— Запоры откроются, если мы заиграем. Еще обрадуются, когда их разбудит музыка.
Но, подойдя поближе к высокому замку, облитому лунным светом, они увидели, что ворота распахнуты настежь.
Шаги гулко отдавались в пустынном дворе замка, вымощенном каменными плитами. Черные провалы окон безжизненно и немо смотрели из глубокой тени на залитый голубым лунным светом двор. Ни стражи, ни огонька, ни живого звука, ни движения. Замок был пуст, заброшен, мертв.
Колодец забит досками и запечатан свинцовой печатью с изображением Дракона.
— И тут этот окаянный Дракон! — горестно сказал Трувер. — Бедный, брошенный, осужденный замок, мы так надеялись для тебя спеть!
— Да… И закусить у тебя! — грустно вздохнул Ртутти.
— И отдохнуть, — вздохнул Жонглер.
— А ведь здесь кипела жизнь… — задумчиво и нараспев продолжал Трувер. — Какой веселый смех звенел тут во дворе! Как заливисто ржали кони поутру! Как весело трещал огонь в очагах! Где теперь нежные румяные личики, что выглядывали из этих окон? Или вас тоже сожрал Дракон после того, как убил храбрых рыцарей, вас защищавших?..
— Ах, мы им все равно не поможем. Уйдем из этого заброшенного, запечатанного грустного замка! — предложил Жонглер.
— Это было бы неблагородно, клянусь! — горячо воскликнул Трувер. — Разве мы сами не бедняки, бездомные бродяги и наше сердце всегда не на стороне обиженных и потерпевших поражение на турнире с самым подлым и несправедливым в мире рыцарем — Удачей?
— Что тут могут поделать наши сердца? Они даже нас самих накормить не могут, — уныло прохныкал карлик.
Трувер сорвал с головы шляпу и, учтиво взмахнув ею, низко поклонился перед темными рядами пустых и черных окон:
— Мы всего лишь бродячие музыканты. Мы можем только сыграть для вас в память и в честь всех, чьи жизни проходили и прошли среди этих стен.
Он ударил по струнам арфы и запел самую лучшую и длинную балладу, какую знал.
— Сумасшедший… — прохныкал Ртутти и покорно взялся за смычок. А флейта Жонглера уже свистела и щебетала, наполняя двор птичьими голосами.
Трое музыкантов играли и пели так, точно перед ними был королевский дворцовый зал, полный прекрасных дам и знаменитых рыцарей.
Поющий голос и звуки флейты проникали в пустынные темные залы, пробегали по запутанным каменным ходам и лестницам и будили эхо в угрюмых, опутанных паутиной сторожевых башнях, стороживших теперь только пустоту и тишину.
Быстрые дымчатые облака бегущими тенями, волна за волной, накрывали крыши и стены замка, так что начинало казаться — сам замок, то ярко освещаясь, то ныряя в тьму, начинает покачиваться, откликаясь на медленный, размеренный строй старинной баллады…
Припев повторился в последний раз — баллада окончилась, и музыканты, опустив инструменты, переглянулись, сами удивленные тем, что так старались изо всех сил, стоя посреди безлюдного двора заброшенного замка.
А тут еще вдобавок им стал слышаться какой-то смутный, еле слышный гул — точно плеск морских воли — откуда-то очень издалека.
— Вот что, братцы, — опасливо проговорил карлик Ртутти. — Давайте-ка убираться подобру-поздорову! Поиграли, да и хватит! Тут что-то не так!
— Еще! — откуда-то коротко пискнул тонкий голосок, негромкий, но очень отчетливый и требовательный. И со всех сторон еще сильней заплескались звуки, похожие на слабый отзвук очень далекого морского прибоя.
— Пожалуйста!.. — неуверенно оглядываясь, поклонился Трувер, напрасно стараясь понять, откуда пискнул голосок. — Если вам это доставляет удовольствие? Пожалуйста!
И они сыграли и спели подряд три трогательные песни, а когда остановились, голосок повелительно пискнул опять:
— Еще!
И так повторялось много раз, пока они не спели все до одной веселые и грустные, нежные и насмешливые, и шуточные песни и баллады, какие только знали.
Но даже когда музыка смолкла, тишина не наступила. Решительно никого не было видно, но воздух вокруг примолкших музыкантов наполнился каким-то торопливым лепетом, в котором можно было разобрать тихие восклицания невнятным шелестом перебивающихся голосов — то тонких, чистых и внятных, то хриплых, медленно, тяжело повторявших все одно и то же.
Карлик спрятался за спину Труверу, а тот, громко откашлявшись, вежливо спросил:
— Простите… Тут кто-нибудь есть?
