КРОТ В ГОРОДЕ
Иллюстрации: Зденек Милер
Перевод на русский язык: И. Гусева, Е. Рулина
Далеко, очень далеко от шума, дыма и мусора в краю, где светит ясное солнце, а по утрам на землю опускается душистая роса, простирается огромный лес. Поют в нем птицы, порхают бабочки и живут зверюшки, которым лес дает все, что надо для жизни. Ведь без них ему было бы грустно и одиноко.
Если вы заметите на полянке Крота, стоит лишь немного подождать, как рядом с ним появятся Ёжик с Зайцем. Если же вам повстречается Ёжик — знайте, что поблизости находятся Заяц или Крот. Потому что Крот, Ёжик и Заяц — давно уже верные друзья. Когда они вместе, им ничего не страшно, и мир кажется прекрасным.
Однажды утром Крот с Ёжиком лакомились земляникой и поджидали Зайца, который бродил неизвестно где. Неожиданно лес странно зашумел, ветви деревьев задрожали и спугнули тысячи птиц, которые стали метаться между деревьями. Сначала друзья подумали, что начинается гроза, но вскоре поняли, что это не так. Земля сотрясалась все сильнее. Что бы это значило? Ёжик лег на траву и приложил ушко к земле.
— Послушай, какой странный гул, — сказал он Кроту. — Мне это совсем не нравится!
И в самом деле, под землей слышались гул и грохот, которые все приближались к ним. Из муравейника начали выбегать растревоженные муравьи, они спешили куда-нибудь спрятаться. Пытаясь поспеть за ними, что есть духу полз червяк.
— Бегите отсюде скорее! — кричал он всем. — Оно надвигается на нас, об этом сказала сойка!
— Мы должны дождаться Зайца. — объяснил ему Крот. — Он ведь будет искать нас здесь.
Они стояли на том же месте и с нетерпением высматривали своего друга. Наконец Заяц появился! Он стремительно несся к ним, продираясь сквозь кустарник, и в один прыжок скрылся в дупле старого дерева, где жил всю жизнь.
— Что это с ним? — испугался Ёжик.
— Можно подумать что он с нами и незнаком вовсе, — удивился Крот. — Пошли к нему.
Они постучали по дереву:
— Заяц, это мы, что случилось?
Заяц высунул из дупла перепуганную мордочку:
— По-по-погодите, сейчас у-у-у-увидите, — заикался ушастый и показывал вперед — По-посмотритe! Уже приближается…
И вправду зрелище было страшное. Деревья одно за другим падали на землю, словно их косила какая-то огромная коса. Машины с ревом продирались вперед и уничтожали все на своем пути.
В траве мелькнула испуганная мышь со своими мышатами.
— Что же вы здесь торчите, — пискнула она. — Ждете, пока вас проглотят эти чудовища?
А трое друзей беспомощно наблюдали, как лес на их глазах превращался в голую равнину. От рева моторов и завывания пил у них противно гудело в ушах. Когда упало последнее дерево, звуки начали постепенно удаляться и, наконец, затихли.
Неожиданно наступившая тишина показалась зверюшкам еще более зловещей, чем оглушительный вой машин. Куда ни посмотришь — всюду безжизненная пустота. Остались лишь одни пни да поваленные деревья, мертвые бревна, которые еще утром были лесом, переполненным жизнью. И от старого дерева, в котором жил Заяц, остались лишь спиленный ствол да пенек.
— Мы остались тут совсем одни? — всхлипнул Крот.
Заяц свесил уши и расплакался.
— Перестань реветь, слезами горю не поможешь, — взял себя в руки Крот. — Пока мы вместе, с нами ничего не случится!
Только друзья пришли в себя, как загромыхали новые машины. Они приехали, чтобы отвезти срубленные деревья.
— Куда же нам теперь спрятаться от дождя? Где нам теперь играть в прятки? Где нам найти прохладную тень, если нам будет жарко? — причитали зверюшки и, вспомнив о родном лесе, заплакали.
Вдруг раздалось урчание мотора откуда-то сверху.
— Это опять они! — закричал Заяц. — Они летать научились!
— Нам надо спрятаться, — задрожал Ёжик и свернулся клубочком. — Сидите тихо, может, нас и не заметят.
— Ну чего вы опять испугались, — сказал Крот. — Ведь это всего-навсего вертолет, который иногда летал над нашим лесом.
