[4] Так как наказанный не возвращался уже несколько месяцев, отец его очень опечалился. [5] Один житель острова отправился на поиски бога Макемаке. Зная, что бог на острове Моту-Матиро-Хива, он отправился туда. [6] Но вместо бога нашел там Пеку Ангооху. «Что ты делаешь?» — спросил он. «Я несу наказание, наложенное на меня богом Макемаке» [7] — «Я ищу тебя. Но почему ты наказан?» — «Из-за того, что я не предлагал ему то, что приготовил в уму» [8] — «Глупый, почему же ты не приготовишь земляную печь, полную цыплят, бананов, батата и другой еды? Ты должен преподнести это богу Макемаке, и он пожалеет тебя».
[9] Пеку Ангооху сделал так, как ему сказали, и бог принял его подношение. [10] Он появился внезапно и дружески заговорил с обоими мужчинами. Он простил наказанного. [11] Другой, который был хорошим, попросил бога научить его строить дома и изготовлять утварь, а также дать ему лошадей, коров, овец и т. п.[171].
[12] Бог Макемаке внял просьбе, и двое счастливых людей вернулись на остров Пасхи. [13] Отец Пеку Ангооху был очень рад, что снова увидел сына, и вместе они мирно зажили, не забывая больше о том, что в честь бога нужно делать уму.
2.14. [A Hina Kauhara]
[1] Не vai ku vai meamea. [2] He ui ki te vie manava mate Hina Kauhara. [3] He oho, he to mai i tau vie ra о te maitaki, о te uka maitaki, he mate ta manava о tau kope era. [4] He too mai, he moe, he hoho ararua i toraua hare.
[5] О mate te manava о tau uka era ki te tahi tagata, he oho, he uutu mai i te vai mai vai meamea, he oho ki roto ki te kоrо. [6] He ana i te oone te tahu (?) kope iki moeke ki ruga ki te koro mo huri mai i te vai meamea ana ako atu a Hina Kauhara mai raro о roto о te hare koro, mo te kope oruga e huri mai te vai mai ruga ana ako atu Hina Kauhara: «E Hina e, ka huri mai toou mimi meamea ena, e Hina e ka parigi mai toou mimi meamea ena, e Haua, e Makemake e, e ka huri mai te mimi neamea ena, e Hina e».
[7] He tuu ki te tahi koro, he oho hakaou pehu meea ana, he tuu ki te rua koro pehu hatuhaga ana ki tau kope hokarua era: «Ane tagi atu au, ki tuu ki te kona, ka huri mai ai кое, ka huri iho mai pe tau koro rae era. [8] Ehaka Makemake ro au ia kое, e haka Haua ro au ia kое о agiagi kое e te tagata».
[9] He ki mai tau rua kope era: «Ku maoa ku rivariva a».
[10] He oti te aamu.
2.14. [Хина Каухара]
[1] Была красная вода[172]. [2] Увидел женщину, полюбил [ee] Хина Каухара. [3] [Он] пошел, взял [к себе] эту женщину, красивую девушку, полюбил [ее] этот юноша. [4] [Он] взял ее, [он] спал с ней, [они] жили в своем доме.
[5] Чтобы эта девушка не любила другого человека, [его только, он] пошел, набрал воды, красной воды, [потом он] вошел в дом коро. [6] [Он] сделал яму в земле [и сказал одному молодому человеку, чтобы тот лег] на [крыше] дома коро [и] лил сверху красную воду, в то время как Хина Каухара будет петь из-под дома [из ямы], чтобы юноша сверху лил воду, пока Хина Каухара поет: «О Хина, лей свою красную урину, о Хина, лей свою красную урину, о Хауа, о Макемаке, о Хина».
[7] [Он] пришел в один дом коро, [там] произошло то же самое, [он] пришел в другой дом коро, те же указания [дал] юноше, [своему] товарищу. «Пока я буду плакать, поднимись на [то] место, лей [урину], лей снова, как в том [доме] коро. [8] Я сделаю тебя Макемаке, я сделаю тебя Хауа, чтобы люди не узнали тебя».
19] Сказал этот юноша: «Согласен, хорошо».
