Вот собрались все звери — были тут и слон, и лев, и носорог, — сварили пиво, поставили его под деревом. Только начали пить пиво, а заяц и говорит:
— Настало время спросить: кому быть вождем здесь, на земле?
Поднялся слон и крикнул:
— О, вы там, наверху, в деревне наших предков! Кому быть вождем здесь, на земле?
Но никто не ответил сверху; стояла тишина.
Тогда заяц сказал:
— Они не отвечают тебе. Значит, не признают тебя! И не быть тебе вождем!
Поднялся лев и закричал:
— О, вы там, наверху, в деревне наших предков! Кому быть вождем здесь, на земле?
И снова ответом было молчание.
А заяц опять говорит:
— И тебе не быть вождем!
Теперь уж сам заяц поднялся:
— Это я, заяц, кричу. Кому быть вождем здесь, на земле?
И услышали звери, как сверху раздался голос:
— Тебе, почтенный заяц, тебе! Тебя мы оставляем вождем там, на земле!
Заяц оглядел всех важно:
— Ну, теперь вы слышали?
И все согласились. А слон сказал:
— Воистину ты вождь, так сказали нам сверху!
Поднялись все звери, поклонились зайцу — своему вождю.
И сказал тогда заяц:
— Теперь иди за мной, народ мой!
ДВА ГЛУПЦА. Сказка ламбаЖили-были два человека. Отправились они однажды путешествовать. Один шел впереди, а другой за ним. Когда первый пришел в деревню, он сказал:
— Передайте дурачку, который идет сзади, пусть поторопится!
Вот подошел к деревне второй человек, увидал людей и спрашивает:
— Что, дурачок уже прошел здесь?
Удивились люди и говорят:
— Да эти парни оба дураки!
ДВУЛИКАЯ НГИ. Сказка бети-булуНги-мбаба, летучая мышь, родилась с пастью, полной зубов, и с двумя крыльями. В лесу долго не могли разобраться, кто же Нги-мбаба такая: зверь или птица? Хитрая Нги долго этим пользовалась. Устроят птицы пир, Нги тут как тут: у нее же птичьи крылья! Начнут звери делить добычу, Нги спешит за своей долей: у нее же зубастая пасть!
Когда же нечем было поживиться, Нги не появлялась ни там ни тут.
В лесном народе только и было разговоров, что о странном поведении Нги. Но всему приходит конец.
Однажды объявил Энгуду-страус, верховный вождь птиц, что собирает свой народ — важные дела предстоит решать. Позвали гонцы и Нги-мбабу. Да только не прилетела она на общий птичий сбор.
— Не о чем, — говорит, — мне с вами беседовать! У вас и пасти-то нет, один клюв! А у меня вон сколько красивых зубов, беленьких да остреньких! Нет у меня с вами ничего общего!
А тут как раз Энгбеме-лев, верховный вождь всех зверей, созвал свой народ на общий сбор — важные дела предстоит решать. Позвали гонцы и Нги-мбабу, но она и не подумала прийти.
— Не о чем, — говорит, — мне с вами беседовать! Что у нас общего? Летать вы не умеете, знай бегаете на четырех лапах! У меня-то вон какие прекрасные крылья!
Тогда Энгуду-страус исключил Нги-мбабу из племени птиц, а Энгбеме-лев выгнал ее из звериной семьи.
Вскоре после этого устроили птицы праздник. Каждому раздавали угощение. Нги явилась на праздник первой.
— Ведь у меня чудные крылья, совсем как у настоящей птицы! — рассуждала она.
Энгуду-страус велел ей открыть рот.
В ответ Нги-мбаба добросовестно обнажила ряд белых зубов.
— Взгляни на меня, — сказал тогда Энгуду-страус. — Разве у меня в клюве есть зубы? Иди же к тем, у кого, как и у тебя, зубов полон рот! Ты не из нашего народа!
Так ни с чем и воротилась домой Нги-мбаба.
А через несколько дней Энгбеме-лев объявил праздник зверей, где каждого ждало вкусное угощение.
Опять Нги-мбаба примчалась первой. Но Энгбеме-лев встретил ее с удивлением. Он рассадил всех животных по семьям, но ни в одной семье не нашлось места для летучей мыши: рогов у нее не было, копыт тоже. Не оказалось у Нги-мбабы и других примет, по которым звери легко узнают друг друга.
Напрасно она всем показывала свои зубы. Энгбеме-лев грозно приказал ей удалиться.
Так и стала Нги-мбаба отшельницей — зубастый незверь, крылатая нептица, странное существо, которое не захотели принять в свое племя ни птицы, ни звери. С того самого дня летучую мышь и называют Нги двуликой.
ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БОЛТЛИВЫМИ. Сказка чокосиЖил-был один могущественный вождь, и был у него сын — гордый и своенравный юноша. Он рос один у отца с матерью, и они любили его больше жизни, всегда и во всем ему уступая. Однажды юноша сказал отцу:
— Отец, я уже настоящий мужчина, а своего коня у меня нет. Подари мне хорошего коня! — И ласковым голосом, против которого никогда не могла устоять его мать, добавил: — А чтобы я был достоин тебя, отец, пусть этот конь будет быстрый, как молния, чтобы каждый, едва взглянув на меня, знал, что перед ним сын вождя.
Царь приказал своим рабам привести из конюшни коня, черного, как ночь. Но вместо того чтобы поблагодарить, как положено, отца, юноша заявил:
— Надо еще посмотреть, подойдет ли он мне.
Он вынес во двор мешок с хлопком, вскочил на коня и приказал подать ему факел. Затем наклонился в седле, поджег факелом хлопок, пришпорил коня и исчез в облаке пыли. Юноша доскакал до дальней деревни — пешком до нее и за день не доберешься, — там повернул коня и примчался обратно ко дворцу.
Спешился, подбежал к мешку, а хлопок весь сгорел, остался лишь маленький кусочек. В гневе юноша воскликнул:
— Этот черный конь настоящая черепаха? Не пристало мне на нем ездить!
Приказал вождь привести другого коня, белого, как облако. В тот же миг юноша вскочил на него, поджег хлопок в новом мешке и, пришпорив коня, исчез вдали. Когда он возвратился, сгорело пол мешка хлопка. Юноша был вне себя от гнева:
— Что это?! Уж не решил ли отец посмеяться надо мной? Этот белый конь ползет, как бык. Мне ли на нем ездить?!
Снова вождь послал рабов в конюшню — на этот раз за конем, огненным, как рассекающая небо молния. Это был такой горячий конь, что многие не осмеливались даже подойти к нему. Люди поговаривали, что в этого коня вселился сам дух саванны, лучше держаться от него подальше.
Юноша вскочил на огненного коня и скорей поджег мешок с хлопком. Не успел он и пришпорить своего скакуна, как тот взвился в воздух и исчез вместе с всадником. Пламя едва поднялось над хлопком, когда юноша, громко смеясь от счастья, вновь появился на своем коне:
— Спасибо, отец! Вот наконец конь, достойный меня. На нем я облечу весь белый свет. Решил я отправиться в долгое странствие, посмотреть, как люди живут.
И, махнув на прощание рукой, юноша опустил поводья и умчался на огненном коне.
Три дня и три ночи неслись они сквозь тучи в бешеной скачке. На четвертый день конь замедлил бег и опустился на землю. Юноша оказался в удивительном краю, где люди сеяли небесные семена. Сын вождя проработал с ними весь день и в благодарность получил несколько волшебных небесных семян.
Юноша вскочил в седло, и конь и всадник растаяли в сумерках.
На утро седьмого дня они оказались в огромной пустыне. Здесь люди сеяли воду. Целый день сын вождя усердно трудился с ними и в награду получил несколько зерен.
Понеслись они с огненным конем дальше и на утро девятого дня остановились в царстве равнин, где люди сеяли горы. Юноша помог им и получил за это несколько чудесных семян. Когда же на небе взошла луна, он вновь тронулся в путь на своем волшебном коне.
И вот на тринадцатый день пути конь опять остановился в каком-то селении. На небе сияли звезды, вокруг лежала темная ночь. Вождь проводил его в хижину для гостей и предложил ему поужинать. Юноша с радостью согласился, но коня на дворе не оставил: привязал поводья к двери и только тогда прилег отдохнуть. Вскоре появились слуги вождя. Они внесли большое блюдо с едой и, поставив его перед юношей, удалились. Только он собрался подкрепиться, видит — грива у коня встала дыбом! Тут конь заговорил человеческим голосом:
— Не прикасайся к еде! Это ловушка! Знай, что ты попал к людоедам! Они заманивают к себе чужеземцев на ночлег, а на рассвете убивают их. Бежим скорее, или мы пропали!
Ужас охватил юношу. Стремглав вскочил он на коня, вонзил в него шпоры, и они взвились в небо.
На заре вождь людоедов пробрался к хижине гостя, а его и след простыл! Вне себя от ярости, приказал вождь позвать Кпабимблиге — могущественную колдунью, с которой не мог тягаться ни один из колдунов этого ужасного селения.
— Дерзкий чужеземец вообразил, что сможет от нас скрыться, — сказал вождь колдунье. — Дети за ним в погоню и доставь мне его живьем.
Кпабимблиге пробормотала под нос несколько слов и в тот же миг оказалась в ста шагах от огненного коня.
— Теперь не уйдете от меня! — крикнула она.
Юноша бросил наземь свои небесные семена, и тут же взошли небеса, заколосились густые тучи и спрятали юношу от колдуньи. В гневе Кпабимблиге прокричала волшебные слова, и тучи раздвинулись. Вновь колдунья настигла юношу, вот-вот схватит его!