И очень скоро человек остался сидеть безо всякой защиты посреди вороха ненужных слов и букв.
– Вот так, – сказал почему-то мальчик и ушёл.
А трусливый человек поднялся, отфутболил подвернувшееся некстати слово и отправился искать такое место на земле, где не обижают трусливых людей.
Говорят, до сих пор ищет.
Пять фраз про ерунду
В чёрном-чёрном лесу жила чёрная-чёрная пантера, которую, впрочем, никто никогда не видел: невозможно увидеть чёрную-чёрную пантеру в чёрном-чёрном лесу.
В белом-белом лесу жил белый-белый заяц, которого, впрочем, тоже никто никогда не видел: невозможно увидеть белого-белого зайца в белом-белом лесу.
Ах, если бы их поменять местами: чёрную-чёрную пантеру поселить в белый-белый лес, а белого-белого зайца – в чёрный-чёрный лес: то-то всё стало бы ясно и зримо.
Но вот вопрос: какого цвета поле разделяет чёрный-чёрный и белый-белый лес, и не приметит ли на этом поле пантера зайца, а если приметит – не съест ли?
На вопрос этот нет ответа: и потому всё остаётся, как прежде: чёрная-чёрная пантера живёт в чёрном-чёрном лесу, а белый-белый заяц – в белом-белом лесу, и их никто никогда не видит.
Про глупую дверь
Однажды одной Двери надоела её жизнь.
«Ну что такое, в самом деле, – думала Дверь и нервно скрипела. – Работа вредная: всё время на сквозняке. Каждый, кому не лень – ногой бьёт, уже вся в ссадинах, каждая дощечка ноет. К тому же, никакого творчества: «откройся – закройся», вот тебе и всё. И вообще…»
Дверь точно не знала, что именно «и вообще», но так всегда бывает: стоит начать жаловаться самому себе на жизнь – на ум сразу приходит масса всяких грустных, ненужных, тревожных и прочих неприятных мыслей, но всегда остаётся ощущение, что не пришло ещё больше.
«И ведь самое обидное, – гневно скрипнула Дверь, – что, в сущности, никто не обращает на меня внимания. Привыкли: «туда-сюда» – и всё. Они, наверное, думают, что каждый так может – на сквозняке, без творчества, в ссадинах… Ладно-ладно, я заставлю их обратить внимание на меня».
Как известно, чтобы обратить внимание на себя, надо сделать то, чего от тебя никто не ждёт. И Дверь закрылась. Плотно. Крепко. Навсегда.
Сначала все удивились. Стали стучать. Колотить. Потом – просить. Всё без толку. Что оставалось делать? Пришлось рядом со старой Дверью выдолбить новую.
А старую Дверь забили. За ненадобностью. И она превратилась в часть стены.
По ночам старая Дверь вздыхала и говорила своей новой соседке – Двери:
– Не хочешь дать дуба и стать просто частью стены – работай, пока дают, и не жалуйся.
Про скучалку, кошмарика и другие существа
Однажды Мальчик со всеми поссорился: и с мамой поссорился, и с папой поссорился, и с бабушкой, и с дедушкой, и с другом своим единственным-закадычным. В общем, со всеми поссорился, сидел себе во дворе и скучал. Одинокий, как белый медведь в пустыне. Или как змея во льдах. Что, в сущности, одно и то же.
Мальчик сидел и говорил сам себе: «Я никому не нужен, и мне, значит, не нужен никто». И совсем Мальчик расстроился и решил пойти туда, где людей нет, чтобы ему никто не мешал.
И пошёл. И вот идёт он сам по себе. Вдруг видит: стоит посреди поля Дворец. Очень красивый. Прям как персидский. Разукрашенный весь. Двери ажурные, везде камни драгоценные натыканы.
Толкнул он дверь резную, она заскрипела таинственно и открылась. Мальчик во Дворец вошёл. А там, в полумраке девушка сидит. Грустная-грустная. Но очень красивая. Как киноактриса.
– Здравствуйте, – говорит Мальчик.
– Не уверена, – говорит девушка и вздыхает.
Повздыхала она, повздыхала и говорит:
– Меня Скучалка зовут. Потому что я целыми днями только и делаю, что сижу и скучаю. А сейчас ещё и Кошмарик придёт.
Мальчик не успел даже спросить, что за существо такое – Кошмарик, как вдруг, откуда ни возьмись юноша появляется: голова нечёсаная, из одежды – одна набедренная повязка, да и та не стиранная, зубов почти нет, а те, которые есть – нечищеные. В общем, страшный.
– Я – Кошмарик, – говорит. – А ты кто?
Мальчик отвечает запросто:
– Я просто погулять вышел. Поссорился со всеми – вот и гуляю.
– Скандальчика, значит, выпустил, – вздохнула Скучалка. – Пошли с нами. Будем скучать кошмарно.