[10] Кончается рассказ.
2.15. [Хина Каухара]
[1] Была красная вода.
[2] Хина Каухара посмотрел на женщину и влюбился в нее; он взял ее [к себе], стал спать с ней, они жили в своем доме. [3] Чтобы девушка не полюбила никого другого, он набрал красной воды [и] пошел в дом коро. [4] Он выкопал в земле яму и сказал одному молодому человеку, чтобы тот поднялся на крышу дома коро и лил бы красную воду, пока Хина Каухара будет петь под домом коро. [5] Так молодой человек и поступил — он лил сверху воду пока Хина Каухара пел: «О Хина, лей свою красную урину, о Хина, лей свою красную урину, о Хауа, о Макемаке, лей свою красную урину, о Хина».
[6] Он пошел к другому дому коро, и там произошло то же самое. [7] Когда он подошел к следующему дому коро, он дал те же указания своему товарищу: «Когда я буду плакать, ты иди к [тому] месту и лей воду, как и раньше, в первом доме коро. Я хочу сделать из тебя Макемаке, я хочу сделать из тебя Хауа, чтобы люди не узнали тебя».
[8] Тот человек сказал: «Верно, хорошо».
3.1. [Об Уоке][173]
[1] В древности земля Рапа-Нуи[174] была такой же большой, как континент. Человек по имени Уоке поднимал и опускал землю; поэтому осталась только маленькая земля Рапа-Нуи.
[2] Уоке поднял землю палкой. Подняв землю, Уоке дошел с ней от Хивы[175] до Пуку-Пухипухи[176]. Здесь сломалась палка Уоке. Так осталась только эта земля, которая называется Пито-о-те-Хенуа.
3.2. [Об Уоке]
[1] Эта земля была некогда большой. Маленькой она стала оттого, что Уоке поднимал и опускал ее при помощи палки. Уоке, разгневанный на народ Пито-о-те-Хенуа, поднимал землю до тех пор, пока она не стала маленькой.
[2] Подняв землю, он пришел от Пито-о-те-Хенуа до места высадки Нгата Ваке[177] и Охиро[178]. Те высадились в Рото-Меа[179], вышли на берег и остались в Ваи-Марама[180]. Через месяц они поднялись до Варе[181].
[3] Видя, что Уоке приближается сюда, подняв палкой землю, Нгата Ваке сказал Охиро: «Земля опускается, мы оба погибнем». Но Охиро произнес заклинание, чтобы море не залило землю. [4] В Пуку-Пухипухи сломалась палка Уоке, и, таким образом, осталось место, где высадился Нгата Ваке.
3.3. [Об Уоке]
[1] В прежние времена земля Рапа-Нуи была большой, как континент, но Уоке, бог-разрушитель, властвовал над ней. Он поднимал или опускал ее, когда ему этого хотелось, пользуясь для этого палкой[182]. Когда он поднимал Рапа-Нуи, его поверхность вздымалась вплоть до континента Пуку-Пухипухи.
[2] Однажды, когда Уоке развлекался тем, что опускал часть Рапа-Нуи, чтобы поднять континент, палка сломалась. Рапа-Нуи, который оказался внизу в это время, стал маленьким, [из воды] видны были лишь вершины его гор, а континент остался большим, так как он был наверху. Так возник этот остров, который называется «Пито-те-хенуа» или «Пуп земли».
3.4. [Уоке]
Земля острова Пасхи была некогда гораздо больше, но так как жители его совершали преступления, Уоке раскачал землю и разбил ее, [подняв] при помощи палки.
4.1. [A Taga Roa, e te uha]
[1] He iri mai Taga Roa raua toona taina i te po. [2] He amo mai i te kupega viri mo te ika mo tuku i Haga-Tee. [3] He tuu i Haga-Tee, he tuku, he ravaa te ika, he oho ki Huareva, ki Akahaga.
[4] I Ana-Vaero he tikera te uha etahi i ruga i te maea. [5] He oho te rima, he too mai i tau uha era mai ruga mai tau. [6] He mau, he oho, he tuu ki Haga-Nui.
