– Далье ехать нельзя,– шепотом сказал Ёжик.
– Видим, что нельзя,– тоже шепотом ответил Саша.– Надо оставить велосипед в лесу, а самим идти пеком.
– Оставить в лесу?! – возразил Ёжик.– А его никто… не возьмет?..
– Кто его здесь возьмет?
Но Ёжик никак не решался расстаться с велосипедом.
– Ну и сиди здесь с ним! – решительно сказал Саша и сделал шаг в темноту.
– Подождите,– жалобно проговорил Ёжик.– Я согласен.
Друзья спрятали велосипед под густым деревом, прикрыли ветками и двинулись вперед. Ёжик держал в руках велосипедный насос.
– Вместо оружия,– объяснил он,– все-таки металлический.
– Тихо! – сказал Саша.– Не разговаривать! А если кто-нибудь заблудится, пусть кричит кукукой. Если два раза: ку-ку, это значит – я здесь. Если три раза: ку-ку-ку, значит – я иду к вам. Если четыре раза: ку-ку-ку-ку, значит – бегите ко мне на помощь! Понятно?
– Понятно,– сказал Ёжик.
Но не успели они сделать несколько шагов, как тропинка оборвалась. Луч фонарика осветил яму, в которую едва не свалился Ёжик.
По-видимому, яма была очень глубокой, потому что дна ее не было видно. Ребята хотели обойти яму, но заметили ступеньки, ведущие в глубину.
– Пещера Кривпоча,– прошептал Ёжик.
– Она,– чуть слышно подтвердил Саша.
Саша взял у Ёжика фонарь и встал на первую ступеньку. Потом он оглянулся на Алешу и Ёжика и… вернулся обратно.
– Ну что? – зашептал Ёжик, как будто Саша уже побывал в пещере.– Что там?
– Ничего,– зашептал Саша в ответ.– Ничего не видно. Надо спуститься глубже.
– Надо,– сказал Алеша.
– Надо,– как эхо, отозвался Ёжик.
Но никто не двинулся с места. Наконец, Саша глубоко вздохнул и решительно начал спускаться по ступенькам, за ним – Ёжик и Алеша. Ведь где-то там, под землей, была пропавшая буква.
Ступеньки были сделаны прямо в земле, некоторые из них осыпались, поэтому спускаться приходилось медленно. Кроме того, всем было немного страшно. Ёжик вслух считал ступеньки и на всякий случай говорил: “Ку-ку”. Каждый раз, когда он ставил ногу на следующую ступеньку, ему казалось, что она обязательно обвалится. Зато, когда ступенька оказывалась прочной, он громким шепотом говорил:
– Двадцать два! Ку-ку!
Потом он становился на следующую ступеньку и опять говорил:
– Двадцать три! Ку-ку!
– Что ты раскукукался?! – зашептал Саша.– Идти невозможно!
Ёжик ничего не ответил, но считать ступеньки и кукукать стал про себя. Он насчитал уже сорок ступенек, а дна все еще не было видно.
Но вот Саша, который шел впереди, остановился. Луч фонарика осветил дверь.
– Дверь! – громким шепотом произнес Саша.
– Дверь? – переспросил Ёжик дрожащим голосом. Он замер на месте и почему-то прибавил: – Ку-ку!..
– Надо реить один вопрос,– сказал Саша.– Может быть, кто-нибудь из нас останется здесь на всякий случай, пока мы будем в пещере?
– Кто это “кто-нибудь”? – подозрительно спросил Ёжик.– Уж я-то не останусь. Оставайся сам, если тебе охота.
Так как Алеша ничего не сказал, Саша понял, что и у него нет желания оставаться наверху. Поэтому он еще раз вздохнул и снова начал спускаться по ступенькам.
Глава пятая,
в которой рассказывается о том, как Пара Граф принимает гостей
Ни ручки, ни замка на двери не было.
Недолго думая, Саша толкнул дверь ногой, и она раскрылась с таким скрипом, как будто повернулись на своих петлях по крайней мере десять несмазанных дверей.
Саша навел луч фонарика, и все увидели темный мрачный коридор со сводчатым потолком.
Ребята медленно двинулись по коридору. Он был длинный и ровный, как стрела.
– Какая странная пещера,– сказал Саша.– Дверь открыта, и никого нет.
– Ну, почему же никого нет? – внезапно раздался голос за спиной ребят.
