Когда наступила ночь, спать легли. Когда настало утро, проснулись. Когда проснулись, поели. Когда поели, ярангу разобрали. Ярангу разобрали, на север откочевали, в бухту за мысом. Там ярангу поставили. Там жить стали.
Какаляхак решил стать силачом. Каждый день он упражнялся: бегал, камни поднимал. В бухте зиму перезимовали. Прошла зима. Какаляхак уже такие камни поднимал, что и двум мужчинам не поднять. Лето пришло. Однажды Какаляхак силу свою испробовать захотел. К матери пришёл и говорит:
— Мама, ты мяса свари, а я за капустой сбегаю в Сивукак.
Какаляхак сухого топлива принёс, мать костёр разожгла. Какаляхак побежал в Сивукак. На мыс прибежал, капусты набрал, обратно побежал. Когда к яранге вернулся, мясо ещё не сварилось. Отец говорит:
— Ты бегаешь быстрее меня!
Мясо сварилось. Сначала капусты поели, потом мяса поели. Потом спать легли. Утром к ним старичок пришёл. Пришёл и говорит:
— В Сивукаке кита добыли.
— Кто добыл? — спросил отец.
— Старшина добыл. Наш силач, — сказал старичок.
— Я пойду в Сивукак, мяса попрошу, — сказал Какаляхак.
— Не ходи, старшина тебя убьёт, — сказал отец.
— Я его не боюсь, — сказал Какаляхак.
Когда поели, старичок ушёл в Сивукак. Отец говорит сыну:
— Когда придёшь в Сивукак, зайди к моей сестре, к своей тётке.
Какаляхак побежал в Сивукак. Старичка догнал, старичка обогнал, дальше побежал.
В селении он к тётке не пошёл. К своей сестре пошёл, к жене старшины. Когда вошёл, сестра испугалась и говорит:
— Зачем ты пришёл, Какаляхак? Мой муж на тебя сердит, он тебя убьёт!
— Я его не боюсь, — говорит Какаляхак. — А ты лучше несколько жилок мне дай, верёвку хочу свить.
Сестра дала ему несколько жилок. Какаляхак начал верёвку вить. Сестра говорит:
— Скорее работай и уходи. Муж тебя застанет — убьёт.
И вот старшина вернулся домой. Посмотрел на гостя и говорит:
— Это ты к нам пришёл, Какаляхак?
— Да, это я, — отвечает паренёк.
— Ты осмелел, — говорит старшина.
— Да, осмелел, — отвечает паренёк.
Старшина закричал жене:
— Ну-ка дай ему кухлянку для борьбы!
Какаляхак говорит:
— Твоя кухлянка никуда не годится, пусть даст дождевик.
Сестра дала дождевик. Какаляхак надел. Старшина говорит:
— Выходи-ка на середину, сейчас тебя поборю.
Какаляхак вышел на середину, прыгнул, увернулся, на ногах устоял. Как ни старался старшина, не мог его ухватить. Старшина устал, сел, дышит тяжело. Тогда Какаляхак говорит:
— Теперь ты выходи на середину, теперь я тебя поборю.
Старшина не пошёл. Но Какаляхак его схватил, крутанул и бросил. Голова у старшины подвернулась вниз. Умер он. Какаляхак сестре говорит:
— Мужа тебе жаль? У тебя ведь много детей.
Сестра говорит:
— Хоть и жаль, а что я смогу сделать?
— Если жаль, дай мне его ремень, — говорит Какаляхак. — Посмотри, как мужа твоего сейчас оживлю.
Сестра дала ему ремень. Какаляхак начал им бить старшину. И тот вдруг встал. Встал и говорит:
— Оказывается, ты силач, Какаляхак.
Какаляхак помолчал, потом говорит сестре:
— Теперь я уйду и твой нерпичий мешок с собой возьму.
Старшина говорит жене:
— Пусть возьмёт, а ты этот мешок китовым мясом наполни.
Она наполнила мешок мясом. Какаляхак взял его и ушёл. Когда уходил, сказал:
— Я китового уса возьму.
Старшина не ответил, промолчал. У берега Какаляхак увидел тушу кита. Рядом два сторожа сидят. Один говорит:
— Смотри, к нам Какаляхак пришёл!
Какаляхак говорит:
— Да, я пришёл. Я старшину победил. Теперь китового уса возьму. — Так он сторожам сказал и в воду вошёл! Подошёл к голове кита, ус начал дёргать.
Сторож говорит:
— Хватит, Какаляхак, много не бери, старшина рассердится.
Не послушал Какаляхак, два куска взял, в трубки свернул, в мешок положил. Потом мешок завязал, на спину взвалил, домой пошёл. В бухту пришёл, к яранге своей пришёл. В яранге мешок снял. Отец говорит:
— Я думал, ты уже убит.
