– Это наш сын, – решили родители, вытащили ребенка из ямы и отнесли домой.
Прошло немного времени, и гамарала ослеп. Сыновья выросли и стали кормить родителей. Вскоре гамарала умер.
Старший сын стал царем. Сыновья обеспечивали матери безбедное существование: один правил страной, а другой занимался земледелием и торговлей. Тем мать и кормилась.
Когда мать состарилась, младший сын пошел навестить старшего. Пока его не было, бог Шакра{271} пришел к нему в дом в облике старика и увел мать с собой. Сын вернулся домой, смотрит – матери нет. Зарыдал он, и тут бог Шакра снова явился в облике старика и спросил:
– Почему ты плачешь?
– Я плачу оттого, что пропала мать, – ответил юноша.
– Почему же ты плачешь? – снова спросил бог Шакра. – Твоя мать состарилась. Жизнь проходит, всему есть свой срок.
– Я хочу пойти посмотреть на жизнь моей матери, – сказал юноша. Шакра отвел его в свой дворец и показал юноше его мать.
– А ты можешь здесь остаться? – спросил Шакра.
– Я должен спросить разрешения у старшего брата, – ответил юноша, пришел в город, где правил брат, и сказал:
– Братец, наша матушка ушла от нас и живет теперь во дворце Шакры. Я тоже пойду туда.
– Иди, если сумеешь, – сказал старший брат.
Юноша отправился в путь, но он не знал дороги, и пришлось ему вернуться домой.
159. Рассказ о монахе.{272}
В одной стране буддийский монах хотел сложить с себя сан, но у него не было мирской одежды. Попросил он у только что принятого в монахи кусок материи и платок и снял с себя монашеское одеяние.
Бывший монах пошел купаться в реке, а ниже по течению купались две сестры. Увидели они купающегося человека, и старшая сестра сказала:
– Эта куча хвороста, что плывет сюда, будет моей.
– А то, что в этой куче, будет моим, – ответила младшая сестра.
Старшая сестра пошла домой за одеждой для бывшего монаха. А младшая оторвала кусок от своего платья и отвела монаха к себе домой. В этот момент вернулась старшая сестра и принесла одежду. Смотрит – те двое уходят. Тогда она пошла домой. Младшая сестра вышла замуж за бывшего монаха, и он поселился у нее в доме. Целыми днями сидел он, сложа руки, ничего не делал, только ел. И тогда мать девушки велела им готовить еду отдельно. Дала она дочери четверть пинты риса, кувшин для воды, несколько больших и маленьких горшков для готовки, ступку для очистки риса и ложку.
Муж побродил по деревне, вернулся домой, смотрит – жена его плачет.
– Почему ты плачешь? – спросил он.
– Матушка сказала, что ты ничего не делаешь, и велела нам готовить еду отдельно, – ответила жена. – Посмотри, вот что она нам дала.
Муж ее пошел к тестю и сказал:
– Что нам делать, гамарала? Нам нечего есть. Я пришел, чтобы попросить вас принять меня в долю. Давайте вместе сожнем пэлу-другую риса.
– Это ты-то собираешься снимать урожай, бездельник! – воскликнул гамарала.
– Да, я хочу сжать пэлу-другую риса, – ответил бывший монах. Пошел он на поле, сжал две пэлы риса, связал сжатый рис в копны, отнес на гумно, погонял по нему буйволов, пришел к гамарале и сказал:
– Я сжал и обмолотил две пэлы риса. Пошли, поделим его.
– Мне не нужен этот рис, – ответил гамарала. – Забирай его себе.
Тот принес рис домой и сказал жене:
– Свари весь этот рис для подношения богам.
Жена очистила рис, сварила и отнесла в храм.
А муж пошел к реке, впадающей в море, и стал помогать людям переправляться с берега на берег. Денег за это он не брал. Однажды пришел к реке старик. Бывший монах помог ему перебраться на другой берег, а старик забыл на берегу ящик с бетелем, посох и бутылку с маслом.
– Ах! – воскликнул старик. – Я забыл на том берегу бетель.
Бывший монах вернулся за бетелем и принес его старику.
– Ах! – воскликнул старик. – Я забыл свой посох.
Бывший монах принес и посох.
– Ах! – воскликнул старик. – Я забыл бутылку с маслом.
Опять пересек он реку и принес старику бутылку с маслом.
Старик хотел заплатить, но тот не взял денег.
Старик ушел, а бывший монах вернулся домой, и у него начался жар. Лег он и говорит:
– Нет, я задержусь здесь еще немного.
– Что ты такое сказал? – спросила жена. – Мне страшно.
– Да нет, ничего особенного, – ответил муж. – Просто мне велят взобраться на одну из колесниц.
– Это неправда, – сказала жена.
