Ваня в «Футболе» чувствует себя чуть ли не предателем по отношению к ребятам с Мурановской улицы, первыми позвавшими его играть в футбол, предателем, поскольку попасть к их противникам ему безумно хочется: там и мячи настоящие, и на поле выбегает команда с традиционным приветствием, а не кучка в чем попало одетых, вразброд шагающих ребят. Глубоко переживают и другие герои Бахревского, когда вольно или невольно встают перед выбором, когда им нужно скрывать свое истинное отношение к тому или иному событию, человеку…
Тонко, почти исповедально раскрывает писатель перед юными героями, да и не только юными, простую истину о сложности и противоречивости жизни. Очень не просто в этом смысле отношение Феди («Голубые луга») и деревенских мальчишек к Виталию Мартынову, сыну военкома, и Куку, сыну предателя, как все считали. Максимализм мальчишек понятен, да еще и подкреплен психологической установкой взрослых по отношению к «врагам народа». И как же тяжко в таких условиях отстаивать простые принципы гуманизма: даже если бы и впрямь отец Кука был врагом народа, разве Кук в этом виноват? Разве он-то не имеет права на человеческое к себе отношение? Вот если бы он сам, как Виталий Мартынов, вел себя подловато, тогда другое дело…
Сложностей в новой книге Бахревского много. Так, неоднозначен образ Страшнова-отца. Как перемешиваются гордость Феди за отца со стыдом за его же неблаговидные поступки! Как мешает вот такая противоречивость сыновней любви, но ведь она, эта любовь, неистребима и по-своему права…
О любви Бахревский вообще пишет много и очень… «несовременно». Юные герои Бахревского то и дело «влюбляются» в своих сверстниц и совершают поступки воистину рыцарские — от цветов, таинственных надписей на дне глубокой морской бухты (рассказ «Море, а сколько времени?») до… покупки вельвета на платьишко любимой, для чего сразу трем влюбленным пришлось собрать все свои «сбережения» («Голубые луга»). Детская эта влюбленность может и затухать при очередном переезде и быть перенесенной на новую незнакомку. Но настоящую, стойкую любовь испытывают герои Бахревского к отцу и матери, братишке или сестренке.
В этом еще одна особенность Бахревского. Для него любовь — это огромное доверие друг к другу и ответственность за любимого. Так, в чудесной повести-сказке «Кипрей-Полыхань» Настя Никитична даже… взлетела, когда потребовалось спасать милого: «Она не знала, как его можно спасти и что ей нужно сделать, чтобы не остаться здесь, у земли, в одиночестве. Она тоже сложила крылья, потянулась вся. И поняла — летит. Тихий воздух стал ветром, давил на лицо. Она летела сначала зажмурив глаза, а когда решилась открыть их, увидала скопище звезд, неподвижных, сияющих каждая сама по себе. Настя Никитична не видела Финиста, и это было такое одиночество, какого она и представить себе не могла. И вот тогда сердце ее облилось теплой кровью, ей захотелось, чтобы Финист был рядом, чтоб она, похолодевшая от полета, ужаса и одиночества, могла бы прижаться к нему, сильному, теплому и доброму, чтобы только не одной, чтобы он заслонил хотя бы половину этой бесконечности».
Мне кажется, редко кому удалось так сказать о сущности любви — именно стремление уберечь себя и любимого от бездны времени, поделиться родным теплом и продолжиться в детях, внуках, чтобы вечно торжествовала жизнь. Бахревский пишет о Любви самой что ни на есть земной, но ответственной не только друг перед другом, а словно бы перед всей Вселенной…
Последнее, что хотелось бы сказать здесь: его герои — люди дела. Ване из «Футбола» непременно надо помочь семье погибшего на войне командира, пусть он и наивно берется за это, под влиянием гайдаровского Тимура. Его герои стремятся к делам добрым и тайным, чтобы не примешивалась корысть, хотя бы честолюбия. Его герои стремятся к делам большим, хотя и начинают с малых.
И в этом — позиция самого писателя. Ведь уехал же он с тремя товарищами, уже после института, на строительство Нурекской ГЭС. Они решили, что в жизни каждого человека должен быть своими руками построенный город… Работали рядовыми проходчиками, скрыв свои дипломы. Потом эта стройка легла в книги Бахревского. Но прежде она была в его судьбе. Он и сейчас выдумывает и творит добрые дела вроде конкурса на лучшую книгу для детей, конкурса, который проводится с детишками евпаторийских санаториев, где особенно важно помочь им ощутить дыхание большой жизни, вселить уверенность в свои силы преодолеть болезнь. И ведь это им было когда-то придумано, чтобы для детей отдых начинался прямо с перрона московского вокзала, и теперь один из поездов на юг называется «Солнышком»…
А главные его дела — это его книги. Работает он сейчас над большими историческими полотнами о XVII веке, о становлении государства Российского, но, конечно же, не оставляет и детских книг. Ему всего лишь будет 50 лет, он еще очень молод, Владислав Бахревский — добрый сказочник и мечтатель, реалист и историк, большой друг детей.
Валентин Свининников Художник А. Веркау