Вдруг зашумел ветер, и полил дождь. Оглянулся юноша, но ничего особенного не заметил.
Снова зашумел ветер, и хлынул дождь. Глянул юноша вниз — почудилось ему, что видит коня, да только трудно было разглядеть его.
И снова заревела буря, а когда в третий раз посмотрел юноша вниз, почудилось ему, будто конь стоит живехонек и хвостом нетерпеливо бьет.
В четвертый раз зашумело-заревело все вокруг. Глянул юноша и глазам своим не поверил: стоит конь как ни в чем не бывало на всех четырех ногах и по сторонам поглядывает!
Подбежал юноша к коню, он и молвит:
— Вновь я с тобой. А теперь отведи меня подальше от лагеря, за холм, и оставь на ночь, а утром приходи.
Пришел юноша утром за конем и видит — стоит рядом с серым белый красавец. Во всем лагере нет такого!
На следующую ночь вновь велел серый конь отвести его за холм. Наутро приходит юноша — рядом с серым стоит вороной красавец.
Десять ночей подряд отводил юноша коня за холм, и десять новых коней набралось у него — и гнедой, и палевый, и в яблоках, и разные-разные. Никогда в племени не бывало таких славных скакунов!
Стал юноша богат и женился на красавице дочери вождя, а как заматерел, сам стал вождем. Родилось у него много детей. Не забыл он и бабушку. Она жила в палатке внука до глубокой старости. А серого коня вождь берег пуще глаза — ездил на нем только по праздникам.
Добрый охотник
Перевод А. Ващенко
ил-был один молодой охотник. Все звери очень любили его за доброту. Никогда он не стрелял в оленя, если видел, что тот переплывает бурную реку. Не трогал лань с детенышем, не нападал на зверя, уставшего от погони. Зверю и птице он всегда оставлял кусочек оленьего мяса. «Эй, плотоядные! Это вам!» — скажет. И медведю непременно оставит медку, а ворону — кукурузных початков с поля. Потроха убитой дичи охотник бросал в озеро или в ручей — для рыб и другой живности.
Как-то раз случилась с охотником беда. Отстал он от своих товарищей, и тут напали на него индейцы враждебного племени чероков[22], расправились с ним и сняли скальп[23].
Когда враги ушли, первым из зверей почуял человеческую кровь волк. Он подошел, сразу же узнал доброго охотника и громко завыл, чтобы подозвать других зверей, а сам принялся лизать его рану. Вскоре все звери собрались вокруг и стали оплакивать погибшего друга.
Бережно ощупал лапами тело охотника медведь и сказал:
— В груди еще сохранилось тепло!
Тут подоспели и птицы. Пока медведь лапами согревал человека, все стали держать совет: как оживить доброго охотника? Только один голос раздался против — голос грифа-стервятника:
— Давайте лучше подождем, пока он дозреет, и съедим его!
Но звери решили приготовить чудесное снадобье. Получилась на редкость крепкая смесь, и было ее так мало, что она вся поместилась в скорлупке ореха, а внешне напоминала каплю воды[24].
И тут сова сказала:
— Живому человеку нужен скальп. Кто пойдет за скальпом охотника?
Завязался жаркий спор. Оказалось, не всякий зверь годится на это. Думали, думали и наконец решили, что тут нужна ловкая и умная птица. Говорят, сначала хотели выбрать орла. Ирокезы считают его очень благородной птицей, ведь, говорят, он носит на спине чашу с росой и в дождливые дни проливает ее на землю туманом.
Потом выбрали было колибри — за то, что она быстро летает и почти невидима. Но в конце концов решили выбрать Великого Ворона, Гагагову.
Ворон полетел в деревню чероков и скоро увидел скальп охотника. Он был натянут на обруч и висел над дымоходом вигвама. Ворон камнем кинулся вниз и схватил скальп. Чероки заметили его, стали стрелять из луков, но ворон взмыл так высоко, что стрелы не причинили ему вреда.
Ворон принес скальп на совет зверей, и все решили, что кожа слишком высохла — человек не сможет носить ее. Тогда орел пролил на нее несколько капелек росы. Кожа стала мягкой и прочно приросла к голове охотника.
Тут ему дали отведать целебного снадобья, и охотник почувствовал, что к нему возвращается жизнь. Он лежал с закрытыми глазами и вдруг почувствовал, что понимает язык птиц и зверей. Ему слышалась чудесная песня, и казалось, он тут же запоминает ее слово в слово. Звери просили охотника, чтобы он напевал эту песню всякий раз, как ему понадобится помощь.
