Бытующие же в нашем обществе юридические и моральные нормы закрепляют, причем весьма цинично, эту путаницу. Определяемое законом особо крупное количество наркотиков иначе как издевательством над здравым смыслом назвать нельзя. Помните несчастного американского студента, пойманного ФСБ в Воронеже и никак не сгодившегося на роль шпиона? Как «особо крупное» количество наркотиков были продемонстрированы по телевизору какие-то крупицы (позже пресса писала о 3 граммах) марихуаны, которая еще никогда никого и нигде не убила. Более того, янки инкриминировали притоносодержание на том основании, что у него дома происходило коллективное потребление наркотиков. Читай: передавались по кругу одна или две папиросы все с той же жалкой марихуаной.
А в это время гипотетический слесарь дядя Федя, приняв на грудь два литра, рубил семью и соседей топором, не рискуя быть обвиненным ни в наркомании, ни в притоносодержании, хотя пил с корешами, ни, боже упаси, в шпионаже.
Смысл же всего этого терминологического экскурса в том, что таких грозных слов, как «терроризм» и «наркомания», боятся не надо. И не надо негодовать по поводу издательства, рискнувшего опубликовать матерную наркоманскую прозу. Ибо «Низший пилотаж» – о доподлинных наркотиках, о так называемом «винте», кустарно приготовленном первитине, на котором торчали советские торчки в годы перестройки, пока его не вытеснили героин (торговля которым, по слишком многочисленным, чтобы им не верить, свидетельствам, находится ныне под контролем «правоохранительных органов») и стимуляторы типа фенамина (привет героям войны), «спида», экстази.
«Низший пилотаж» – русский аналог даже не перехваленного «Trainspotting», а классической наркоманской прозы типа «Голого завтрака» Уильяма Берроуза или «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона. И, подобно этим эталонным образцам, «Низший пилотаж» – книга чрезвычайно однообразная и занудная, как однообразны и занудны описываемые в ней добыча ингредиентов, готовка препарата, последующий свальный грех с особами противоположного пола и мрачные глюки.
Никакой романтизации и тем паче смакования первитиновой наркомании в романе нет. Более того, «Низший пилотаж» – сильнейшее антинаркотическое средство. Вряд ли кому- нибудь захочется, наподобие его героям, выковыривать из собственных тел пригрезившихся тараканов, блох и мандавошек. Но в книге нет и никакой демонизации наркотика, никогда не раздаются истошные вопли «ату его, ату». Потребление веществ, определяемых действующим законодательством как наркотические, описывается в нем как элемент реальности (впрочем, замещающий для героев реальность как таковую), как факт жизни, личной биографии, современной культуры, в конце концов. И именно с этим не может смириться репрессивное сознание чиновников, которые готовы радостно использовать всеобщий, квази-мистический страх перед «наркоманией» для того, чтобы поглумиться над умнейшим издательством страны.
Но, если репрессии против книги Баяна Ширянова увенчаются успехом, в последующих смертях от передозняка будет несомненная вина тех бюрократов, которые лишат читателя этого мощнейшего антинаркоманского источника.
Автор и издательство подстраховались. «Пилотаж» продавался запечатанным в целлофан, как порножурнал. Специальная вкладка не рекомендовала его продажу лицам, не достигшим совершеннолетия. В книжном варианте появилась не существовавшая в Интернете глава «Улица мертвых наркоманов», из которой явствует, что практически все персонажи романа – все эти люди со странными прозвищами Шантор Червиц, Седайко Стюмечек или Навотно Стоечко – погибли. Текст сопроводили внятным, профессиональным послесловием Екатерины Котовой, представляющей проект «Врачей без границ» – «Снижение вреда», и Александра Дельфина, которое помещает роман Ширянова в медицинский и социологический контекст.
Но против лома не подстраховаться. Тем более что война с «бумажными тиграми» безопасна и выгодна. «Приснился однажды наркоману Чевеиду Снатейко страшный сон. Идет он по знакомому городу. Ночь, улица, фонарь… И нет аптеки!»
40. ИСТОЧНИК: КИЕВСКИЕ ВЕДОМОСТИ (КИЕВ) ДАТА: 19.06.2001 ЗАГОЛОВОК: НИЗКИЕ ИСТИНЫ НАРКОМАНА.
Российское министерство печати решило запретить книгу Баяна Ширянова «Низший пилотаж». Давненько что-то не пахло жареным на литературной ниве. И давненько не складировали книжки на той самой «полке», к которой читателей тянет, как мух на мед.