– Сплети гирлянду из цветов и дай мне, – сказал ей муж. – Тогда посмотрим, правда это или нет.
Жена сплела гирлянду, муж подбросил ее вверх, и гирлянда повисла на небесной колеснице. Увидев это, жена закрыла лицо руками и умерла. Возродилась она в мире богов, вернулась домой, а муж не умер.
– Почему ты все еще жив? – спросила женщина. – Ведь я же умерла и возродилась в мире богов. А теперь я пришла за тобой. Пойдем со мной.
160. Что случилось с дочерью ситаны.{273}
Рассказывают, что в одной стране жил ситана и была у него дочь. Дочь ситаны вступила в связь со слугой, и они тайно бежали в другую страну.
Долго прожили они там, и дочь ситаны забеременела. Когда десятимесячный срок подходил к концу, она сказала мужу:
– Дорогой, пойдем, отыщем родителей.
Мужу очень не понравились такие слова.
Вскоре родился ребенок, а еще через некоторое время дочь ситаны снова забеременела. Когда десятимесячный срок подходил к концу, она сказала:
– Дорогой, мне очень тяжело. Пойдем, отыщем моих родителей.
Взяли они в дорогу еду и отправились в путь. В пути их застала ночь, и остановились они на ночлег в густом лесу под деревом. Собирался дождь, и муж пошел нарубить веток и лиан, чтобы выстроить навес. Подошел он к муравейнику и стал рубить ветки. А в муравейнике жил царь нагов. Ужалил он человека в ногу, и тот умер на месте.
Женщина с ребенком сидела под деревом, и тут у нее начались схватки, и она родила второго ребенка. В это время пошел дождь. Всю ночь до самого рассвета она от беспокойства не могла сомкнуть глаз. Когда рассвело, женщина пошла искать мужа и увидела, что он мертв.
Зарыдала она, вернулась к детям, взяла их на руки и пошла в город, где жили ее родители. По пути ей пришлось переходить через реку. Перенесла она старшего сына и оставила его на берегу, а сама пошла за младшим. Дошла до середины реки и увидела, что младенца схватил орел и уносит его в когтях. Хлопнула женщина в ладоши и закричала. А старший сын подумал, что мать зовет его, и прыгнул в реку. И вот, одного ребенка унес орел, а другой утонул в реке. Так потеряла женщина и мужа, и обоих детей.
«Все-таки я должна пойти и отыскать родителей», – сказала себе дочь ситаны и пошла в город. По дороге она повстречала знакомого и спросила:
– В горести или в радости живут мои родители?
А тот ей отвечает:
– Прошлой ночью во время дождя у дома твоих родителей обвалилась крыша и твои родители погибли. Вон, видишь дым? Это дым погребального костра.
Женщина лишилась чувств. Все она потеряла, но продолжала идти вперед, как помешанная. Возле дороги рос баньян, а на нем жил деватава. Он подумал: «Если она пойдет по этой дороге в таком состоянии, то бросится в погребальный костер, где горят ее родители. Я должен показать ей другую дорогу». Подумав так, он направил ее на другую тропу.
Женщина пошла по той дороге и пришла в буддийский монастырь. Стала она монахиней и оставалась в монастыре до самой смерти.
161. Бык Хатанахе.{274}
Жил некогда в стране сингалов человек по имени Хатанахе. У него был один-единственный бык. А поскольку пары у быка не было, то его нельзя было использовать для работ. Так он и бродил без дела.
Если кому-нибудь, у кого тоже был всего один бык, требовалось вспахать поле или выполнить еще какую-нибудь работу, он ловил быка Хатанахе, запрягал в пару со своим быком и пахал или гонял быков, чтобы они месили грязь. Стоило Хатанахе услышать, что кто-то пашет на его быке, он тут же приходил и уводил быка. Но никто не обращал на это никакого внимания, и все продолжали использовать его быка.
Однажды один злой человек впряг быка Хатанахе в свой плуг. Когда Хатанахе узнал об этом, он пришел туда, выбранил пахаря и велел отвязать быка. Но тот крестьянин был очень злым человеком. Он возьми да и скажи:
– Где ты видишь своего быка? Это мой бык. Не кричи и убирайся прочь.
Прогнал крестьянин Хатанахе, а тот страшно рассердился: «Ладно, я тебе покажу, чей это бык». И пошел он прямиком во дворец к царю. Пришел во дворец и подал жалобу на то, что его быка насильно увели и впрягли в плуг.
Выслушав жалобу, царь послал слуг за тем человеком. Услыхав о царском повелении, крестьянин испугался. Поэтому он пошел к министру и дал ему взятку. Когда царь потребовал у крестьянина ответа, тот сказал:
– Это не его бык. Хатанахе сумасшедший. Если кто-нибудь где-нибудь пашет, он всегда приходит туда, требует быков и скандалит.