Они вздрогнули и оглянулись. Перед ними стояла какая-то сгорбленная фигура. Незнакомец держал в руке коптилку – тряпичный фитиль, вставленный в бутылочку с керосином. Фитиль горел слабым огоньком, а от его кончика тоненькой черной змейкой вилась копоть. Мерцающий свет коптилки освещал вытянутое, как у крота, лицо, маленькие глаза, покрытые копотью, нос и подбородок.
– Почему же здесь никого нет? – повторил свой вопрос незнакомец. Голос у него был скрипучий.– Разве я – никто? И я здесь не один. А входная дверь всегда и для всех открыта, особенно для таких симпатичных гостей, как вы. Милости просим.
С этими словами незнакомец прикоснулся рукой к стене, и внезапно открылась еще одна дверь. Саша мог бы дать честное слово, что еще секунду назад никакой двери в этом месте не было.
Вслед за незнакомцем ребята вошли в большую полутемную комнату. Пол и стены ее были земляными, низкий потолок поддерживался деревянными подпорками. Посередине стоял огромный письменный стол. В нем было тридцать три ящика, и на каждом была написана буква алфавита. На столе лежали толстые конторские книги. Позади стола на земляной стене висели два объявления:
Не уметь!
и
Ум затрудняет работу!
– Прежде всего, погасите свой фонарь,– сказал незнакомец.– Здесь и без него достаточно света – целых две коптилки. А теперь позвольте представиться. Мое имя Пара Граф. Не правда ли, великолепное имя? Я прямой потомок древнего Чернильного рода!.. А как зовут вас, мне известно. Однако, садитесь.
И Пара Граф показал на стулья, стоявшие у стены. Ёжик сел на стул и тут же упал на пол. Оказывается, все стулья были на трех ножках.
– Не надо удивляться,– проговорил Пара Граф.– Мы считаем, что стулу достаточно трех ножек. Это дает нам экономию дерева и сокращает время, которое тратится на изготовление каждого стула. Разумно, не правда ли? Итак, садитесь. Сели?.. Прекрасно. Как видите, четвертая ножка абсолютно не нужна.
Пара Граф тоже сел на стул у письменного стола и взял толстую книгу.
– Начнем,– он вытянул свой острый подбородок в сторону Алеши.– Как твое имя?
– Вы же знаете как,– ответил Алеша. Конечно, так отвечать было не очень-то вежливо, но слишком уж неприятен был этот Пара Граф.
– Это не имеет значения,– ответил Пара Граф.– Я обязан спросить официально. Таков порядок. Вы говорите – я записываю. Вот этим замечательным инструментом.
И он показал длинную и толстую трубку, заостренную на одном конце.
– В нее входит ровно пятьсот граммов чернил! – гордо сказал Пара Граф.– Это чудо техники! Однако к делу. Итак, твое имя?
Но Алеша насупился и молчал. Этот Пара Граф даже не спросил, хотят ли они есть.
– Сожалею о твоем упорстве,– проскрипел Пара Граф.– Придется записать твое имя без твоих слов. Тебя зовут Алеа. Не очень-то красивое имя, однако, судя по твоему поведению, ты другого не заслужил.
И Пара Граф принялся царапать в книге. Он так низко склонился над ней, что казалось, будто не трубка царапает бумагу, а его быстрый нос. При этом Пара Граф высунул длинный зеленоватый язык и заложил его за левое ухо.
– Так,– проскрипел он, отложил книгу, открыл ящик стола, на котором стояла буква Ё, и достал кусочек серого картона.– Персональная карточка буквы,– прибавил он и повел носом в сторону Ёжика,– для тебя.– И опять начал царапать своей трубкой.– Так… А теперь предъявите командировочные удостоверения.
– Что-что? – спросил Саша.
– Я сказал: командировочные удостоверения. В них должно быть указано, кто, для чего и на какой срок направил вас сюда. Таков порядок. Командировочное удостоверение должно иметь четыре печати и три подписи. К нему должны быть приложены: а) справка о рождении; б) справка о прививке от кори; в) две фотографии размерами 27 с половиной на 28 и три четверти миллиметра каждая; г) …
– Нет у нас никаких удостоверений! – мрачно сказал Алеша.
– Ах вот как! – удивился Пара Граф.– Это особый случай. Он должен быть зафиксирован в книге номер 28 дробь 2. Таков порядок.
Пара Граф открыл еще одну книгу, что-то нацарапал в ней и заявил:
– При наличии отсутствия командировочных удостоверений вы обязаны устно ответить на вопрос: что привело вас сюда? Таков порядок.