[Он] рассказал обо всем брату. Брат взял свою мать, отвез в поля, в то же место и посадил. Пришел тот же человек, спросил бабу:
— Ну, что, мать, холодно?
Баба сказала:
— Холодно, я замерзаю. Чтобы он подох, тот мороз, чтобы он повесился!
Мороз разозлился на бабу, что [она] его проклинает, и начал еще сильнее морозить. И баба замерзла.
Сын приехал, чтобы везти мать назад в красивых одеждах, посмотрел — а она уже остыла.
К 3.1.0.7. / АТ 480. П. Иванаускас, деревня Ожкабаляй, волость Бартнинкай, уезд Вилкавишкис. Зап. Винцас Басанавичюс (1902). BsLPĮ 4 144.
Записано 25 одинаковых по семантике и структурам вариантов. В 10 вариантах зимой в лес увозят падчерицу, а в 15 вариантах — свекровь / больную старушку. В лес за подарками едет дочь мачехи / мать невестки / богатая женщина.
113. О сапожнике
Сапожник шел с колодками и встретил черта. Черт говорит: — Не пошел бы ты ко мне шить сапоги? Я тебе дорого заплачу.
Сапожник согласился, пошел в пекло и шьет. По ночам все черти убегают из пекла, а сапожнику велят присматривать за огнем в пекле. Души просят не топить. Он слушается, не топит. Он там шил полгода и все время не топил, когда души просили. Он пробыл там полгода и идет домой. Души говорят:
— Если тебе дадут много денег, ты их не бери, а проси три половника пены и все три отдельно. Если черти тебе не дадут, ты скажи: «Пускай будет Богу на славу».
Он там полгода был и шил, уже собирается возвращаться домой. Черти ему предлагают большие деньги, но сапожник говорит:
— Я не хочу денег. Дайте мне три половника пены и все три отдельно, а не вместе.
Черту это не понравилось. Он покрутил бородой и рогами и сказал:
— Ты был бы богаче, чем твои люди. Я бы не хотел дать [тебе] то, что ты просишь.
Тот ответил:
— Пускай будет Богу на славу, что ты мне не даешь то, что я прошу.
Черт рассердился и дал ему три половника пены. Один [половник] залил в карман, другой — в полу, а третий — в торбу.
Сапожник идет по дороге и думает: «Вот как — полгода работал и ничего не имею». И он стал сожалеть, что не брал денег. С этой грусти положил торбу у дороги и заснул. Проснулся, поднял голову, смотрит — вокруг него три стада овец едят [траву] на лугу. Приходят святой Пятрас и Бог, просят, чтобы он продал одно стадо овец.
— Я их не знаю, боюсь, чтобы мне беды не было.
— Ты, — говорят, — не бойся, беды тебе не будет.
Он отдал одно стадо. Бог говорит:
— Чего ты хочешь за это стадо, проси — все получишь.
Пятрас говорит:
— Старик, ты проси царства небесного.
Сапожник говорит:
— Мне ничего не нужно. Дай мне трубку, чтобы сама дымилась, когда я захочу.
Бог дал ему такую трубку. Потом Бог просит продать второе стадо. Сапожник продает и второе стадо. Бог говорит:
— Чего ты хочешь за второе [стадо]?
Святой Пятрас говорит:
— Проси неба.
Сапожник опять:
— Дай мне такую торбу, из которой я мог бы есть и пить, когда только захочу. И чтобы ее не нужно было ни носить, ни возить, чтобы она за мной следом шла, куда я пойду.
Бог дал ему такую торбу. Наконец, Бог просит и последнее стадо. Сначала сапожник не хотел отдавать, но после долгих просьб согласился продать и это стадо. Бог опять спрашивает:
— Чего ты хочешь за это стадо?
Святой Пятрас толкает [его]:
— Проси царства небесного.
А сапожник опять:
— Дай мне такую торбочку, что если я кого встречу, хотя бы и самого мудрого, и скажу: «Лезь в торбочку», чтобы [он] тут же полез.
Бог дал ему такую торбочку и угнал все три стада овец. Те овцы были души.
Сапожник вернулся домой, нашел свой дом, где жил, нашел бедными свою мать и отца, всплакнул и сказал:
— Теперь чего только ни пожелаете, все получите из моей торбы — и пить, и есть.
Так он кормил себя и других много времени, около двадцати лет. Уже пришла его смерть. Он оставил эту торбу своим родным и умер. Его душа идет в пекло. Черти не принимают, говорят:
— Иди куда хочешь.
Идет на небо — там святой Пятрас встал в дверях, не пускает:
— Я тебе говорил: «Проси царства небесного».
