Джонни Груэлл
Истории Тряпичного Энди
Дорогой Джонни!
Увидев на полке в магазине твои книги о Тряпичной Энн и куклы рядом, я не раздумывая купила их. А когда прочитала «Введение» к «Тряпичной Энн», сразу же поднялась на чердак и разыскала куклу, которую посылаю тебе сейчас вместе с письмом.
Эта игрушка принадлежала моей маме. Маленькой девочкой она играла с тряпичной куклой. Мама очень ею дорожила, я уверена в этом, ведь она сохранила её для меня.
Хочу рассказать тебе о смешных и светлых моментах той волшебной детской жизни, когда тряпичная кукла была и моим другом.
Соседский мальчик удивлял нас, выходя во двор попробовать на вкус червей. Весь мир в то время казался голубым и воздушным. А если было грустно, я со старенькой маминой куклой пряталась в беседке, и вместе мы немного плакали. Я до сих пор ощущаю объятия её мягких тряпичных ручек (да, мне казалось, она меня обнимает) и слышу её тихий голос (в моём воображении она умела говорить), который нашёптывал мне что-то на ухо.
Как ты пишешь в своей книге о Тряпичной Энн, «Волшебная Страна, должно быть, наполнена тряпичными куклами, мягкими, с болтающимися тряпичными ручками и ножками. Вместе с нашими детьми они пускаются в прекрасные приключения, удобно усевшись на руках малышей». Я искренне верю в то, что Волшебная Страна действительно существует и добрые тряпичные куклы пришли оттуда. Как ещё объяснить их удивительный дар – приносить столько радости и счастья?
C благодарностью Тряпичной Энн
У всех знакомых мне маленьких девочек есть твоя книга о Тряпичной Энн и кукла – её героиня. И за то счастье, которое ты им дал, позволь мне подарить тебе самую важную для меня куклу – куклу, которую я любила больше всех на свете.
Пусть этот подарок из Волшебной Страны докажет тебе, что все желания обязательно сбудутся, и, если возможно, добавит ещё больше радости в твою жизнь.
Моя мама называла куклу Тряпичным Энди, и я всегда знала его под этим именем. Когда я прочитала название на обложке твоей книги, я поняла – это настоящее чудо!
Познакомь Тряпичного Энди с Тряпичной Энн, дорогой Джонни. Позволь ему приумножить счастье в твоём доме.
Искренне твоя «мама» Тряпичного Энди
Уилтон, штат Коннектикут, 12 января 1912 года
Дорогой Джонни!
Твоё письмо пробуждает множество приятных воспоминаний и возвращает меня в детство.
Когда мне было четыре года, рядом с нами жила маленькая девочка по имени Бесси. Не могу вспомнить её фамилию. Когда моя мама сшила Тряпичную Энн для меня, мама Бесси сделала то же самое для своей дочери, чтобы мы могли играть вдвоём. Как я помню, между нашими домами не было забора.
Думаю, что куклу Бесси сшили спустя день после появления Тряпичной Энн, хотя не могу с уверенностью сказать, какая игрушка появилась на свет первой. Куклу Бесси назвали Тряпичным Энди. Имена наших новых друзей звучали очень похоже.
Мы играли с ними почти всё время. Потом семья Бесси переехала, мне тогда исполнилось лет восемь или девять. У наших тряпичных кукол были похожие лица. Мама, которая сшила первую куклу, возможно, раскрасила обеих. Я только не помню, как был одет Тряпичный Энди… Но ему часто приходилось носить платья поверх мальчишеских нарядов, когда мы решали, что Тряпичный Энди и Тряпичная Энн должны на время стать сёстрами.
И я точно помню, Джон, что когда-то давно рассказывала тебе истории о Тряпичном Энди.
Не странно ли, что две старые тряпичные куклы встретятся вновь спустя долгие годы? Я бы хотела, чтобы «мама» Тряпичного Энди откликнулась, на верное, мне следует с ней как-то связаться. Возможно, существуют способы найти её.
В любом случае, мне кажется, у тебя есть сюжет книги о другой тряпичной кукле. У Тряпичного Энди, вероятно, накопилось огромное количество удивительных историй за всю его длинную жизнь.
С любовью, твоя мама
Как появился Тряпичный Энди
Однажды папа принёс Тряпичную Энн в кабинет и посадил её на свой стол, заваленный книгами, так, чтобы любоваться её весёлой улыбкой весь день. Вероятно, вы знаете, что улыбку и счастье можно поймать, как солнечный луч. Папа хотел сохранить всё исходившее от Тряпичной Энн веселье. Поэтому и усадил её на свои бумаги, чтобы все могли видеть, как выглядит радостная и счастливая кукла.
Так Тряпичная Энн просидела в папином рабочем кабинете три или четыре дня. Она сильно скучала. Да и Марселла тосковала по ней. Но девочка знала, что папе очень нужны радость и веселье, которыми могла поделиться старенькая тряпичная кукла, поэтому терпела.
Энн тоже не жаловалась, ведь кроме улыбки, нарисованной на лице, у неё ещё было доброе сердце. Тряпичные куклы вообще никогда не жалуются, если могут принести хоть немного счастья.
Однажды вечером, когда папа уже заканчивал работу, прибежал мальчик-почтальон с двумя пакетами: красивым, гладким и немного помятым конвертом и посылкой побольше. Папа открыл конверт и вытащил письмо…
Задолго до этих дней бабушка рассказывала ему, что одновременно с Тряпичной Энн (сделанной для бабушки её мамой) соседка сшила своей дочери куклу-мальчика – Тряпичного Энди. Девочки, а с ними и их тряпичные куклы, играли вместе. Бабушку всегда интересовало, что стало с её подружкой детства и куклой-мальчиком.
Прочитав письмо, папа открыл другой пакет, побольше, и обнаружил в нём Тряпичного Энди.
Энди был аккуратно упакован: мягкие ручки сложены спереди, а ножки подогнуты и перевязаны резиночкой. Тряпичный Энди, наверное, был удивлён своему странному положению, но не тревожился – ведь ему не было больно или неприятно. И он весело улыбался.
Сняв упаковку, папа разгладил морщинки на ручках и ножках куклы. Затем он усадил Энди напротив Энн на свой стол, между книг, так, что они глядели друг на друга. Глаза-пуговки Тряпичной Энн смотрели прямо в глаза-пуговки Тряпичного Энди.
Они не могли поговорить, пока рядом был человек, поэтому просто сидели и улыбались друг другу.
А папа, конечно, не догадался потрогать их тряпичные шейки. Да-да! В горле Тряпичной Энн стоял комочек радости и волнения, и в горле Тряпичного Энди тоже был комочек. Ватный, конечно, но всё же…
– Так, Тряпичная Энн и Тряпичный Энди, я здесь, и вы не можете разговаривать, не так ли? – спросил папа. – Хорошо, я уйду и позволю вам побыть наедине. Хотя очень приятно сидеть рядом и чувствовать себя счастливым, глядя на вас.
Он взял правую ручку Тряпичного Энди и вложил её в правую ручку Тряпичной Энн, а левую ручку Энди вложил в левую ручку Энн. Теперь они сидели и держали друг друга за руки. Папа знал, что у них накопилось множество волшебных историй о приключениях, которые с ними произошли. Ведь куклы расстались более пятидесяти лет назад. Итак, закрыв дверь кабинета, он оставил тряпичных друзей одних.
А следующим утром, открыв дверь в кабинет, он увидел, что Тряпичный Энди положил головку на согнутую ручку Тряпичной Энн…
Танец в детской комнате
Когда Тряпичного Энди впервые принесли в детскую комнату, он был очень тихим. За весь день не проронил ни слова, только вежливо улыбался остальным куклам. А в детской было ещё много игрушек: Тряпичная Энн, кукла-француженка, Хенни – голландская кукла, дядюшка Клем и другие.
У некоторых кукол не было ручки или ножки. У одной даже треснула голова.
Но остальные всё равно очень любили её, потому что она была хорошей куклой. Просто как-то ночью она выпала из игрушечной коробки и разбила свою фарфоровую головку.
Тряпичный Энди не разговаривал весь день. Но в этом не было ничего странного. Другие куклы днём тоже молчали. Пока Марселла играла в детской, они, конечно же, не могли разговаривать. Хотя девочка представляла себе их голоса и часто говорила с ними о том, о чём они даже и не думали.
Например, когда Марселла сервировала чаепитие с крекерами на кукольном столике, Тряпичный Энди думал о Тряпичной Энн и кукла-француженка вспоминала время, когда пропал Фидо.
Марселла взяла руку французской куклы и поднесла чашку «чая» Тряпичному Энди.
– Мистер Энди, не хотите ли выпить чашечку чая? – спросила она тоненьким голоском, как будто это говорила кукла-француженка.
И сама же ответила за Тряпичного Энди:
– О да, спасибо! Он такой вкусный!
Ни французская кукла, ни Энди не понимали, что происходит, они думали совсем о другом.
И чаем они не угощались. Марселла выпила его вместо них. Вероятно, кукол это устраивало, большинство были мокрыми внутри ещё со вчерашнего чаепития. Время от времени хозяйка пыталась напоить кукол по-настоящему.
«Чаем» служила сладкая вода. Если сахара немного, то кукольные животики не заболят, считала Марселла. Но она не знала, как от них намокает и слипается вата внутри тряпичных игрушек.