— Да! — сказала старуха Шапокляк. — А у нас был другой случай. Одна моя подруга купила очень дорогую квартиру около мэрии на тихой улице. За 10 000 квашек, а туда трамвай перевели. Он скрипит и дребезжит целый день. И квартира сразу стала дешевой. Стоила 10 000 квашек, а сейчас едва тянет на 1000.
«Пожалуй, если вкладываешь деньги в недвижимость, — подумал Гена, — доход больше, но и расход тоже. Так что у меня в голове стальными буквами постепенно выковывается такой первый бизнесменовский закон — чем больше риска, тем больше дохода».
Небольшое лирическое отступление
О РИСКЕЖизнь, ребята, не ириска,
Съел и праздник на душе.
Жизнь нельзя прожить без риска,
И хотя вы молодые,
Вы рискуете уже.
— Отчего я не летаю? —
Задаешь себе вопрос.
С крыши старого сарая,
Прыгнув, крылья расправляя,
Ты разбить рискуешь нос.
Этот риск уменьшить чтоб,
Лучше прыгайте в сугроб.
Так что если нет сугроба,
За детьми смотрите в оба.
Только этот риск прыжковый,
Он какой-то бестолковый.
Много шума, много писка
И совсем немного риска.
Объясните вашей маме:
Настоящий риск с деньгами!
Можно их держать в копилке.
На развитье лесопилки
Можно доллары вложить,
Чтоб потом богаче жить.
Кто-то держит деньги в Банке,
Кто-то их в консервной банке
Зарывает под сосной
На окраине лесной.
Что ж, они, наверно, правы…
Только лучше для державы,
Если ты куешь успех…
Если доллары в работе,
То владелец их в почете…
И страна богаче всех.
— Еще можно вкладывать деньги в искусство, — сказала девочка Галя. — Хотя бы в художников. Это и доходно, и очень благородно.
— А конкретно в кого? — спросила старуха Шапокляк.
— Хотя бы в художника Шушкалова.
— Который сковородки рисует?
— Какие сковородки? — удивились Гена и Чебурашка.
— Обычные, чугунные. Я недавно у него на выставке картину видела — массовый перелет сковородок на юг, — ответила Шапокляк.
— Это никакие не сковородки на юг. Это «Души над городом». Очень сюрреалистичное полотно.
— Как это понять «Души над городом»? — спросил Чебурашка. — Дожди что-ли?
— Не душ, а души. От слова душа.
— Я больше люблю, когда груши над городом, — сказал Гена.
— Вот и прекрасно, — сказала девочка Галя. — Значит ты должен вложить деньги в художника Шуйского. Он тебе что хочешь нарисует, хоть груши, хоть арбузы, хоть желтую тыкву в 10 килограмм.
— А в чем финансовый смысл этой сделки? — спросил быстро окапиталиститывающийся Чебурашка. (ОКА-ПИТАЛИ- СТИ-ТЫВАЮ-ЩИЙСЯ.)
— А в том, что когда этот художник станет известным или умрет, его картины будут очень дорого стоить.
— А если он не станет известным? — спросил Гена.
— Или мы сами раньше умрем, — добавил Чебурашка.
— В этом и заключается риск, — объяснила Галя. — В случае удачи очень большая прибыль.
— Не надо нам такой удачи, — хмуро сказал Чебурашка. — Пусть он лучше живет.
Тут снова вмешалась старуха Шапокляк:
— Значит, не хотите закапывать под яблоней?
— Не хотим.
— Тогда вам надо будет купить акции. Мой племянник Вова Рублев поможет вам. Он работает на бирже.
— А что такое акции? — спросил Гена.
— А что такое биржа? — спросил Чебурашка.
— Если ты покупаешь акции какой-либо компании, — сказала Шапокляк, — например компании, которая производит мороженое, то она начинает с тобой делиться прибылью.
— То есть мороженым, — сказал Чебурашка.
— Нет — доходами, деньгами.
— Это мне больше нравится, — сказал Гена. — Нельзя ли поподробнее?
— Можно, — ответил лев Чандр. — Сейчас мы отправимся к моему другу, инженеру Кочину, на лесопилку. Кажется, он хочет создать корпорацию и выпустить акции. Там будет собрание будущих акционеров.
— Мы все отправимся? — спросила старуха Шапокляк.
— Нет, — ответил Чандр. — Там и без нас народу много. Я возьму только Гену как потенциального вкладчика капитала.
— А я возьму Чебурашку, как будто это игрушка. Тотчас же Чебурашку перевязали ленточкой и сунули в прозрачный подарочный пакет.
