– Сначала создадим брахмана, – решили они.
Двое богов слепили из земли брахмана, вдохнули в него жизнь и велели встать. Брахман встал по велению богов и заговорил с ними.
– Брахман! – сказал ему великий бог Вишну. – Создай сам себе женщину по своему желанию, пусть будет тебе помощницей.
Брахман слепил из земли женщину, и боги вдохнули в нее жизнь. С того дня и по сей день число людей на земле беспрерывно растет.
2. Как небо поднялось наверх.{10}
В далекие-далекие времена, во времена наших предков, мир сильно отличался от нынешнего. В те времена людям не приходилось работать, чтобы прокормить себя. Не надо было наполнять закрома зерном и другими припасами. Женщинам-хозяйкам не приходилось работать в огороде. Ничего этого делать было не надо. В те времена люди ели рис, пчелиный мед и топленое масло – всего было вдоволь. О том, чтобы сеять рис, даже и речи не было. Он созревал сам по себе во дворах и в садах. Не надо было месить грязь и возделывать поле. И в этом рисе не было ни шелухи, ни высевок, ни мусора. Вызревало зерно чистое, как жемчуг. А когда рис начинал зреть, то просто было невозможно усидеть на месте – такой был аромат. А овощей и всякой прочей зелени в те времена люди и вовсе не ели{11}. В те времена не надо было доить коров, получать от них молоко, сбивать его и делать топленое масло. Можно было подоить корову и получить от нее сразу топленое масло. И пчелиного меду можно было в те времена набрать сколько угодно прямо в саду возле дома. И не надо было ходить в лес, чтобы добывать мед.
В те времена небо было расположено не так высоко, как ныне. Оно было очень близко к земле, так низко, что вот-вот зацепится за крыши домов. Солнце и луна двигались по этому низкому небу. Звезды на небе висели так низко, что их можно было схватить руками. Они светили так ярко, что не нужно было зажигать в домах лампы. Да и не было никаких ламп. Так было светло ночью, что они были не нужны. Облака в те времена проплывали среди крон деревьев, и у людей не было недостатка ни во влаге, ни в прохладной тени. Короче говоря, в те времена люди жили рядом с солнцем и луной, среди звезд и облаков, совсем как боги в небесном мире.
И вот в такое время жила в одном доме служанка. Из всех людей только она была недовольна, что небо висит так низко. Почему? Да ведь когда она подметала двор возле дома, то низко плывущие облака очень часто задевали за палку ее метлы и мешали ей. А служанка была очень упрямая и сердитая, поэтому она часто бранила небо.
Однажды, как обычно, она подметала двор, и вдруг появилось множество облаков. Они цеплялись за палку ее метлы и не давали работать. Очень много было на этот раз облаков. Под конец служанка совсем потеряла терпение. В сердцах подняла она метлу, посмотрела на небо и закричала ему:
– Шло бы ты подальше отсюда! Только и делаешь, что мешаешь! – Ухватила девушка метлу обеими руками и с силой ударила ею по небу.
Не могло небо стерпеть такой стыд{12}. Ведь удар метлой – не простой удар, а очень позорный. Кто бы ты ни был, а если ударят тебя метлой, стыдно тебе будет. Вот что наделала служанка. Ушло небо вверх как могло высоко, чтобы впредь никто из людей не мог до него достать. С той поры оно там и осталось.
3. Рис, солнце и луна.{13}
Рассказывают, что в одной стране жили муж и жена и были у них дочь и два сына. Девочка была старше братьев. Когда дети подросли, отец умер. С тех пор трое детей стали заботиться о матери и добывать для нее пропитание.
Как-то раз все трое отправились помогать своему другу в кайя{14}. А мать осталась дома одна, и поесть было нечего. Ведь она могла есть только то, что приносили ей дети, а если они ничего не приносили, то она оставалась без обеда. А тут все трое ушли помогать другу.
Когда сестра и братья получили за работу угощение, они сели и принялись за еду. Сестра и старший брат как сели, так все и съели, даже не вспомнив о том, что их мать сидит дома одна и ей нечего есть. И лишь младший брат не забыл о матери. «Вот мы тут сидим и едим то, что нам дали за работу, а что же ест дома наша мать?» – подумал он. Съел только половину еды, а другую половину положил под ноготь большого пальца.
Когда дети вернулись домой, мать спросила дочь:
– А где же, дочка, рис и кари? Ты что же, ничего мне не принесла?
– Я ничего не принесла. Я все съела, – ответила дочь.
Услыхав о такой невнимательности, мать рассердилась и сказала:
– Ты будешь вариться в аду.
