Жил-был один бедный человек. У него не было ни пищи, ни одежды, ничего, кроме набедренной повязки. Отправился этот человек к царю и сказал:
— Устал я так жить, лучше мне умереть. Нет у меня ни пищи, ни одежды, всего и имущества — одна набедренная повязка. Вот как велика моя бедность!
— Хорошо. — И царь приказал своим слугам схватить бедняка и казнить его.
А как раз в это время мимо проходил другой бедняк, совсем нагой.
— Я хочу попросить вас о милости. Когда вы убьете этого человека, отдайте мне его набедренную повязку, — сказал он.
Услыхав такие слова, первый бедняк воскликнул:
— Остановитесь! Не убивайте меня! Отведите меня обратно к царю, я хочу сказать ему кое-что.
Подвели бедняка к царю.
— Позволь мне остаться живым, — попросил он царя. — Сегодня я увидел человека еще беднее меня. Не хочу умирать!
— Иди своей дорогой, — смилостивился царь, — и благодари судьбу, что увидел человека беднее себя.
Вот и конец сказки.
ГЛУПЫЙ МАЛЬЧИК. Сказка хаусаЖила на свете женщина. Был у нее сын — глупый, бестолковый, не похожий на других детей.
Однажды мать послала его купить иголку. Купил он иголку, а по дороге домой встретил приятеля с корзиной, полной отрубей, и спросил его:
— Куда бы мне положить иголку?
— Положи в мою корзину, — сказал тот.
Положил мальчик иглу в корзину, а подойдя к дому, хотел взять ее, но не нашел и вернулся домой ни с чем.
— Где игла? — спросила мать.
— Я положил ее в корзину с отрубями, а потом не мог там найти.
— Какой ты недогадливый! — сказала мать. — Надо было воткнуть иглу в рукав рубашки. Вот и не потерял бы ее.
В другой раз женщина послала сына за маслом:
— Иди, да поскорей возвращайся!
Купил мальчик масла, положил его в рукав рубашки и отправился домой. А пока шел, масло таяло, капало на землю, и принес он домой совсем мало.
— Где масло? — спросила мать.
— Оно вытекло, только немного осталось у меня в рукаве.
Мать очень рассердилась и закричала:
— Нужно было положить масло в кувшин. Вот бы оно и было в целости и сохранности! В другой раз так и сделай.
Через несколько дней женщина попросила сына принести от соседей щенка. Взял мальчик щенка, положил его в кувшин и плотно закрыл. Дома мать спросила:
— Где же щенок?
— В кувшине.
— Открывай скорее, — испугалась мать.
Открыли они кувшин, а щенок-то задохнулся! Мать воскликнула:
— Ох и глуп же ты! Нужно было привязать щенку на шею веревку и говорить ему: «Иди, иди!»
В следующий раз мальчик отправился за мясом. Купил он мясо, перевязал его веревкой и потащил за собой, приговаривая: «Иди, иди!»
Учуяли собаки запах мяса, побежали за мальчиком и съели все. Приволок он домой одни кости.
— Где мясо? — спросила мать.
— Вот оно.
— Да ты и впрямь болван! — закричала мать. — Что ты называешь мясом? Старые кости?
— Но ты же сама меня так учила! — обиделся сын.
А женщина опечалилась:
— Больше никуда не буду тебя посылать.
ПОЗАРИВШИСЬ НА ЧУЖОЕ, ПОТЕРЯЕШЬ СВОЕ. Амхарская сказкаВо времена царя Теводроса жил купец. Закупив товары в одном месте, он вез их продавать в другое место — тем и промышлял.
Однажды остановился купец отдохнуть возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой караван и двинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на привале кошель с деньгами.
Воротился он быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто бырров, и повстречал человека. Незнакомец его и спрашивает:
— Что это ты здесь ищешь?
— Да вот деньги потерял!
— А сколько денег у тебя пропало?
— Сто бырров, — ответил купец.
Обрадовался незнакомец:
— Их-то, видимо, я и нашел! Вот твои бырры!
Купец взял деньги, а потом и говорит:
— У меня пропало двести бырров! Верни мне остальные!
— Не может того быть! Я нашел сто бырров! — удивился незнакомец.
Пришлось им идти к царю Теводросу — пусть сам царь рассудит их.
Вот царь и спрашивает купца:
— Сколько денег у тебя пропало?
— Двести бырров!
— А сколько ты нашел? — обратился царь к незнакомцу.
— Сто бырров, — ответил тот.
Тогда царь и говорит:
— Раз у тебя, купец, пропало двести бырров, спрашивай свои деньги у того, кто нашел двести бырров. И тот, кто нашел сто бырров, вправе взять их себе. А если объявится человек, у которого пропали сто бырров, я сам заплачу ему.