Гена с Чандром отправились к инженеру Кочину на лесопилку.
ОБ ИСКУССТВЕ (заметки на полях)Купили вы картину,
Потом еще скульптуру:
«Закат в дубовой роще»
И «Девушку с веслом».
Ах как бы нам, ребята,
Вам объяснить попроще,
Что это вещи нужные,
А не металлолом.
Стоит в углу скульптура,
С весла свисает шляпа,
И дырку закрывает
Картина на стене.
Пройдет десятилетье,
Потом второе, третье.
Картины и скульптуры
Повысятся в цене.
Художник безымянный
Вдруг станет знаменитым.
«Закат в дубовой роще»
Возьмет у вас музей.
А скульптора скульптуру
Вдруг вынесут на площадь.
На зависть вашей теще
И к радости друзей.
Во все века так было —
И деньги, и искусство.
И в прошлом тоже кто-то
«Отчаянно рискнул»:
Он дырку над диваном
Загородил Сезанном,
А вышло, что он гений
И как в цене скакнул.
Поэтому, ребята,
Вы время не жалейте —
Почаще посещайте
Музеи и балет.
Вы очень, очень быстро
Приобрести сумеете
И знания, и деньги,
А почему бы нет?
Глава третья
НОВОЕ ИЗДЕЛИЕ. ПАТЕНТ
Инженера Кочина осенила очень интересная идея. Он придумал новую вещь — домашнюю собачью будку.
Все знают, что такое уличная собачья будка. Это такой маленький домик с круглым входом. Он защищает собаку от ветра, мороза и жаркого солнца.
Собака увидит постороннего, порычит на него, полает, прыг в свою будку и там сидит.
Уличные собачьи будки, как правило, каждый хозяин делает себе сам и из чего попало. Поэтому они чаще всего бывают кривобокие, косопузые, из досок разной толщины.
А что такое домашняя собачья будка? По мнению инженера Кочина, это такой аккуратный паркетный домик с аккуратной квадратной дверцей.
Зачем в будке дверь?
Да мало ли зачем?
Вдруг у вас очень злая и хулиганистая собака по имени Барбос. Она всех гостей готова покусать и все штаны порвать. В таком случае вы строго говорите:
— Барбос, на место!
Барбос заходит в будку, дверь закрывается на крючок, все счастливы, и все штаны целы.
А может быть наоборот.
У вас дома есть маленькая собачка Марта, и к вам пришли гости со злющим Барбосом.
Ваша Марта испугалась Барбоса, залезла в будку, закрыла дверь и все. Барбосик утирает носик. Вернее, Барбосище утирает носище.
А если у вас есть дети, они могут использовать домашнюю будку для игры.
Еще домашняя будка развивает в собаке чувство собственности.
Сначала собака любит и охраняет свою будку, потом она охраняет весь дом.
Нет, это не юмор, нет, это не шутка.
Прекрасная вещь — деревянная будка.
Собака дороже, чем теща,
А есть у собаки жилплощадь?
Собака не хуже, чем гномик,
Купите ей собственный домик.
Все, что мы сейчас рассказываем о домашней будке, называется рекламой.
Когда все люди из газет и из телевизора узнают, какая прекрасная вещь домашняя будка, они все захотят ее купить. И производство этой будки принесет ее изготовителям много денег.
Инженер Кочин понял, что надо налаживать производство будок.
Но у него не было денег, чтобы купить новые станки для обработки досок, нанять новых рабочих, организовать доставку будок, сделать рекламу и т. д.
Поэтому он обратился к богатым людям, к отцам города с предложением:
— Давайте создадим корпорацию.
Отцами города, которых он позвал, были:
1) Владелец лесопилки Ксукосян Б. Д.
2) Фермер Григорий Кравчук со своей дочкой Соней.
3) Директор страховой компании Елизавета Бонч-Бруевич.
4) Директор банка Дюпон Иванович Рокфеллер.
5) Лев Чандр (с крокодилом Геной и подарочным Чебурашкой)
и со своими зарубежными связями.
Когда все собрались, инженер Кочин сказал:
— Дорогие отцы, у меня есть идея, у вас есть квашки, давайте объединимся.
И он изложил идею о домашних собачьих будках.
Директор лесопилки Борис Дивинович Ксукосян сказал сердито:
— У меня шпалы железнодорожные никто не берет, а вы со своими будками. Никому такие будки не нужны. И вообще, была бы моя воля, я бы всех собак пустил на шкурки. Я в вашем деле не участвую.