меня почему-то очень пугают слова этого нахала. Что-то было страшное в том, как он это говорил, его слова звучали не как пустое бахвальство...
– У меня тоже плохое предчувствие, – со вздохом отвечал ей отец. – Наверное, это разбойник, а, может, и кто похуже. Придётся нам позвать подмогу и не спать этой ночью.
Так он и сделал: позвал десять раввинов, чтоб сидели в большой комнате вместе с ним и дочерью и неусыпно молились, отводя беду. Комнату заполнили яркими лампадами, а единственную дверь накрепко заперли и заложили большим засовом.
Медленно тянулось время. Десять раввинов монотонно молились, дрожали огоньки лампадок. Наступила полночь. И гости, и отец девушки вдруг почувствовали непреодолимую сонливость. Они изо всех сил старались не спать, таращили глаза, старались молиться погромче, но постепенно, один за другим, их голоса смолкали, а головы опускались на руки. Скоро в комнате слышалось только потрескивание лампадных фитильков.
Увидев, что все в комнате, кроме неё, спят, девушка в ужасе вскочила со своего места и стала метаться между спящими, тряся их и громко упрашивая проснуться, но всё было тщетно: одиннадцать мужчин спали мёртвым сном.
И тут девушка услышала в ночной тишине звук неторопливых и уверенных шагов. Упал засов, и раскрылась запертая её отцом дверь, а на пороге стоял улыбающийся студент.
– Вот видишь, никто не смог мне помешать! – сказал он, усмехаясь. – Я уже много лет служу подмастерьем у одного колдуна, и его искусство ещё ни разу меня не подводило! Так что у тебя нет выбора, лучше стань моей добровольно!
– Я лучше умру! – крикнула девушка.
В ответ студент только рассмеялся, схватил девушку и попытался повалить её на пол и сорвать с неё одежду. Студент был очень силен, и девушка не смогла бы долго сопротивляться. Некоторое время они боролись стоя у стола. Вдруг девушка нащупала на столе неизвестно откуда там взявшийся острый нож и изо всей силы ударила колдуна в спину.