Какаляхак улыбнулся:
— Кто меня убьёт?
Отец помолчал. Какаляхак помолчал. Молча кожаный мешок развязал. Китовый ус из мешка достал, потом китовое мясо достал. Мать говорит:
— Где же ты всё это взял?
Какаляхак говорит:
— Я старшину победил. Он сам мне всё это дал. Вот китовый ус. Из одного куска сделайте ведро, из другого — сачок.
Сказал он так и замолчал. Мать начала китовое мясо варить. Потом они стали есть. Когда поели, легли спать. Проснулись — опять стали есть. Какаляхак говорит:
— Теперь мы все вернёмся в Сивукак. Старшины я больше не боюсь.
Они разобрали ярангу, откочевали в Сивукак. Там ярангу поставили. Хорошо стали жить. Зиму перезимовали. Снова лето пришло. Из разных селений гости в Сивукак приехали. На байдарах приехали. Байдары на берег вытащили. По ярангам разошлись. Хозяева гостей хорошо встречали, хорошо угощали. Когда поели, говорят:
— Теперь состязания устроим.
Гости говорят:
— Мы тоже хотим состязаться.
Началась борьба. Многие боролись. А когда бороться кончили, старшина говорит:
— Какаляхак, выходи, давай поборемся. Давай на свежем воздухе, на воле поборемся!
Какаляхак говорит:
— Нет, с тобой бороться я не хочу.
Старшина говорит:
— Тогда мы боролись в тесной яранге, а теперь сразимся на воле, чтобы все нас видели.
Какаляхак говорит:
— Если ты так хочешь, буду бороться, но, если ты умрёшь, я тебя оживлять не стану. Не стану, потому что ты хочешь меня убить, не стану, потому что ты затаил на меня зло.
Старшина на середину вышел. Какаляхак на середину вышел. Старшина не смог даже схватить Какаляхака. Паренёк прыгал, увёртывался, уходил. Старшина устал, сел. Когда он сел, Какаляхак его схватил. Схватил, крутанул, на землю швырнул, убил. Кричит:
— Жену его позовите!
Её позвали, она пришла, Какаляхак говорит:
— Отвечай, сестра: мужа тебе жаль?
Она ответила:
— Нет, не жаль. Он грабитель. Он плохой человек. — Так она сказала и замолчала. Помолчала и пошла в ярангу.
Какаляхак сказал народу:
— Я теперь самый сильный.
Все согласились. Силача Какаляхака выбрали старшиной.[133] Все хорошо стали жить.
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Слово «этнография» в переводе на русский язык означает «описание народов», «народоведение». Эта наука изучает происхождение и расселение народов мира, а также особенности их материальной и духовной культуры.
В наших этнографических справках говорится о местах обитания народов, об их численности, а также даются краткие сведения о языке и письменности, фольклоре, литературе народов. Учёные объединяют языки в группы, а группы — в семьи. Основные языковые семьи, к которым принадлежат языки народов нашей страны, это: индоевропейская, алтайская, уральская, иберийско-кавказская и палеоазиатская. Алтайская семья делится на три группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Уральская — на финно-угорскую и самодийскую группы, палеоазиатская — тоже на две группы: чукотско-камчадальскую и эскимосско-алеутскую. Из многочисленных индоевропейских языков нас интересуют только две группы: восточно-славянская и иранская. Из иберийско-кавказских — три группы: абхазо-адыгская, нахская и дагестанская.
В этой классификации мы называем языки только тех народов РСФСР, сказки которых представлены в книге.
Итак, русский язык относится к восточнославянской группе; к иранской группе — осетинский; к тюркской — татарский, ногайский, карачаево-балкарский, якутский, тувинский, тофаларский; к монгольской группе — калмыцкий и бурятский; к тунгусо-маньчжурской — эвенкийский, орочский; к финно-угорской группе — карельский, мордовский, коми, мансийский, саамский; к самодийской группе — ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский; к абхазо-адыгской группе — адыгейский, кабардино-черкесский; к нахской группе — чеченский, ингушский; к дагестанской — аварский; к чукотско-камчадальской группе — чукотский, ительменский, корякский, керекский; к эскимосско-алеутской группе — эскимосский. Кроме того, три языка — нивхский, кетский и юкагирский — называются изолированными, то есть они не примыкают ни к одной из этих групп.
РУССКИЕРусские — самый многочисленный из народов Советского Союза, один из самых больших народов мира. В 1979 году из 264 миллионов человек в СССР было 137,5 миллиона русских.[134]
Предки русских — древнеславянские племена — в начале нашей эры жили на территориях от Вислы до Днепра. Древнерусское государство — Киевская Русь — сложилось в IX веке. За время существования Киевской Руси (IX–XII века) славянские племена объединились в древнерусскую народность, которая стала основой для формирования трёх братских народов — русского, украинского и белорусского.