МИНИСТЕРСТВО спохватилось поздно. Книга «Низший пилотаж», повествующая о мытарствах «уколотого» сознания, «ухнула» в люди и, словно мутный «винт», проникла в народные вены. Министерство грозится отобрать у издательства лицензию – роман-де полон «ненормативной лексики», в нем… «приведены способы изготовления наркотиков, смакование состояния после их употребления, а также описание непристойных сцен, провоцирующих низменные инстинкты». Издательство оправдывается. Говорит, что специально в конце романа прикнопило статью «Врачей без границ», где все грамотно разъясняется и клеймится. Книга продается в запечатанном кульке, обклеенном всевозможными возбраняющими знаками вроде «До 18 лет», «Ненормативная лексика!». В конфликт вокруг романа постепенно вовлекаются политики. Шумят и негодуют газеты. Чем все это закончится, трудно даже предположить. Понятно, полная шизофрения – запрещать образчик уникального жаргонного языка, несущий в себе пласт психоделической внеморальной культуры. Однако сколько найдется читающих дурачков, упоенных романтикой самоуничтожения, которые «двинутся по вене», как в семидесятые их папы и мамы двигались на БАМ, становились геологами, чтобы потом спиться или отморозить себе…
* * *Ширяновские наркоманы – конченые и смешные, влюбленные в свое «дело» люди. Их жизнь – сплошная авантюра: поиски пустых рецептурных бланков, варка, кайф, глюки и заморочки (в книге идет речь о «присевших» на «винт» – для изготовления этого наркотика нужны сущие копейки: все ингредиенты можно купить в аптеке, правда, по рецептам). Рядом с «нариками» – тепленькие подружки-сестренки, исколотые и похожие на чертей, но наркоман неуязвим, реальность победима – наркоман лепит свое сознание, как хочет. Он – сталкер, исследователь потустороннего, человек, наделенный «по заширке» мистической силой.
«Ты отклоняешь лучи земного притяжения. Ты создаешь в пальцах притягивающую силу, превышающую земную, ты пытаешься поднимать любые предметы, попадающиеся тебе на глаза, – шкафы, шприцы, стулья.»
Наркоманы – народ рисковый, их ничего не берет. Что им презрение людей, этих не существ даже – предметов, намертво прикрученных к своему правильному и скучному миру.
Это путь, с которого нет возврата.
Конечно, у наркомана свои невзгоды – сцены поиска «мазовой», еще «живой» вены скребут по коже, словно тупые грязные иглы.
«Левая рука так распухла, что «веняков» нет и не будет в ближайшее несколько месяцев. Тогда он начинает исследование правой «хэнды», пыхтит, скрежещет оставшимися зубами, пуская горькие слюни.»
Мерзость какая. Но наркоман стойко переносит пытки. Он – раненый ковбой, плетущийся сквозь жару и пыль к ближайшему ранчо. Соленый пот выжигает рану, но через минуты две (не считая рекламной вставки) его уже целует сердобольная красавица, дочь хозяина. Кровавые тряпки сброшены – пошел «приход». Ради него стоит пожить – приход любви, которой не ждешь и которая не обманет. Полуобморочные ночи без сна, марафонский секс – без устали, до смертельной усталости, которая не появится, пока остается пару «винтовых» кубиков. Обширяный «баб» валяется где-то рядом, ноги врозь – руки вообще фиг знает где.
«Полный ликования, ты не замечаешь, как Вика Саморез легла тебе между ног и теперь ерзает, совершая легкие …ные движения.»
Если нет «баба» – можно «оживить» девушку с календаря. Или трахать всех на расстоянии, из окна, незаметно протягивая к ним свои множественные, рвущиеся от желания «щупальца».
Ширянов, конечно, талантище. Он создал новых – книжных – наркоманов, замешивая байки и легенды на собственных, почти всегда приятных, воспоминаниях. Он создал их так жизненно, что ты веришь в них, как веришь в ливановского Шерлока Холмса, прекрасно понимая, что реальный лондонский сыщик – это несимпатичный и нудный дядька.
Тарас ТКАЧУК «ВЕДОМОСТИ»
41. ИСТОЧНИК: Уральский курьер (Челябинск), N111 ДАТА: 19.06.2001 ЗАГОЛОВОК: ГРЯДЕТ БАБИЙ ВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ. Время рожать. Сборник. Составил Виктор Ерофеев Москва. Издательский дом «Подкова», 2001.
Кто знаком с творчеством Виктора Ерофеева, написавшего когда-то скандальную «Русскую красавицу», тот оценит этот сборник по достоинству. В предыдущей антологии «Цветы зла» Ерофеев собрал рассказы классиков – от Виктора Астафьева до Венедикта Ерофеева.