Спроси ответа у человека, которого собираются убить.
Осмотри зубы лошади, которую собираются продать.
Что бы от него осталось, если бы ему дали триста пятьдесят ударов? А Арвыйанг-то ведь — один из достойнейших людей, человек, знающий все девять мудростей. Ну если не все девять, то три- то из них мы увидим! — решили тут.
И когда он согласился: «Так тому и быть!»— ему сказали:
— Ты говорил: «Мое черное ружье врезается мне в плечо!»
И он решил: «Буду стрелять в цель!»
— Если я, выстрелив подряд три раза, попаду, зовите меня метким!
На расстоянии пятидесяти шагов насадили на пику серебряную монету. Он встал, широко расставив ноги, вложил одну пулю в ствол ружья, а две вложил в рот. Казалось, что раздался лишь один выстрел, но из ствола трижды шел дымок. Когда взяли и посмотрели серебряную монету, то увидели в ней три соединяющиеся цветком дырки.
— Ах ты, — закричали, — милостивый! Вот это был выстрел! А теперь пусть покажет свое умение плавать!
Привели его к берегу красных вод реки Хомду. Он быстро снял с себя сапоги и платье и бросил их на землю. Потом он поджег один запал пропитанного порохом трута, спрыгнул с берега и переплыл реку; доплыв до противоположного берега, он перевернулся на спину и, еще прежде чем догорел подожженный трут, приплыл обратно и вышел на берег.
— О, вот это настоящий мужчина! — закричали все, восхищаясь им.
А третьим было то, что ему велели прочитать наизусть текст «Бандзыракчы». Пригласили двух ученых лам, приготовили высокое сиденье из подушек и войлочных ковров и велели ему читать наизусть «Бандзыракчы». И он начал декламировать на следующий день в полдень с преимуществом во времени в три строфы. Оба ламы не смогли догнать его и отстали.
— О да, он человек прекрасных дарований! Разве не так? Ну и добрый же герой! — говорили вокруг, и ему пойали арагы в чаше из золота и серебра, забили скот для его ночного пира, на прощание подарили ему шелку на шубу и хадак и проводили его.
Когда он вернулся в свою юрту, один человек из монастыря Далай дербетов в Увсу пришел с приглашением прийти в их монастырь. Он пошел туда, два дня ему велели ждать и отдыхать. А на третий день пришел знаменитый Хамбы Лама и, обменявшись с ним приветствием, спросил:
— Что есть один?
Арвыйанг ответил:
— Если бы не было одного, откуда бы взялось число «тысяча»?
Тот спросил:
— Что есть два?
— То, что увидел двумя глазами, может ли человек потерять?
— Что есть три? — спросил Хамбы Лама.
— Лошадь, у которой связали три ноги, может ли она далеко уйти?
— Что есть четыре?
— О, четыре! Когда достигнешь четырех лет, почему бы не начать работать?
— Что есть пять?
— Как пройдет пять девяток, не замерзнет ли суп в тарелке?
— Что есть шесть?
— Если астролог не знает своих астрологических расчетов, к чему ему тогда носить это имя?
— Что есть семь?
— Когда Семь ханов достигнут зенита, почему не наступает тогда рассвет?
— Что есть восемь?
— О, если восемь вечеров подряд читать священные тексты, почему бы не разбогатеть от этого?
— Что есть девять?
— Почему человек, владеющий девятью премудростями, ложится спать на пустой желудок?
— Что есть десять?
— Почему заняты не все седельные ремешки [110], когда убит олень с разделенными на десять ветвей рогами?
И он засмеялся так громко, что разлетелись надвое рога пестрого козла, рога ста оленей и хвост темно-каурой лошади. Тут все закричали:
— Вот это действительно добрый герой удивительнейших способностей, добрый, добрый!
Арвыйанг, одетый в шелка, поскакал на своем иноходце и приехал, дважды переночевав в пути, к своей юрте.
Тут сказала его жена:
— Ты не остался здесь со своей семьей и оставил здесь одну меня, девушку из чужой страны. Я ухожу обратно! — И она собрала свои вещи. Арвыйанг взял шоор, подул в него и всей душой своей вопросил свою поседевшую мать Хомду и своего покрытого снегами великого Хан Гёгея о том, почему все так получилось.
