Якуб ответил:
– Когда Миширахуно, спасая своих единоверцев от преследования фараона, простер руку и приказал волнам расступиться, то волны тотчас же расступились и на этом месте образовалась суша. Миширахуно вывел свой народ на другой берег, а разъяренный фараон вместе со своими воинами ринулся за ними. И тогда Миширахуно повернулся, снова простер руку, и по его знаку водяные стены обрушились на преследователей... Так Миширахуно спас Богом избранный народ. А в том месте морское дно и видело солнце всего только раз.
– Верно! – сказал везир царя франков.
Шах Аббас и везиры от радости даже вскочили со своих мест.
– А второй вопрос будет такой, – продолжал почетный гость.
– Кого люди ни разу еще не видели в глаза, хоть каждый день с ним говорят?
И Якуб коротко ответил:
– Худо.
Тогда везир царя франков задал третий вопрос:
– Кто у Бога служит мельником и из той муки, что он мелет сам, другие пекут лепешки, а он ест лепешки, испеченные до него?
Якуб некоторое время помолчал в раздумье, а потом ответил:
– Человек, родившийся на свет, поступает к Богу мельником и мелет в муку свою жизнь, а время печет из этой муки лепешки, которые едят новые мельники. И так все время, пока существует жизнь!
Ничего не оставалось делать везиру царя франков. Он встал, обнял Якуба и говорит:
– Ты верно ответил на третий вопрос.
Шах Аббас обрадовался и, обращаясь к гостю, сказал:
– Задавай свой последний вопрос!
И везир царя франков спросил:
– Где больше людей – на земле или в земле?
Якуб учтиво поклонился и ответил:
– Конечно, людей больше в земле: сколько поколений ушло в землю и назад не вернулось, им и счету нет. А на земле всегда велся и ведется счет!
Как только Якуб ответил на последний вопрос, тут же по приказу шаха Аббаса забили барабаны. Побежденный гость поблагодарил шаха Аббаса и мудрого Якуба и собрался было уходить, но тут Якуб обратился к нему:
– Почтенный гость нашего великого шаха Аббаса! Теперь я хотел бы задать тебе всего два вопроса.
– Хорошо, – сказал везир царя франков.
– Первый вопрос такой: кто от кого зависит – солнце от земли или земля от солнца? А второй вопрос такой: что такое добро и что такое зло?
Долго думал везир царя франков, но так и не смог ответить. Попросил он тогда сорок дней и ночей сроку и тут же отправил гонца в свою страну, чтобы найти человека, который смог бы дать ответы.
Много дней и ночей слуги царя франков ездили по своей стране в поисках ответа. Только на сороковой день в одном ремесленном квартале нашли кузнеца, который сказал, что знает как ответить на вопросы восточного мудреца. Тут же его искупали в царской бане, переодели в шелковые одежды и доставили во дворец шаха Аббаса.
Посадили Якуба и кузнеца друг против друга и стали ждать, как кузнец будет отвечать на вопросы Якуба. Но кузнец сам задал вопрос Якубу:
– Когда ты появился здесь?
– Вот уже пятьдесят лет! А ты?
– Я тоже пятьдесят лет! А когда снят урожай на этих горах?
– Вот уже семь лет! А когда выпал снег на этих горах?
– Вот уже три года! А что делает твоя дочь?
– Она радует душу отца и людей! А чем занимается твоя дочь?
– Она все мучает душу отца своего! – с печалью ответил кузнец.
А Якуб ему говорит:
– Ты бы взял одиннадцать да освободил двенадцатую!
– Бедность не позволяет! – ответил кузнец.
На этом Якуб и его гость окончили разговор.
– О чем вы говорили? – спросили везир царя франков и шах Аббас.
Якуб долго не хотел отвечать, но наконец сказал:
– Первый вопрос: «Когда ты появился здесь?» – означает -сколько нам лет. Второй вопрос: «Когда снят урожай на этих горах и когда выпал снег на этих горах» – значит: когда я полысел, а он поседел? Третий вопрос: «А что делает твоя дочь?» – означает – чем мы занимаемся и довольны ли своей работой. И последнее: «Ты бы взял одиннадцатую да освободил двенадцатую» – означает – поработай одиннадцать месяцев в году, двенадцатый месяц оставь для отдыха! Вот и весь наш разговор, – закончил Якуб.
– А где же ответы на те два вопроса, которые ты, Якуб, задал везиру царя франков? – спросил шах Аббас.
– Я не сомневаюсь, что мой гость знает, как на них ответить! -сказал Якуб.
Но все потребовали ответа. И гость ответил:
– Во все времена солнце зависело от земли, а земля от солнца.
– Почему? – тут же спросили его.