[7] Ku moe ana Taga Roa i tau uha era i Ana-Vaero i moe ro ai. [8] He mau, he oho mai, he tuu ki Haga-Nui te haga mouga.
[9] E uru vai i te ika. [10] He tomo ararua ko te tagata taina ki uta, he oho ki te Vai-Magaro, he hohapu.
[11] He too Taga Roa, he tigai ki tau uha era he hakatee, he umu, i tau uha era i roto i te taheta. [12] He noho te kokoma, te hatatu.
[13] He amo te ika, etahi am о i kupega, he oho, he hoki ararua. [14] He tuu ki Tuu-Tapu a Taga Roa. He noho.
[15] He turu te nuahine etahi mai te Haka-Rava ki te vai uutu mai Haga-Nui mai raro mai te puna. [16] I ka tuu atu ko te poki e tagi no ana i roto te taheta. [17] Tau poki era he tagi era mai roto mai te hatatu moa.
[18] He oho atu tau nuahine era, he uutu mai i taana vai irae. [19] He hoki mai, he too tau poki era, he hapai, he iri, he oo ki roto ki te hare. [20] He tunu maea vera, hakahopu i te poki hai vai vera, he maitaki, he hakamoe te nuahine. [21] He kimi te nuahine hai vie u, he pavaa mo hakaomoomo о tau poki era.
[22] He nape te igoa, ko Tuki Hakahe Vari te igoa о te poki era. [23] He hagai, he nuinui, he noho i te Haka-Rava.
[24] He ui ki te nuahine: «Не tooku matua». [25] He ki te nuahine: «Ina oou matua». [26] He mou tau kope era. [27] He tuu hakaou toona, he ui hakau tau poki era: «Не tooku matua». [28] He ki tau nuahine era: «Ai te ragi e uri mai era».
[29] He noho, he ki ki te tagata, he ragi: «Ka aga te rago mo too i au mo oho kia Tuu». [30] He aga te rogo e te tagata.
[31] Erua vie roau ia Tuki Hakahe Vari ko te ga mee rakerake Aara Poto, о raua a Tuki Hakahe Vari te roau. [32] He noho era, he oti te rago.
[33] He tagi Tuki Hakahe Vari mo tau nuahine hagai era ia ia.
[34] He tehe mai te tagata, te vie, he too ia Tuki Hakahe Vari. [35] He oho kia Tuu, ki toona kona; he tupa, he oho te rago e te tagata, e te vie.
[36] He oho era tagata hoki mai te mamate. [37] He oho ko tagata ko ia he mamate era i te ara he oho era, he mana о te ariki о Tuki Hakahe Vari. [38] He mana о te ariki о Tuki Hakahe Vari.
[39] He tuu kia Pare ki toona kona. [40] He noho ia Pare he ragi mai ki te ga mee rakerake Aara Potu: [41] «Ka hoki te ga mee rakerake Aara Potu hakaoneone mata о Tuki Hakahe Vari, о te ariki». [42] He ragi era te ariki a Tuki Hakahe Vari ki tau ga mee era Aara Potu.
[43] He hoki te tagata ko hotu iti, he noho te ariki Tuki Hakahe Vari i toona kona. [44] E hoki te tagata о hotu iti ki toraua kona.
4.1. [Танга Роа и курица]
[1] Вечером Танга Роа[183] пришел со своим братом [на берег]. [2] [Он] принес сеть, чтобы ловить рыбу в Ханга-Тее. [3] [Он] пришел в Ханга-Тее [и стал] ловить [рыбу]; наловив рыбы, отправился в Хуа-Рева, [а затем] в Акаханга.
[4] В Ана-Ваеро он увидел на камне курицу[184]. [5] [Он] поднял руку [и] взял эту курицу с насеста. [6] [Он] схватил [ее], пошел дальше, пришел в Ханга-Нуи.
[7] В Ана-Ваеро Танга Роа соединился с курицей. [8] [Он] взял [ее], отправился дальше, пришел в Ханга-Нуи, к краю бухты.
[9] [Он] вошел в воду, [чтобы ловить] рыбу. [10] [Затем он] вместе с братом вышел на берег [и] отправился в Ваи-Мангаро, [там] выкупался.