Так этого сапожника гоняли три раза: не принимают ни на небо, ни в пекло. Он приходит к двери третий раз, святой Пятрас опять не пускает. Он вынул торбочку и говорит:
— Лезь в мою торбочку!
Святой Пятрас скок! — и залез. Потом сапожник открыл дверь и вошел на небо.
К 3.1.0.8. / АТ 475. Деревня Эришкес, приход Рамигала, уезд Паневежис. Зап. Юозас Бальчиконис (1906). LMD I 805/10/.
Записано 11 вариантов самостоятельного сюжета, в главном ЭС которого герой выбирает плату за работу в аду — он берет не деньги, а пену с котлов; пена превращается в стадо овец. За овец герой получает разные волшебные предметы; он их применяет в 18 вариантах. В 58 вариантах герой угощает чертей блинами / бобовым / овсяным / ячменным пирогом и за это просит пены с котлов / смолы (см. № 114, 115).
114. О бобовом пироге
Были два брата. Один был богатым и жил в хорошем доме, а другой имел только огород и жил в лачуге. Он [бедняк] посадил в своем огороде меру бобов, а намолотил десять пудов. Осенью богач устроил пир и брата пригласил в гости. Богач послал [работников] на мельницу, так он [бедняк] попросил, чтобы они отвезли [туда] и мешочек его бобов. Люди богача отвезли [бобы], смололи. В день пира бедняк рассуждал со своей женой:
— А что мы понесем?
Муж ответил:
— Ну что же — замеси хоть бобовый пирог.
Она замесила, положила в печь три буханки — и как поднялось тесто, огромные буханки! И такая красота эти пироги! И оба отнесли по одному пирогу. Так как [они] бедные, и стоят у дверей, никто им ничего не говорит. Другие, чужие гости, стали просить:
— Дай же ты попробовать своего пирога.
Он стал резать пирог. Кто только ни ел, все радовались и его благодарили; в доме не было других разговоров. Богач рассердился: у него едят и пьют, но его не благодарят так, как того [бедняка] за бобовый пирог. Богач сказал:
— Иди ты в пекло с этим своим пирогом!
Он со своей женой и пошел домой. Они положили в мешочек пирог и несут в пекло.
Идут, идут, подошли к двум дорогам — стоит старик. Он его спрашивает:
— Куда ты, человек, идешь?
— В пекло. Так, — говорит, — теперь вижу две дороги и не знаю, по которой идти.
Тот старик ему сказал:
— Иди этой дорогой, которая налево. И, — говорит, — подойдешь к куче камней — там оглянись. Выбежит мышь. Куда она побежит, ты за ней иди и придешь в пекло. Но, — говорит, — когда придешь в ад, и тебя спросят, какой платы хочешь, ты скажи: «Смолы». А когда понесешь эту смолу, опять сюда приходи. Если меня не найдешь, оглянись — я у тебя куплю.
Он так и поступил. В пекле он начал резать этот пирог — не нарадуются все, даже тот привязанный Люцифер — он поднес хорошую краюху и отдал ему. Люцифер сказал другим:
— Заплатите ему тем, чего он попросит.
— Так, — говорит, — мне не надо ничего, я бедный, только смолы.
Те спрашивают его:
— Что ты будешь делать из смолы?
А он ответил:
— Я буду делать точила для кос.
Они ему наложили полный мешочек [смолы]. Он приходит на ту росстань, опять находит — стоит тот старик и говорит:
— Продашь ли мне?
— Если просишь, продам.
Стоят три лошади сивые и повозки. Говорит старик:
— Я тебе отдаю то, что найдешь, когда приедешь [домой] и разгрузишь повозки. И смотри не спутай лошадей: которая была первый, пускай и будет первой, а которая [была] средней, пускай будет средней.
Он приехал к своей лачуге, открыл одну повозку — она полна золотых денег. Открыл вторую повозку — та полна серебряных денег, и третью — та полна медных. Он перенес все эти деньги, насыпал полную лачугу до потолка. Лошадей поставил так, как было велено, развернул и отпустил.
У него был мальчик лет двенадцати. Утром, когда рассвело, послал его к богачу одалживать меру. Богач спросил у него:
— А что мерить будет?
Мальчик ответил:
— Деньги.
Богач со смехом подал меру и сказал другим родственникам:
— Я послал [его] в пекло с пирогом, так смотри — он забрался в какое-то поместье и украл деньги.
Мальчик вернул меру, а они нарочно насовали за обручи меры мелких денег.
Тогда богач смотрит на эту меру, поворачивает и родственникам показывает — находят прилипшие деньги. Богач не знает уже, где находится, не милы [ему] и родственники. Ему хочется побежать и посмотреть. Прибежал, смотрит — [деньгами] засыпана вся лачуга. Он спрашивает: