Никому и в голову не приходило, что приближается большая беда: в этот час Какофон клялся стать королём города музыкальных инструментов.
Но это не так-то просто, даже если ты волшебник!
— Ничего, — упрямо бормотал Какофон. — Порепетируем — пойдёт…
Он носился по пещере, изо всех сил колотил по развешанному хламу и покрикивал:
— Катра-марла-крагла!
А когда он окончательно доломал вилки-ложки, самовары и плошки, то решил:
— Я король, децима-ундецима!
Мне не хватает лишь королевства.
А королевство было рядом — четыре великолепных замка, целый город музыкальных инструментов.
Какофон готов был тут же отправиться туда и начать королевствовать. Но ему мешал Гармониус. Как-никак, а Маэстро тоже был волшебником, правда добрым, А кто знает, на что способны добрые волшебники, когда они разозлятся?
И вдруг Какофону пришла в голову удачная мысль:
«Я знаю, что мне делать! Я расстрою музыкальные инструменты, сделаю их фальшивыми. Они не смогут петь мелодии Гармониуса и вынуждены будут подчиниться мне!»
Но тут Какофон подумал о мастере Триоле, который, конечно, примется настраивать фальшивых капеллиан и испортит ему всё дело.
«Значит, от него надо избавиться», — решил Какофон. Он пробрался к домику мастера Триоля. Но прежде чем переступить порог, выдернул из правого века четыре реснички и пустил их по ветру.
— Кагырга-магырга! — воскликнул он при этом и тут же превратился в скрюченного, жалкого старичка.
Только огромные уши да вращающиеся глаза выдавали прежнего злого волшебника.
— Ох, горе нам! — запричитал Какофон, входя в домик мастера. — Горе, горе, горе нам…
Мастер Триоль отложил в сторону свои инструменты, а коварный волшебник продолжал стонать:
— Я пришёл к вам из далёкой страны; Там случилось ужасное несчастье. У нас сломались все музыкальные инструменты. Наша бедная страна погрузилась в молчание. Представьте себе — ни музыки, ни танцев, ни песен!
— Да, — согласился Триоль, — это ужасно. Без музыки, танцев и песен жить на свете невозможно. Я тотчас же отправлюсь в вашу страну.
— О, спасибо, добрый человек! — воскликнул Какофон. — Это совсем недалеко. Денёк прогулки — и вы там.
И Какофон подробно объяснил дорогу в несуществующую страну. Он был уверен, что старый мастер непременно заблудится в дремучих сказочных лесах.
А мастер Триоль торопливо сложил в свой чемоданчик инструменты. Осталось только проститься с Маэстро Гармониусом.
Маэстро, как всегда, был занят — он сочинял музыку. Не отрываясь от нотного листа, он сказал:
— Рад вас видеть, дорогой Триоль… — и ещё ниже склонился над письменным столом.
— Я отправляюсь… — начал было Триоль и вдруг вспомнил, что не спросил у незнакомца название страны, в которую собирался отправиться.
«Ну да ладно, — беспечно отмахнулся он. — Разберусь как-нибудь!»
— Словом, — продолжал он, — хочу прогуляться денёк-другой…
Маэстро Гармониус ещё больше нахмурился. Видимо, у него что-то не придумывалось.
— Да, да, — рассеянно пробормотал он, — прогуляйтесь немного… Солнышко, свежий воздух, лесочек, птички… птички… Это вы сказали птички?
— Я ничего не говорил, — развёл руками Триоль.
— Наконец-то! — радостно воскликнул Маэстро. — Но как вы угадали, что именно пения птиц не хватает в мелодии?
И Гармониус стал тихонечко насвистывать мелодию, которую так долго искал.
Морщинки сбежали с его высокого лба.
Мастер Триоль улыбнулся и, чтобы не мешать Маэстро, на цыпочках вышел из комнаты.
Концерт в Певучем Замке не состоялся
В этот день Певучий Замок выглядел особенно нарядно.
Маленькие скрипки — пошетты украшали его прозрачными фонариками, разноцветными флажками и яркими полевыми цветами.
Пошетты носились по замку, подобно стайке птиц, и весело щебетали:
— Сегодня выступает знаменитая Первая Скрипка города!
— Наша добрая учительница Виолина.
— И прекрасная Челла-Виолончелла!
— Они будут петь мелодии великого Маэстро.
— И получится самый настоящий,
— увлекательный,
— удивительный,
— концерт!
— Ах как интересно!
Дедушка Бассо-Контрабассо обошёл Певучий Замок — всё ли готово к концерту? — и остался доволен.
— Ну, пора приниматься за дела! — пробасил он.
Первым делом дедушка решил как следует отдохнуть.
