Но как-то раз поссорились муж с женой, и рассердился Синяя Родинка: выхватил из очага головню и кинулся на жену. Тотчас же она опрометью бросилась вон из палатки, прихватив сына.
Синяя Родинка выбежал следом, умоляя их остановиться. Но было поздно: его жена и сын снова стали бизонами. Почуяли их деревенские собаки, подняли лай и погнали прочь, пока бизоны совсем не скрылись из глаз.
Сильно горевали дед с бабкой. Очень скучали они по внуку. А ворон с сорокой тревожно летали вокруг, разыскивая бизоненка среди индейских детей. Наконец мать Синей Родинки сказала сыну:
— Плохо ты поступил с моим внучком! Ведь жена предупреждала тебя: она была не простая женщина!
— Да, я во всем виноват, — ответил сын. — Пойду их искать. Если я не вернусь, пошли за мной следом моих любимцев, ворона и сороку. Пусть отыщут хоть кусочек моего тела. Положи его ко мне на кровать и прикрой чем-нибудь. Потом набей трубку, раскури и скажи: «Синяя Родинка, вот дым для тебя!»[104]
И Синяя Родинка ушел. Много времени прошло, прежде чем набрел он на огромное стадо бизонов. Бродил он, бродил среди них, а потом заметил, что одна бизониха с бизоненком сидят в сторонке. «Ох, верно, это и есть моя жена с сыном», — подумал юноша.
Подкрался Синяя Родинка к месту бизоньего водопоя, вырыл яму и спрятался в ней. Он терпеливо ждал часа, когда бизоны пойдут на водопой. Вот утолили жажду взрослые бизоны, и начали пить бизонята. Когда напился последний, Синяя Родинка увидел, что остались только бизониха с сыном. Тут он вскочил и схватил бизоненка. И верно, это был его сын! Он тоже обрадовался встрече.
— Пойду позову мать, — решил бизоненок.
Когда бизониха спустилась к ним, Синяя Родинка сказал ей:
— Я пришел забрать вас с собой.
Бизониха ответила:
— Нужно сначала спросить позволения у хозяина стада. Если он разрешит, мы уйдем вместе. Ах, зачем ты обидел нас! Ведь мы, бизоны, так боимся огня и острых ножей…
Бизоненок, сын Синей Родинки, пошел к вожаку стада и спросил:
— Можно нам с матерью вернуться к отцу?
А потом вернулся к Синей Родинке и говорит:
— Хозяин требует, чтобы мы дождались бизоньей пляски. Если во время бизоньей пляски ты четырежды сможешь отличить меня от других бизонят, нас отпустят домой.
И вот собрались бизоны на пляску. Сын Синей Родинки тайком сказал отцу:
— Во время первого танца у меня будет хвост колечком — по нему ты и узнаешь меня. Во второй раз я стану припадать на одну ногу. В третий раз у меня будут опущенные уши. А в четвертый раз я закрою глаза.
Три раза Синяя Родинка отгадывал своего сына. А на четвертый раз закрыли глаза сразу все бизонята, и он ошибся. Тотчас все стадо набросилось на Синюю Родинку и растоптало его. Когда бизоны решили, что с ним покончено, они разбрелись кто куда.
Давно ушел из дому Синяя Родинка, и старуха мать решила пустить по следу его любимцев, ворона и сороку. Они полетели и вскоре вернулись с крошечным кусочком его тела. Старуха бережно положила его на кровать сына и прикрыла шкурой. Потом вышла из палатки, раскурила трубку и промолвила:
— Синяя Родинка, вот дым для тебя! Синяя Родинка, вот дым для тебя!
И едва она произнесла это в четвертый раз[105], Синяя Родинка вышел из палатки живой и невредимый.
СТАРАЯ-ПРЕСТАРАЯ СКАЗКА. Сказка североамериканских индейцевКак-то в стародавние времена раскинуло племя шайенов свой лагерь. По обычаю, поставили палатки в круг, а в середине дети затеяли игры. Но игр не получилось: люди давно уже голодали, и во всем лагере не было ни крошки еды.
И тут вызвались людям помочь два могучих ведуна. На первом ведуне была бизонья накидка. На другом — точно такая же. Поглядели они друг на друга, удивились, что одеты совсем одинаково![106] Лица раскрашены одинаково, перья на уборах вьются одинаково…
Первый ведун сказал
— Не держишь ли ты на меня зла? Зачем подражаешь моему наряду? Ты что, смеешься надо мной?
Другой ответил.
— По-моему это ты смеешься надо мной! Кто научил тебя вырядиться так?
А первый ведун объясняет:
— Мне привиделось во сне, будто я отправился к чистому, прозрачному ручью, что течет вблизи нашего лагеря, и там, в ручье я и проведал про. это платье.
Второй так сказал
— И я отправился, к ручью, который увидел во сне, и там проведал про свое платье!
Они жарко заспорили, а потом решили:
— Пойдем к ручью вместе и посмотрим, у кого из нас больше прав носить этот наряд.
Они пошли к ручью, а все люди следом за ними.
У ручья один ведун с вызовом спросил другого:
— Посмеешь ли ты войти в ручей?
Другой ответил:
— Я-то посмею! А ты?
Они вместе вошли в ручей, заходили в воду все глубже и глубже, а потом погрузились на самое дно.
Там, на дне, ведуны увидели старуху, которая жила в этом ручье. Старуха спросила их:
— Зачем пришли?
Оба ведуна были очень голодны, поэтому они ответили:
— В нашем племени нечего есть. Помоги нам!
Тогда старуха дала каждому по миске с едой; одну миску она наполнила кукурузой, а другую — пеммиканом[107].
Ведуны возвратились к своему племени и отдали еду людям. Каждый наелся досы-та — все племя, до самого малого ребенка. Но сколько бы ни ели из мисок, они так и оставались полными.
Эту старую-престарую сказку часто рассказывают шайены. Они хорошо помнят, откуда в их племени появилась привычная еда — кукуруза и пеммикан.
КОЙОТ И ЖЕНЩИНА-СОВА. Сказка североамериканских индейцевКак-то раз выбежал койот к океану. Было это в том месте, где впадает в него река Колумбия. Там-то и жила женщина-сова. Это была злая ведьма, которая много лет подряд губила попавших к ней в плен людей. Она привязывала человека к колыбельке и пускала ее по воде во мглу, приговаривая:
— Уходи навсегда!
Когда колыбелька возвращалась, на ней лежали уже только человечьи кости, потому что на пути своем колыбелька проплывала мимо такого раскаленного, жаркого места, что ни один человек не мог там выжить.
Койот увидел на берегу толпу несчастных: каждого из них ждала печальная участь. Несчастным пленникам очень хотелось убежать от злой старухи, но колдовство ее лишало их силы.
Койот смешался с толпой и, последив немного за женщиной-совой, сказал людям:
— Испытаю теперь я свою судьбу! Мне кажется, я скоро вернусь обратно.
Его привязали к колыбели, и еще до того, как он скрылся в тумане, старуха проговорила:
— Уходи навсегда!
Но люди дружно закричали:
— Возвращайся к нам!
Время тянулось долго, но вот дозорные различили колыбельку. Она мало-помалу подплывала все ближе, ближе… Сильно тревожились люди, не случилось ли чего-нибудь с койотом. Но едва колыбелька коснулась берега, все увидели, что койот цел и невредим.
Теперь предстояло решить, кто же сильнее — сова или койот? Старуху тоже привязали к колыбели и отправили во мглу. А койот и все люди громко закричали:
— Уходи навсегда!
Колыбелька возвратилась, и на ней белели только кости колдуньи.
Очень радовались люди, что избавились от злой волшебницы. Они стали упрашивать койота остаться с ними. Даже пообещали ему в жены красивую девушку… Но койот отказался:
— Нет, не нужно мне жены. Побегу-ка я дальше берегом реки…
АХАЙЮТА И ПОЖИРАТЕЛЬ ТУЧ. Сказка североамериканских индейцевБыло это на самой заре времен. Далеко на востоке того края, где живут индейцы пуэбло, на вершине горы обитало страшное чудовище. Его прозвали Пожирателем Туч. Был он величиной с гору, а пасть свою раскрывал с востока далеко на запад. Жадность чудовища была ненасытной, а пищей ему служили тучи.
Порой Пожиратель бывал особенно прожорлив, и тогда вся земля страдала от жажды. Засохнув, гибли посевы кукурузы, сильно страдали звери. Только люди, сохранив про запас немного еды, могли выжить, но и им приходилось нелегко. Много воинов искало встречи с Пожирателем Туч, но все терпели неудачу оттого, что не было у них подходящих волшебных амулетов.
А далеко на западе земель пуэбло жил со своей бабкой юноша по имени Ахайюта, Был он сильным, как и его отец Солнце, и быстрым, как олень. Ахайюта мечтал о той поре, когда он станет великим воином. И вот однажды он пришел к своей бабушке и попросил:
— Задай мне такую задачу, чтобы, выполнив ее, я мог стать мужчиной и занять свое место в кругу совета!
— Есть дело, которого не совершил еще ни один человек, — предостерегла его бабушка.
— Мне не страшна самая трудная задача, — отвечал Ахайюта. — Скажи, что я должен сделать.
— Ты должен одолеть Пожирателя Туч, чтобы народ наш не страдал от долгой, жестокой засухи, — сказала старая женщина.
— Кто это — Пожиратель Туч? — спросил юноша.