Охотник спросил, как приготовлять снадобье, и звери ответили, что когда-нибудь откроют ему эту важную тайну.
И вот медведь поставил охотника на ноги. Но когда тот открыл глаза, вокруг уже никого не было: видно было только много-много разных звериных следов.
Добрый охотник отправился в путь, возвратился в племя и рассказал людям о том, что случилось с ним.
Помощь змеиного царя
Перевод А. Ващенко
ак-то раз отправил вождь сына с посланием к другому вождю и дал в знак своей власти сосуд.
Наладился в путь сын вождя и тут видит — бросают юноши в реку камешки.
Понравилось ему это занятие. Вот сын вождя возьми да и брось в воду свой сосуд! Тот, конечно, сразу исчез под водой.
Испугался юноша: как идти к соседнему вождю без сосуда? Да и домой боязно возвращаться — придется рассказывать о пропаже!
И решил сын вождя достать сосуд. Прыгнул в воду, доплыл до того места, где сосуд ушел на дно, и нырнул поглубже.
Ждали, ждали его друзья, да так и не дождались. Вернулись они домой и рассказали о гибели юноши.
А случилось вот что. Только сын вождя нырнул, схватили его змеи-удавки и подплыли с ним к пещере.
— Поднимись-ка на ступеньку! — говорят.
Глянул юноша и видит — сидит на уступе змеиный царь, а уступ-то змейками-удавками кишмя кишит. Подошел сын вождя к уступу и только шагнул, как ступенька тут же выросла. Шагнул еще раз — все осталось по-прежнему. В третий раз шагнул — опять ступенька выросла.
А змеи-удавки и говорят:
— Поднимайся на ступеньку!
Шагнул юноша в четвертый раз — и поднялся на уступ. Усадил его змеиный царь с собою рядом и сказал:
— Спасибо тебе за подарок! Чудесный сосуд! А теперь видишь это перо? Оно твое!
И змеиный царь указал на перо, которое парило в углу пещеры.
Потянулся юноша к перу, но не тут-то было! Вывернулось перо у него из рук. Трижды пытался юноша схватить его и трижды оставался ни с чем. Лишь на четвертый раз чудесное перо далось в руки.
— Видишь эту палицу?[25] — сказал юноше змеиный царь. — Теперь она твоя.
Потянулся сын вождя к палице, но не тут-то было! Палица взлетала вверх всякий раз, как он протягивал руку. Трижды ускользала палица, а в четвертый раз замерла на месте, и юноша завладел ею.
Тут змеиный царь и говорит:
— Через три дня возвращайся домой, к отцу. Спросит он тебя о том, где был. А ты знай тверди: «Я знаю, что я знаю». Ни за что не рассказывай ему о том, что видел. А если понадобится помощь, повернись на восточную сторону и трижды поклонись восходящему солнцу — я тотчас явлюсь с подмогой.
Три дня гостил юноша у змеиного царя. А на четвертый змеи-удавки отнесли его к тому месту, где он нырнул в воду, вынесли на берег и вручили потерянный сосуд.
Вышел юноша на берег и возвратился к отцу. Тот уж оплакивал его. Едва поверил вождь чудесному возвращению сына.
— Где же ты был все это время? — спрашивает.
В ответ юноша твердил одно:
— Я знаю, что я знаю.
Еще он сказал, что змеиный царь велел передать: в нужный момент он окажет вождю помощь.
Зажили все счастливо. И вот как-то раз на племя напали могучие враги, со всех сторон окружили селение, так что из него никто уже не мог выбраться. Не знал вождь, что и делать. Вспомнил он тогда о послании змеиного царя и сказал сыну:
— Одному тебе ведомо, что обещал нам помочь змеиный царь. Иди проси его о помощи.
Укрепил юноша в волосах волшебное перо, взял в руку волшебную палицу, пошел на восток и трижды поклонился на восход солнца.
Тотчас змеиный царь предстал перед ним.
— Чего хочешь? — говорит.
— На нашу землю напали враги. Отцу нужна помощь.
— Ступай скажи, что бояться ему нечего. Враги не причинят вреда твоим соплеменникам. К утру все будет хорошо.
Вернулся юноша и передал вождю слова змеиного царя.
И правда: подступили враги к селению, но тотчас, как по волшебству, отошли.
А поутру увидели вождь с сыном, что все враги накрепко, будто веревками, связаны змеями-удавками.
Видно, стали они пленниками змеиного царя. Заключил вождь мир со своими врагами, с тех пор оба племени стали жить вместе. Вот как помогла ему чудесная дружба змеиного царя.
Как волшебник Глускеп подарил людям птиц