Сколько дней играл он на шооре, не выпуская его из рук! Тут жена его сказала:
— Ой, не сохнут ли у тебя рот и горло?
И раз она спросила так, стали они опять разговаривать и болтать друг с другом, и она осталась у него.
Так добросердечие ведет к добру.
75. Поучение
Когда мужчины вместе едут верхом по стране, то, говорят, всегда там с ними Белый хозяин Земли.
Почему так говорят?
Когда кто-нибудь помянет добром наш золотой мир, нашего великого Гурмусту, всех наших людей, то, сколько бы ни промелькнуло перед ним и ни убежало бы от него всякой дичи, не останутся пустыми его седельные ремешки [111], исполнятся его желания. Когда молодой человек благочестиво разбрызгивает в жертву белое питье [112] и радуется, беседуя с другими, смеется и живет счастливо, давая простор всем своим силам, радуется вместе с ним и Алтай и исполнит желания этого человека. Не надо ссориться, не надо говорить плохо друг о друге. Когда едешь на лошади, нужно дать ей хорошенько отдохнуть. Когда находишься сам в пути, надо внимательно следить за собой. Когда на плече у тебя ружье, нужно обходиться с ним разумно, и тогда ты будешь тем, о ком говорят:
Справедливый ведет за собой справедливых.
Праведный ведет за собой праведных.
Кто, бывая в юрте, часто подолгу беседует со старыми людьми и прислушивается к взрослым, тому прибавится от них разума. Если из десяти услышанных истин он запомнит одну, то, прожив так тридцать дней, он запомнит тридцать истин. А за год это триста шестьдесят пять истин. У такого человека уже немалые знания. А никто еще не слыхал, чтобы человек, знающий девять премудростей, лег спать на голодный желудок.
Вот такие напутственные слова остались нам от нашего великого наставника по имени Арвыйанг.
76. О происхождении скороговорки
Есть скороговорка, которую нужно произносить, не переводя дыхания:
Билдим билдим бир шаварты,
шавартынынг джакша бёлюк,
бёлюктюнюнг оёленг агаш,
агаштымынг арван гузук,
гузуктунунг гурван хээр,
хээртининг гезер тайга,
тайгатынынг дарвыл овюс,
овюстюнюнг орге гарыш,
гарыштынынг джеди гулаш,
гулаштынынг гуу дёнг!
Давным-давно в районе Цэнгэла жил вор по имени Хар Битегеш. Си был мал ростом, очень мал ростом, и был он ловким вором. Когда хозяин скота избивал его палкой или дубинкой за то, что он угонял воровски скот и похищал коней, он во время избиения соскальзывал вниз по боку коня, так что удары приходились по луке седла, — вот какой это был хитрый человек!
Однажды, когда этот человек ехал на коне вверх по долине реки Бёхмёрён, он завернул в один аил, а там лежала бальная старуха.
— Ой, мы слышали, что вы человек с запада, из района божественного Сарыг Даа. Вот я так тяжко заболела. Вы, наверно, знаете какое-нибудь средство от болезни. Не поможете ли вы мне в моей беде? — так она сказала.
Тогда тот человек сказал эти стихи и удалился.
Когда он во время одной из своих воровских вылазок опять попал туда и вошел в ту же юрту, эта женщина сказала:
— О, благодаря твоему чтению стихов, которые были словно молитва, мне стало уже на следующий день лучше, и я выздоровела!
77. Балджын Хээр
У тебя кандык и саранка есть, мой Алтай,
У тебя юноши и девушки есть, мой Алтай,
У тебя иноходцы и скакуны есть, мой Алтай,
У тебя разумные и мудрые есть, мой Алтай!
Пусть шоора нежное звучание
Сократит твою долгую ночь!
Пусть игила грустный напев
Размягчит твои твердые кости!
Сиротой — без родителей — был он, Балгынак.
Бедняком — без скота — был он, Балгынак.
Но видя богатство богачей,
Он не исполнялся завистью.
А видя смелость богатырей,
Балгынак не чувствовал себя слабее.
Ведь с ним всегда была
Его единственная сестра Алдын Гээш.