— Нас разбудило пение, — ответило наперебой сразу несколько шелестящих голосков, — Мы здесь живем… пока…
— А-а, живете?.. Так мы сразу и подумали… А, извините… кто вы?
— Мы очень разные, — ответил тонкий голосок. — Хотя все мы, собственно, буквы, но совсем разные. Одни из нас буквы «стертых надписей», другие — «разорванных грамот», «непрочитанных писем», «сожженных клятв и обещаний», «надписей, высеченных на каменных таблицах» и «позабытых стихов»… Вот слушайте!
Музыканты теперь уже могли расслышать медленные торжественные слова клятв, записанных на мраморе, граните и папирусе, умоляющие жалобные голоски никогда не прочитанных писем, чьи-то оборванные на полуслове беглые споры, угасающие древние голоса рун и неразборчивых клинописных знаков…
— Люди не желают нас понимать, и мы молчим… Но мы надеемся… Нам очень хочется найти людей, которые сумеют нас услышать. Так печально жить непрочитанными.
Голосок был дружелюбный и грустный, и Трувер спросил:
— А мы не годимся для вас? Голосок тихонько засмеялся:
— Вы кое-кому тут пригодитесь. Вы разбудили нас ночью и очень хорошо пели для нас. Пожалуй, кое-кому они годятся, а?
И на все голоса вокруг зажурчало, заплескалось, захрипело одобрительно.
— Что же нам делать?
— Идите, куда идете. Мы будем там!.. Идите… Вы нам понравились!
И музыканты, сняв шляпы, поблагодарили, вежливо раскланялись перед пустым двором и попятились к воротам.
На другой день они дошли под утихающим дождем до светлой реки и легли отдохнуть на песчаном берегу.
Все устали, промокли и были голодны, но, как всегда, хныкал и причитал только карлик Ртутти.
— Я промок, как водяная русалка! Замерз, как брошенный щенок в сугробе! Голоден, как семь тигров! Сил моих нет слышать бурчанье в моем несчастном животе от кислых ягод! Не желаю я больше ничего кислого! Пускай меня положат в тепленькое, укроют мягеньким, пушистеньким! Хочу жирной колбасы! С чесноком!.. Вот я сейчас кого-нибудь укушу!..
От усталости язык у него стал заплетаться — он пощелкал зубами и в изнеможении замолчал.
Трувер, лежа на животе, задумчиво разглаживал песок лезвием своего кинжала и вдруг заметил на гладкой поверхности белого прибрежного песка букашек. Они быстро наползали, выравнивая ряды, и скоро им стало не хватать гладкого места. Трувер понял, что это буквы и строчки строфы, и выгладил кинжалом для них еще площадку на песке, так что всем хватило места выстроиться, точно маленькому войску на плацу для парада.
Тогда Трувер медленно, нараспев стал читать вслух своим товарищам, то, что говорили буквы.
Это была насмешливая шуточная баллада о трехголовом Драконе, одна из тех, что так старательно вырисовывал на пергаменте давно забытый старый Менестрель в последнюю зиму своей жизни.
Все горькие и забавные мысли, все несбыточные мечты, весь гнев и сострадание, все битвы, замки, предательства, подвиги, рыцари и драконы — всё, некогда заколдованное старым Менестрелем в ровные ряды букв и строчек, теперь возвращалось, расколдовывалось, снова обращаясь в мысли, мечты, гнев и сострадание того, кто их читал!
Очень странная была эта первая баллада. До того странная, что слушатели замерли от удивления.
По крайней мере в тысяче древних легенд драконы представлялись всегда такими ужасными, устрашающе непобедимыми, что у слушателей в глазах темнело и леденело сердце и самые бесстрашные рыцари скрипели зубами и в унижении опускали головы.
Но в этой развеселой балладе с Драконом без стеснения разделывались, как с обыкновенным крокодилом крупного размера.
Жадная скотина трехголовый Дракон! До чего это глупо жить с тремя головами! Зачешется хвост — он не знает, какая голова должна обернуться его почесать? А если у одной заболит зуб, она двум другим ни минуты не дает ночью заснуть! А когда они увидят жареного поросенка, то обязательно кинутся на него все три разом — треснутся лбами и передерутся!..
Тут так и слышалось залихватское бренчание струн, насмешливое посвистывание дудки и треск камушков в шутовской погремушке из свиного пузыря!
Ртутти хохотал, в восторге шлепая себя по ляжкам, Жонглер, раскачиваясь в такт строю баллады, подбирал на дудочке шутовской припев, а буквы на песке тем временем делались все яснее, четче, точно наливались жизнью.
— Что это с вами? — воскликнул Трувер, дочитав нараспев до конца.
— Мы просто оживаем! — блаженно наперебой запищали окрепшими голосенками на разные лады буквы. — Оживаем! Ожили!