Он выбрал себе уютное местечко под тенью большого дерева, улёгся и захрапел на весь город, пробормотав сквозь сон: «Слушателю перед концертом необходимо хорошенько выспаться!»
Одна из пошетт подкралась к Бассо-Контрабассо и дёрнула его за самую толстую струну.
— Ой, бум, ой! — охнул Бассо. — Неужели у меня опять лопнула струна?
Но, увидев Пошетту, он сердито проворчал:
— Что тебе нужно, баловница?
— Дорогой Бассо, миленький Контрабассо, — скороговоркой запищала Пошетта, — 'скажи, пожалуйста, будет ли у нас сегодня урок музыки?
— Что значит «будет ли»? Вы, я вижу, порядком обленились и не хотите учиться…
Но дедушка Бассо был неправ. Пошетты хорошо понимали: чтобы стать настоящими скрипками, нужно много заниматься.
А какая пошетта не мечтает стать взрослой скрипкой?
Когда пошетты приходили на урок к Первой Скрипке Капеллианы — Виолине, она встречала их одним и тем же вопросом:
— А вы, малыши, хорошо настроены? Вы не фальшивите? Ведь хорошо настроиться перед уроком не менее важно, чем вымыть руки перед едой.
Настраивал пошетт, конечно, замечательный мастер Триоль. При этом он добродушно ворчал:
— Если хотите стать настоящими скрипками, будьте трудолюбивы. Занимайтесь упражнениями с утра до вечера, пока наконец вас не признают Первыми, то есть самыми лучшими скрипками. Но не успокаивайтесь на этом: занимайтесь в два раза больше, чтобы навсегда сохранить это почётное скрипичное звание!
Все эти добрые и мудрые советы маленькие пошетты помнили назубок и были всегда аккуратны и трудолюбивы.
Вот почему они хором ответили дедушкё Бассо-Контрабассо:
— Нет, нет, нет! Мы очень хотим учиться. Но где же наша учительница?
— Ах вот вы о чём! — сказал Бассо. — Вы, наверное, перепутали время. — И он повернулся на другой бок.
Но тут послышался тревожный голос Челлы-Виолончеллы:
— Ума не приложу, куда исчезла Виолина! До концерта осталось всего несколько часов.
— Я её не видел с самого утра, — вмешался в разговор рассудительный Альт.
— И мы, — сказали пошетты.
— Странно, странно, — загудел Бассо, поднимаясь на ноги. — Уж не случилось ли с ней беды?
— Умоляю вас, — сказала Челла, — поищите её.
— Конечно, конечно! — согласился Бассо. — Я сейчас же отправлюсь на поиски.
Дедушка Бассо-Контрабассо обошёл все замки города.
— Вы не видели Виолину? — спрашивал он каждого встречного.
Наконец весёлые Серебряные Колокольчики прозвенели в ответ:
— Рано утром мы видели её за городом, в лесу. Она слушала пение птиц.
— Ах какое легкомыслие, — рассердился дедушка Бассо, — разгуливать в день концерта!
И он устремился за город.
Здесь, в лесу, на узкой тропинке его подстерегал Какофон. Он подставил Бассо ножку, и дедушка упал, растянувшись во весь свой огромный рост.
Тогда хитрый волшебник, выскочив из-за дерева, сделал вид, что помогает Контрабассо подняться на ноги, а сам незаметно покрутил ему колки, на которых держатся струны.
Нужно сказать, что колки — а они есть у каждого жителя Певучего Замка — трогать ни в коем случае нельзя, а крутить без надобности тем более. От этого музыкальный инструмент становился фальшивым.
Ничего не подозревая, Бассо отряхнулся и вежливо поблагодарил незнакомца:
— Это очень любезно с вашей стороны. Большое спасибо!
Какофон молча поклонился. Потом вдруг спросил:
— Вы ищете Скрипку?
— Да, да! — обрадовался Бассо.
— Совсем недавно здесь была какая-то Скрипка, — продолжал Какофон. — Она прекрасно пела. Я едва отличил её голос от пения соловья.
— Несомненно, это была наша Виолина! — воскликнул Бассо. — Но где она? Вечером у нас в замке концерт!
— Успеет, — спокойно ответил Какофон.
Бассо вздохнул и, попрощавшись с незнакомцем, поспешил обратно в город.
— Ну что? — спросила дедушку Челла-Виолончелла.
— Успеет, — ответил Бассо. — Наверное, просто далеко ушла.
Челла внимательно прислушалась к голосу Бассо-Контрабассо.
— Что это с вами? — сказала она. — Вы ужасно фальшивите!
— Я?
— Ну конечно. Спойте-ка, пожалуйста, своё ДО.