Родная сестра Жадности, Скупость, с удовольствием разделяет ее компанию. Ее девиз — брать и жалеть, что тебе дают, ибо ты недостоин. Одни за всю жизнь не могут купить себе пальто, считая, что бедность-их удел, другие никогда не решаться поступить в университет, третьи будут работать, не поднимая головы, не думая даже об отдыхе, да мало ли их — рабов комплекса Кощея Бессмертного! Сидят на золоте (своих талантах, умениях, потенциях, данных Богом каждому человеку), и ни с кем этим не делятся, а наоборот — прячут с глаз людских подальше!
Тем не менее, вопреки распространенному мнению, Жадность и Скупость- не наша сущность, а привнесенные извне энергии, неприятного действия которых можно так же легко избежать, как последствий дождя, укрывшись под зонтиком. Но чтобы сопротивляться нужно осознанное желание не допустить их вовнутрь, умение видеть малейшие проявления этих коварных энергий в безобидных на первый взгляд вещах и понимание, что боремся мы не с собой, а с чужаками, которым нет места в нашем организме.
Глава 7. Делить или делиться? Сказание про жадность. Короткое (ибо жадные герои долго не живут)
Собрался было рыцарь из далеко северного края отправиться на поиски дамы сердца. Одел кольчугу из драгоценных каменьев, прочнее которой нет ничего в белом свете. Доспехи надел разукрашенные. Волосы причесал непослушные. Сверху шлем водрузил свежевыкованный. Меч наждаком почистил, если чего случится вдруг. Шпоры специальным средством смазал, чтоб блестели. Рюкзак рыцарский в дорогу приготовил. Коня отборным сеном хорошенько накормил.
Замок свой рыцарский на ключ на два оборота запер, да и свечи тушить не стал- пусть разбойники думают, что он не спит и все видит.
Попрощался с тусклым солнцем, с бескрайней лысой равниной, с дождиком холодным и противным. Поклонился земле своей родной.
Пролил скупую рыцарскую слезу по непонятным для нас причинам. Вскочил в седло и откровенно себя спросил: "А зачем мне собственно это все надо?!"
Минуту помешкал, облегченно вздохнул, и, спешившись, вприпрыжку побежал домой.
Но по дороге был настигнут шальной соседской стрелой. Так и остался лежать бездыханный в роскошном боевом снаряжении да в чистом поле.
А сосед на зайцев охотился. Ему тоже не повезло.
Ступенька 8. Страшилки и зеркало
Чувство вины и комплекс неполноценности часто играют злые шутки с их обладателями, в ловушку попадаются все- будь-то маленькие дети, взрослые или седые старички. Да и не мудрено, что люди не чувствуют себя всемогущими героями в мире, где поощряется посредственность, а экзамены на сценарий выше среднего для некоторых заканчиваются отказом от этого сценария.
Не мудрено, но все же непонятно, почему эти две страшилки присутствуют почти у каждого? И если не мешают ему внешними препятствиями, то постепенно съедают изнутри- и спортсмен, уходя из спорта, уходит из жизни, известный актер- спивается, топ-модель, украшавшая еще недавно собой огромные билборды- стареет с космической скоростью, а любимец публики рок-певец заканчивает депрессией и наркотиками.
Бывают и исключения, что радует наличием прецедента, но постараемся все же разобраться в правилах. Итак, все эти ипостаси героя в нашем понимании оказываются на проверку какими-то ненастоящими, натянутыми, недолговечными, и что самое неприятное- опасными. Они и вправду опасны, потому что у таких "героев" чувство вины и комплекс неполноценности находят не в пример другим исключительно плодородную почву, чтобы разрастись там дремучим лесом. Чувство вины успешно культивируется тем, что сфера контакта, а значит и сфера влияния и авторитета у "героев" намного шире, чем у "простых смертных", следовательно, самые обыденные действия "героя" могут иметь сильные последствия для других. Задумываясь над этим, "герой" стремится исправить свои "оплошности", поэтому так часто мы слышим, что та или иная кинозвезда выступила в поддержку миротворческой миссии, или нанесла визит голодающим детям Африки, или пожертвовала крупную сумму на… и так далее.
Комплекс неполноценности вообще считается одним из основных движущих факторов формирования самого "героя"- доказать другим, что я не так уж и плох. Сначала это делается из необходимости самоутверждения, потом по привычке, потом будущий "герой" входит в раж, и настоящего "героя" уже ничто не остановит в этом его действии.