– Не будь на небосводе солнца, земля бы наша была мертва. Хвала солнцу! Но если бы не было земли, то и солнце было бы не нужно. Хвала земле! Не так ли царь и народ? Не будь царя – народ был бы сиротой, не будь народа – цари были бы не нужны.
– Верный ответ! – сказал Якуб и посмотрел на шаха Аббаса.
Шах Аббас догадался, для чего Якуб задал такой вопрос, но промолчал. А кузнец уже отвечал на второй вопрос:
– Добро – это песнь души и плач радости; добро – это счастье труда и благодарность ближнему. Добро – это привязанность к матери, к отцу, к Родине. Добро – это любовь, с которой человек смотрит в глаза другого человека. А зло – это муки души, пораженной раскаянием; это – дело, которое в тягость; это – унижения, причиняемые другим...
– Хватит! – воскликнул Якуб и снова посмотрел на шаха Аббаса.
И опять шах Аббас догадался, для чего Якуб задал такой вопрос, но промолчал.
Вскоре почетные гости уехали, а шах Аббас пригласил к себе Якуба и говорит:
– Да простит меня Худо за мое безумство, Якуб!
– Да простит великий и справедливый шах Аббас! – сказал ему в ответ Якуб.
Шах Аббас обнял Якуба и повел в зал, где хранилась шахская казна.
– Я обещал тому, кто сумеет ответить на вопросы посла, половину своей казны, но теперь решил назначить тебя казначеем, -сказал шах Аббас.
Якуб поклонился и ответил:
– Да продлит Господь твои дни, великий шах, но я должен сначала поехать к себе в аул и найти подходящего конюха вместо себя.
– Хорошо! – согласился шах Аббас. – Поезжай, сделай все, как ты считаешь нужным, и возвращайся!
Приехал Якуб в свой аул, выбрал на свое место одного из своих учеников, дал ему несколько полезных советов, попрощался со всеми односельчанами, велел слушаться старосту и уехал вместе с семьей.
Приехал он во дворец шаха Аббаса, устроился с жильем и вскоре приступил к своим новым обязанностям казначея. Шли дни. Якуб пересчитал всю шахскую казну и как-то говорит жене:
– Знаешь, о чем я думаю?
– О чем? – спрашивает жена.
– Не лучше ли будет, если шахскую казну пустить в оборот? Лежит эта казна, как мертвец в гробу, что в ней проку?
– О нет, нет, Якуб, не советую тебе без ведома шаха Аббаса что-либо делать.
– Не могу я сидеть без дела и сторожить эту казну! – сказал Якуб.
На следующий день призвал он к себе купцов и разослал их по разным государствам, а кому нужны были деньги, дал из шахской казны и сказал:
– Вот вам деньги. Пустите их в оборот, а из выручки часть возьмите себе, а остальную часть верните в шахскую казну.
И стали купцы ездить по другим государствам. Туда везут ковры, шелка, серебро и фарфор, а оттуда – другие товары. Довольны купцы, и Якуб радуется: приумножается казна шаха Аббаса.
Как-то пришел Якуб домой и говорит жене:
– Жена, а жена, знаешь, что я задумал?
– Что? – спрашивает та.
– Приумножил я шахскую казну... Вот и думаю пустить часть казны на строительство.
– Доброе дело задумал! – одобрила жена.
На следующий день стал Якуб приглашать к себе тайно от шаха Аббаса и его везиров людей и говорит им:
– Вот вам столько-то денег из шахской казны, стройте в своих городах храмы, да так, чтобы любо было смотреть не только нам, но и нашим правнукам!
Обрадовались люди, поблагодарили Якуба и стали строить храмы в своих городах и селениях.
А между тем Якуб пригласил к себе старост из разных городов и говорит им:
– Вот вам столько-то денег из шахской казны, стройте дороги и мосты, дворцы, мечети, синагоги, храмы... Сажайте сады... А если понадобится какой совет, поезжайте в такой-то город (и Якуб назвал тот самый аул, где он совсем недавно был шахским конюхом), скажите, что от меня, и вам окажут любую помощь.
Так наставлял Якуб каждого старосту. А они возвращались и тут же принимались за дело.
Спит как-то шах Аббас и видит сон: в зале, где хранится его казна, завелось множество мышей. А сундук с казной весь в дырках, и мыши растаскивают казну. Около сундука сидит серый кот, все видит, а с места не двигается, только своими большими глазами по сторонам водит и радуется, что мыши шахскую казну растаскивают. Рассердился шах Аббас, пнул ногой кота, а кот перевернулся и превратился в кривого Якуба.
В страхе проснулся шах Аббас и тут же приказал слуге доставить к нему казначея Якуба.
Подняли Якуба с постели и привели к шаху Аббасу.
– Да буду я твоей жертвой, великий шах Аббас! – поклонившись, сказал Якуб.
Рассказал ему шах Аббас свой сон и спрашивает:
– Как там моя казна? На месте или нет?