Обратилась мать к старшему сыну и спросила его:
– Сынок, а где же рис и кари? Ты что же, ничего мне не принес?
– Я ничего не принес. Я все съел, – ответил старший сын.
– Прочь! – сказала ему мать. – Ты будешь бегать, не останавливаясь ни на мгновение.
Обратилась мать к младшему сыну и спросила:
– Сынок, а где же рис и кари? Ты что же, ничего мне не принес?
– Ну-ка, матушка, неси горшок, – ответил младший сын. – Я принес тебе рис и кари.
Мать пошла в дом, принесла горшок, поставила его перед сыном, тот вытряхнул из-под ногтя рис и кари, и горшок наполнился до краев.
Мать поела, вымыла рот и руки, подозвала всех троих детей и распорядилась так.
Сначала она обратилась к дочери и сказала ей:
– За то, что ты оказалась непочтительной, ты будешь вариться в аду.
С той поры дочь стала рисом. Она лежит в грязи, потом ее зерна собирают и бьют при обмолачивании, а потом она долго варится в горшках.
Затем она сказала старшему сыну:
– Беги прочь и нигде не останавливайся!
С той поры старший сын стал божественным принцем Сурьей и до сих пор бегает, не останавливаясь ни на мгновение. Не успеешь и глазом моргнуть, как он уже пробежал семь гавва. И только в сезон созревания риса он пробегает не прямо над головой, а немного спускается к краю неба из почтения к старшей сестре.
После этого мать обратилась к младшему сыну и сказала ему:
– Пусть мой сын, который никогда обо мне не забывал, постоянно отдыхает в струях прохладного ветерка.
Младший сын превратился в божественного принца Чандру и по воле матери, и по сегодняшний день без всяких забот купается в струях прохладного ветерка.
4. Рассказ о Батмасуре.{15}
Рассказывают, что в одной стране жили бог Ишвара и его прекрасная жена{16}. Бог Ишвара был искусным магом.
Слухи об этом достигли другой страны, и человек по имени Батмасура{17} отправился к богу Ишваре изучать магию. Долго учился он, а потом вернулся в свою деревню.
Через некоторое время он опять пришел к богу Ишваре. Самого Ишвары дома не было, была только его жена. Она замочила свое платье и оставила его на веранде.
Батмасура взял платье, пошел и выстирал его. Жена Ишвары увидела, как Батмасура расстилает платье для просушки, притаилась и стала ждать. Когда платье высохло, Батмасура принес его и отдал жене Ишвары.
Та накормила его рисом, приготовленным для мужа. Только Батмасура поел, приходит сам Ишвара. Жена стала готовить для него еду.
– Почему сегодня обед запоздал? – спросил ее Ишвара.
– Приходил Батмасура, – отвечает жена. – Он выстирал мое платье, а за это я накормила его. А ты научил его всем заклинаниям?
– Да,- отвечает Ишвара, – я научил его всем заклинаниям, кроме заклинания Ишвары.
– Научи его и этому.
– Если я научу его заклинанию Ишвары, он поймает меня, – говорит Ишвара.
– Он не сделает этого, научи, – попросила жена.
Тогда Ишвара велел жене позвать Батмасуру. Батмасура подошел к нему, и Ишвара спросил:
– Если я научу тебя заклинанию Ишвары, то ты, наверное, поймаешь меня?
– Нет, я не стану ловить вас, – отвечает Батмасура. – Научите меня заклинанию, господин.
– Возьми меня за руку, – сказал Ишвара. Батмасура повиновался, и Ишвара произнес заклинание.
«Если я убью Ишвару, я смогу жениться на его вдове», – подумал Батмасура и преградил дорогу Ишваре.
Ишвара побежал прочь и увидел своего шурина, который качался на золотых качелях{18}.
– Куда ты бежишь? – спросил шурин Ишвару.
– Я научил Батмасуру заклинанию Ишвары, – отвечает Ишвара,- и теперь он собирается схватить меня.
Шурин велел Ишваре отбежать в сторону и остановиться. Ишвара так и сделал. А шурин его принял обличье прекрасной женщины{19} и продолжал качаться на золотых качелях.
Батмасура подбежал к женщине и остановился в восхищении. Не отводя глаз, смотрел он на прекрасную женщину на золотых качелях. Она заняла все его мысли, и забыл он не только заклинание Ишвары, но и все другие заклинания и магические формулы, какие знал раньше.
– Куда ты идешь? – спросила женщина Батмасуру.
– Я ищу бога Ишвару. А ты зачем здесь?
– Ни за чем. Просто так.
– А ты пойдешь со мной? – спросил Батмасура.
– Пойду, – отвечает женщина. – А у тебя есть жена?