Становясь движущими мотивами, эти два бича современности, зацикливают на себя спираль развития, превращая ее в замкнутый круг, из которого вырваться не так-то просто. "Для того, чтобы двигаться дальше, надо бороться с нами, а чтобы бороться с нами, надо двигаться дальше и доказывать больше"- тихо нашептывают они своему хозяину, и он, не видя никакого подвоха в этом умозаключении, продолжает идти через тернии к звездам.
Однако, если хорошенько подумать на эту тему, и подумать своей головой, а не "страшилкиными" умозаключениями, то бороться и продираться совсем не обязательно. Если в основе успеха и продвижения лежит блок под названием "доказать, что я не…тупой, косой, глухой или еще какой-то там не", то он хорош лишь на первое время, и нуждается в пересмотре. В противном случае, такой блок разворачивается против своего хозяина, что и приводит знаменитостей к срывам. Подобная же история с блоком "хочу помочь людям, даже если они этого не хотят, и чтобы они мне были благодарны"- это уже поле реализации чувства вины- как бы извиниться перед человечеством за то, что родился, ну и пусть они меня все же уверят, что я им хоть немного нужен. Тут чем больше "извиняешься", тем более агрессивно окружающие реагируют на твою непрошенную помощь, потому что чувствуют, что взамен ты ждешь благодарности, а давать насильно они ее, естественно, не хотят. Такой мотив также хорош только на первом этапе, как альтернатива способа переключить фокус внимания эго с себя на окружающий мир, но опасен для дальнейшего применения.
Получается, что комплекс неполноценности и чувство вины- всего лишь отражения чего-то нужного и настоящего в кривых зеркалах нашего непонимания. Например, чувство вины- это искажение способности нести ответственность за свои поступки. Только виноватый в каком-то злодеянии, не сможет ни исправить его, ни избавиться от чувства вины, а лишь "загладить" его до поры до времени. Не зря же существует выражение "загладить вину"- то есть не искупить, не ликвидировать, не исправить, а именно загладить- сделать невидной, но все еще существующей. А вот ответственность подразумевает способность исправлять ошибки, круг ее охвата время от времени меняется, и вообще она несет положительный смысл здоровой работы, а не бесполезных самоистязаний.
Комплекс неполноценности- гротеск самокритичности, которая необходима каждому человеку. И снова разница в небольшом акценте- комплекс рождает много действий, но не избавляет от ядра с ключевыми словами "я не могу", а самокритичность позволяет корректно оценить собственные качества, сделать необходимые выводы и исправить недостатки.
Таких подмен понятий и "перевертышей" достаточно много в современном мире. Как уже упоминалось раньше, сомнения зачастую путают с рассудительностью, жадность и скупость- с бережливостью, а вот такое ценное качество как способность верить могут высмеять, или назвать непрактичностью, открытость новому- непостоянством, умение отстаивать свою позицию- занудством. Никакого другого лекарства, кроме честности по отношению к самому себе и уверенности в своем праве жить и творить, от этой напасти "перевертышей" пока не существует. Но это является и своеобразной проверкой на право быть героем, в конце-концов, им предстоит свершать великие дела!
Глава 8. Страшилки и зеркало Сказка. Богатырь на печке и без
Пролежал Илья Муромец на печи тридцать три года и три месяца, да так бы и дальше продолжал лежать, не случись с ним совершенно непредвиденной истории. Честно говоря, перспектива проваляться на печи еще столько же времени богатыря ничуть не пугала, напротив — вселяла веру в стабильность и надежность будущего.
В детстве, в эти буйные, неспокойные времена, когда он еще не задумался над глубоким смыслом бытия, Илюша часто играл в футбол со своими сверстниками. Однажды он переусердствовал, и вместо ворот забил мяч Лешке Поповичу в ухо, отчего тот страшно разозлился и обозвал его "косой дубиной". Илья не на шутку обиделся, и решил, что раз он косой, то пусть мальчишки без него дальше сами играют. Пошел домой и лег на печь, да так там и остался лежать. Друзья сначала не заметили его отсутствия, потом стали навещать и уговаривать пойти с ними поиграть, на что Илюша неизменно отвечал, что "Косые дубины в футбол не играют!". Раздосадованные его упрямством, они оставили свои попытки уговорить Муромца, и вскоре вовсе забыли про него.