Тем временем машина уже приземлилась между пнями, мотор заглох.
Дверцы вертолета открылись, на ступеньках трапа появились музыканты. Тишину нарушили громкие звуки бравурного марша. Следом за музыкантами вышли празднично одетые мужчины в шляпах. У одного из них, который выглядел особенно важно, были белые усы и борода, он лично вез тележку с большим прямоугольным камнем. За ним следовал еще один с молотком в руке. Третий нес бутылку шампанского.
Теперь наши друзья уже с интересом наблюдали за музыкантами, которые расположились между пнями, продолжая наигрывать торжественные марши.
Наконец музыка стихла и люди занялись камнем. Сначала они сняли его с тележки, положили на землю, в потом все по очереди постучали по нему молотком. После этого самый важный из них, с бородой, произнес над камнем речь.
И как только он ее закончил, третий поднял бутылку и с размаху разбил ее о камень! Брызнул фонтан шипучей жидкости, что людей почему-то очень развеселило.
— Да здравствует будущий город! — воскликнули они.
— Они сказали, что здесь будет город! — в ужасе вскричал Крот.
И церемония, которую наши друзья еще минуту назад наблюдали с таким интересом, совершенно перестала их забавлять.
Музыканты еще раз сыграли туш и в наступившей тишине люди услышали нечто похожее на сдерживаемые рыдания. И тут же они увидели на пне дрожащих от страха трех зверюшек. Люди в недоумении переглянулись.
— Откуда они здесь взялись? — пожал плечами человек с молотком. — Ведь здесь теперь животным делать нечего!
— Подойдемте к ним. Надо объяснить этим чудакам, что они должны уйти отсюда, — решительно заявил белобородый.
Они подошли к пеньку, но зверюшки обиженно отвернулись от них. Один из троих прилетевших обошел пень и сказал им:
— Больше вам здесь оставаться нельзя, вам придется лететь с нами…
Друзья на него даже не взглянули.
Люди наконец поняли, что уговорить зверюшек им не удастся и всерьез задумались, как быть. Потом один из них написал что-то на листке бумаги, поставил печати, а все остальные эту бумагу подписали.
— Мы оставляем вам очень важный документ, — сказал бородатый. — Если вы хотите жить здесь дальше, не теряйте его! — И он протянул бумагу приятелям.
Друзья однако не двинулись с места, а на документ даже не взглянули. Человек положил бумагу на пень и вернулся к остальным. Они уже ждали его у трапа. Вертолет улетел, и только тогда наши приятели начали с любопытством рассматривать бумажку, исчирканную всякими там буквами и опечатанную всякими печатями. Они вертели бумагу в лапках и хмурились, с недоверием разглядывая непонятные каракули и ничего не значащие для них печати.
Через несколько дней они снова услышали гул моторов. На этот раз машины были еще мощнее и работали с ужасающим ревом. Выстроившись в один ряд, они все одновременно двинулись вперед. С жутким воем машины вступали в бой со всем, что встречалось на их пути: переворачивали комья глины, одним махом выкорчевывали пни из земли и заодно расщепляли их. Прижавшись друг к другу, друзья с тревогой ждали, что будет дальше. И тут Заяц вспомнил про документ, который им дали важные люди, и начал отчаянно размахивать бумагой.
Машина, проезжавшая мимо, остановилась, и из нее выскочил водитель.
— Что это вы тут делаете? Кто вас сюда привел? — удивился он.
— Никто. Мы здесь живем, — сказал Крот. — Потому что мы здесь родились.
Шофер взял документ и стал читать. Он то улыбался, то бубнил себе что-то под нос и качал головой.
— Ладно, я все устрою, можете на меня положиться, — сказал он наконец, отдал честь и вернулся к машине.
Бульдозеры, завывая, продолжали свою работу, но к пню наших приятелей ни один из них уже не смел приблизиться.
— Урраа! Да здравствует документ! — радовались друзья. — Он нас спас! Теперь-то уж нас никто не тронет!
Местность вокруг преображалась на глазах. Десятки самосвалов привозили и сваливали тысячи кирпичей, мешки с цементом, панели и еще много удивительных вещей, которые наши друзья видели впервые в жизни. Появились и кухни на колесах, и санитарная машина. Прораб стройки распорядился было снести пень, но, после ознакомления с документом, извинился и сказал, что все в порядке. Больше наших зверюшек никто не трогал