Так рассказывают.
ПОЧЕМУ ЗМЕИ ЕДЯТ ЛЯГУШЕК. Малагасийская сказкаПовстречались раз змея и лягушка.
— Давай дружить, — сказала лягушка. — Ты большая, я маленькая. Вот мы и будем помогать друг другу. Ты такая длинная, что сможешь дотянуться до любого высокого места, а я пролезу туда, куда не добраться тебе. И голос у меня громкий, это тоже нам пригодится. Только прежде чем стать добрыми друзьями, надо испытать наши силы. Давай состязаться в беге, посмотрим, можем ли мы поймать друг друга. Ты старше меня, убегай первая.
Змея быстро изогнулась, потом еще раз и еще раз.
Так и не смогла лягушка ее поймать.
— Хорошо ты бегаешь, — сказала она.
Настала очередь лягушки. Запрыгала лягушка, но уже на четвертом прыжке змея настигла ее и схватила за задние лапы.
— Не глотай меня, — попросила змею лягушка. — Приоткрой немного рот и скажи «а».
Сказала змея «а», но только она раскрыла рот, лягушка как бросится в воду! Страшно удивилась змея.
А лягушки в пруду нахваливают подругу: какая она хитрая да какая ловкая! Смеются без удержу над глупой змеей.
Не могла змея стерпеть, что лягушка ее провела. Собрала она своих детей и сказала:
— Пожирайте лягушек, где бы они вам ни попались, ешьте их, даже если вы сыты. И глотайте их всегда целиком, чтобы они ускакать не успели. Только так мы истребим их проклятое племя!
ДВА ПЛУТА — КУТУФЕЦИ И МАХАКА. Малагасийская сказкаНу, слушайте хорошенько! Я вам расскажу о двух плутах. Молва об их проделках докатилась и до наших мест. Эй, мужчины! Эй, женщины! Слушайте!
Плутов этих зовут Кутуфеци и Махака. Вот однажды покинули они родные места и отправились в путь. Кутуфеци жил на западе, поэтому он отправился на восток. А Махака жил на востоке, поэтому он отправился на запад.
Как раз посредине между западом и востоком они и встретились.
У Махаки в руках была испачканная глиной лопата, у Кутуфе-ци — корзина, а в ней ворон.
— Ты что несешь? — спросил Кутуфеци.
— Лопату, — ответил Махака. — Хочу сменять ее на курицу.
— Смотри-ка! А я несу курицу и хочу сменять ее на лопату.
— Значит, по рукам. Отойдем в сторонку и поменяемся.
— Ты, приятель, не открывай здесь корзину, — попросил Кутуфеци. — Курица пугливая и не связана, еще улетит.
— А я только что намочил лопату. Подожди немного, не копай сразу, а то зазубрится, — посоветовал Махака.
И приятели разошлись восвояси.
Пришел Махака в хижину, открыл корзину, а оттуда вылетел ворон и как закаркает!
У Кутуфеци тоже все пошло кувырком. Стал он насаживать лопату на ручку, а она сломалась!
Оба плута остались довольны. Каждому понравилась проделка другого.
— До чего же мы ловки! Надо нам держаться друг друга! — воскликнули они.
Прошло немного времени, и плуты встретились снова. Первым заговорил Махака:
— Раз уж стали мы товарищами, давай испытаем, кто из нас умнее.
— Ладно, — согласился Кутуфеци, — начинай!
— Есть одна штука, которая меня удивляет, — сказал Махака. — Растолкуешь мне, в чем тут дело, признаю, что ты умнее меня. Видишь вон ту корову? Объясни, почему это у нее шкура черная, а молоко белое?
— Не знаю, — признался Кутуфеци. — А меня вот что удивляет. Посмотрим, сумеешь ли ты объяснить, отчего это так. Бык и баран едят одну и ту же траву. Так почему у быка хвост длинный и тонкий, а у барана — короткий и толстый?
— Не знаю, — смутился Махака.
— Да мы и в самом деле один другого стоим! — решили плуты. — Надо нам держаться вместе!
А потом Кутуфеци и Махака приготовили вкусную еду, чтобы съесть ее вместе.
— Давай раньше поспим. Тот, кому приснится самый интересный сон, съест все один, — предложил Махака.
Улеглись приятели спать. Через некоторое время Кутуфеци проснулся.
— Мне приснилось, будто я поднимаюсь на небо, и такие там замечательные штуки, так они меня изумили… — разбудил он приятеля.
— А мне приснилось, — перебил его Махака, — что я вижу, как ты поднимаешься на небо. Я и подумал: «До чего же замечательные штуки он там увидит! Теперь обратно спуститься его и не уговоришь». Тут я проснулся и съел весь обед. А теперь смотрю — ты здесь.
Что вы на это скажете, женщины?