И вот пошли они по Дворцу. Идут по длинному коридору. Потолки в коридоре высокие, а на каждом потолке – люстры висят. Огромные, как во Дворце Съездов, и красивые.
Ходят они, ходят. Вздыхают все вместе. Но не разговаривают. Потому что со Скучалкой и Кошмариком какой разговор?
Правда, время от времени бросаются им под ноги маленькие Драчунчики и всё норовят ударить. Однако Драчунчики трусливые, как тараканы. Стоит им погрозить – сразу убегают.
Ещё Ворчунчики попадаются. Про жизнь хотят разговоры говорить. Но от разговоров Ворчунчиков какой интерес? Никакого. Как от дикторов телевидения.
Мальчик спрашивает:
– А Прекрасенок у вас нет? Хоть одна маленькая Прекрасенка к вам не заходила?
– Прекрасенки в другом дворце живут, – отвечает Кошмарик.
– А Интересенки?
– И Интересенки в другом, – причитает Скучалка.
Ходят они, ходят. Мальчик утомился очень сильно. Устал. Как Суворов при переходе Альп. Или как хоккеисты после матча. Что, в принципе, одно и то же.
И спрашивает Мальчик:
– А можно в тот дворец попасть, где Интересенки живут и Прекрасенки?
И тут вдруг такое произошло. Удивительное. Невероятное прямо.
Скучалка и Кошмарик как упадут на пол и как начнут на Мальчика смотреть. А во взгляде их – не то интерес неподдельный, не то раздумья сомнительные: нормальный Мальчик или всё-таки какой-то другой?
– Вы чего? – Мальчик спрашивает.
А Кошмарик отвечает:
– Это мы от удивления упали. И тебя изучать начали.
И снова смотрят на Мальчика снизу. И взгляд у них такой неприятный. Как у учителя физики, когда он пальцем по журналу водит – ищет, кого к доске вызвать.
Наконец Скучалка говорит:
– А мы думали, ты – человек. Хоть в чём-то и Скандальчик, но в целом – человек.
– Я человек и есть, – отвечает Мальчик, но не очень уверенно.
– А был бы ты человек, – сказал Кошмарик, – ты бы знал, что и Прекрасенки, и Интересенки, а также Кошмарики, Скучалки…
– А также Вредятинки, Скандальчики, – подхватила Скучалка, – Грязнулики и Чистюлики и многие другие полезные существа в тебе самом живут. Важно только выпускать на свободу кого надо.
– А кого не надо – не выпускать, – подытожил Кошмарик.
И только он произнёс такие слова, Мальчик видит, что он уже опять в своём дворе сидит.
Сидел он так, думал-думал и придумал.
– Сейчас Извинялку выпущу и с мамой помирюсь.
Мальчик выпустил на свободу Решилку и пошёл к маме – Извинялку выпускать.
Два квадрата
Cказка с оформлением
Хватит тебе просто так сидеть, – сказки слушать. Возьми-ка, дружок, бумажку, – будем рисовать.
Нарисуй, пожалуйста, два одинаковых квадрата. Один и другой.
Получилось? Одинаковые?
А теперь, – слушай про них сказку. И не забывай периодически на сами квадраты смотреть, чтобы у нас получилась «сказка с оформлением».
Квадраты эти, уверяю тебя, только с виду такие одинаковые, а, на самом деле, – они разные совсем. Потому что разные у них характеры.
А характер, он, знаешь, от чего зависит? От взгляда на жизнь.
Один Квадрат, – правый, погляди внимательно, – он смотрит на мир из своего внутреннего угла. Понимаешь, как это происходит? То глядит из правого угла, а то – из левого. Но всегда весь мир через себя видит. То есть, сначала, – себя, а затем уж, – весь мир.
И тем больше он на весь мир через себя глядит, тем больше сам себе нравится.
«Вот, – думает правый Квадрат. – Я и мир. И мы – равны! Здорово! Что бы ни случилось, я навсегда таким останусь: прямым, гладким, четырёхугольным!»
А второй Квадрат, левый, смотрел на мир из своего внешнего угла. Посмотри теперь на него внимательно, чтобы понять, как это происходит.
То есть, сам себе он был абсолютно неинтересен: левый Квадрат всегда миром окружающим интересовался. Всё хотел засунуть свой угол, куда не следует, разумно полагая, что, если совать свой угол, куда не следует, – можно на что-нибудь интересное наткнуться.
Бывало, натыкался левый Квадрат на интересное. А бывало, – что и на опасное. Иногда даже давали любопытному Квадрату пинка, но он не обижался, потому что любопытство его было сильнее всех обид.
И вот однажды любопытный левый Квадрат обнаружил, что все его углы пообтесались от тычков, и вообще квадратом он может называться только условно, ибо превратился в круг.
Отчеркни карандашом у квадрата четыре угла. Что получилось? То-то же!
Вот круглый Квадрат покатился по всему миру и увидел столько всего интересного, чего даже сказочники не видят, хотя они, уверяю тебя, видят всё.