— Не горюй, джигит, — говорит. — Завтра к шести часам платье будет готово, — сказала и улетела.
Теперь джигит перестал раздумывать, лёг и уснул. Когда встал утром и посмотрел, платье для девушки висит на крючке. Отнёс он платье и отдал его падишаху.
— Спасибо, оказывается, ты — настоящий джигит, — сказал падишах. — Теперь уж готовь фаэтон, на нём должна быть запряжена лошадь с серебряной гривой, завтра утром пригонишь.
Джигит опять опечалился. Как быть?
Так сидел, расстелив шинель и горюя. Опять прилетела та птица и говорит:
— Не горюй, джигит, завтра к шести часам всё будет готово, сказала и сама вмиг взлетела и исчезла.
Джигит, ни о чём не думая, лёг и уснул. Проснулся на следующий день рано и смотрит: перед домом стоит фаэтон. В упряжке лошадь с серебряной гривой. Он уселся и «выжт» к падишаху. Вмиг долетел до падишаха.
— Пожалуйста, возьмите подарок, — говорит падишаху.
— Спасибо, оказывается, ты настоящий джигит, — говорит падишах. — Теперь уж выполни моё третье задание. Перед моим домом вели построить золотой дворец, чтобы кругом были цветущие сады, чтобы зрели какие ни есть фрукты на белом свете, чтобы пели соловьи, к завтрашнему утру успей, там и будем проводить свадьбу.
Нечего возразить джигиту. Выходит, не говоря ни слова. Садится на свою шинель и начинает думать свою думу. Когда он так сидел, горюя, опять прилетела та же птица.
— Не горюй, джигит, — говорит птица. — К завтрашнему утру к шести часам всё будет готово. — Сказала так и, взмахнув крыльями, улетела.
Успокоившись, джигит лёг, вознёс той птице тысячу благодарностей и уснул. Когда встал утром, на самом деле: золотой дворец готов. Кругом цветущие сады, и что только не растёт в тех садах, фрукты–ягоды, покраснев, поспели, на деревьях поют соловьи. «Всё получилось!» — говорит джигит и идёт к падишаху. И падишах, оказывается, без ума. Подходит и обнимает джигита.
— Таких умных, деловых, как ты, людей нет, наверное, на всём белом свете, дочь моя навеки твоя, — говорит падишах.
Показывают джигиту Нурсылу. Красота девушки такая, что перед ней меркнет само солнце. И девушке джигит очень понравился. Так они сошлись. В том самом саду сорок пять дней продолжалась свадьба. Для тех, кто прибыл на свадьбу, было всё, что душа не пожелает: и еда, и питьё. Свадьба шла очень хорошо. Джигит и девушка начали жить вместе.
Проходит день, проходит второй, на третий день они решили прогуляться в цветущем саду. Вот они гуляют, ни на минуту не могут расстаться друг с другом. Когда они вот так горели в пламени любви, случилась большая беда. Над их головами начинают собираться чёрные тучи. Собираются тучи, собираются и неожиданно втягивают в себя Нурсылу. Джигит не успел ничего сделать, не знает, что делать дальше. За один день совсем высох, от горя пожелтел. Сказал падишаху:
— Разреши, я поеду, буду искать её.
И падишах теперь в горе.
— Иди, улым, пусть дорога твоя будет удачной, — сказал он.
Пошёл джигит. Идёт в ту сторону, куда уплыла туча. Не знает ни дня, ни ночи — всё в пути. На седьмой день, к вечеру, дошёл до одного дремучего леса. Лёг отдохнуть под одним очень большим деревом. Лежит под деревом, смотрит, на одном листочке дерева написано: «Если сорвёшь один листок этого дерева, то будешь сыт». Как только он сорвал листок и положил перед собой, перед ним появилась всякая еда. Ел досыта, наелся. После этого уснул сладким сном. На второй день взял листок и пошёл дальше. К вечеру лёг под большим деревом. На листке этого дерева увидел ещё одну надпись: «Кто сдерёт кору этого дерева и закроет ею грудь, станет главарём дивов». Содрал кусок коры и прикрепил к груди. Назавтра опять пошёл по этому лесу. Наступил вечер. Лёг было под дерево, но на листе опять увидел надпись: «Человек, который вооружится корнем этого дерева, станет очень сильным». Джигит выкопал корень дерева, отломил одну ветку как чукмар и взял себе как оружие. Потом положил перед собой первый листок и как следует подкрепился. Теперь всё у него пошло на лад. Очень спокойно лёг и поспал. Рано утром встал и пошёл было в путь, вдруг увидел перед собой зайца. Тот ничуть не боится, спокойно сидит. Заяц заговорил человеческим языком и сказал ему:
— Ты куда идёшь? — спрашивает. — Не ходи туда, там крепость дивов, пропадёшь.
Сын падишаха говорит:
— Мне как раз и нужно логово дивов. Они похитили мою жену, давай, друг–заяц, покажи дорогу.
— Ладно, покажу, — говорит заяц.
Идёт он за зайцем. Долго ли они шли, коротко ли, сказать трудно, вот они и дошли до высокой стены. Как размахнулся джигит чукмаром, железная дверь в стене раскололась надвое. Там, оказывается, логово дивов, вся нечисть собралась. Они набросились было на джигита, но на груди у него кора дерева. Все они отступили назад. Так прошёл он без задержки через вторую дверь, через третью. Проходит через четвёртую дверь и как только раскрывает пятую, весь мир озаряется. Там, оказывается, в большом дворце заточена Нурсылу. Напротив неё спит старый див. Нурсылу ищет у него на голове. Очень хорошо встречает своего мужа, плачет от радости.
— Как ты сюда добрался? — спрашивает она.
— Так–то и так–то пришёл, без тебя уж теперь не вернусь, — говорит джигит.
Жена говорит:
— Див ведь, наверное, тебя убьёт, он очень сильный.
— Убьёт так убьёт, попробуем побьёмся, давай, буди его! — говорит джигит.
Нурсылу говорит:
— Подожди, напою–ка я тебя одним снадобьем.
Там, где лежит див, по обе стороны стоят две бутылки, оказывается. В одной бутылке снадобье, придающее силу, а в другой, наоборот, отнимающее. Нурсылу дает мужу снадобье, которое придаёт силу, а потом бутылки меняет местами. Чукмаром из древесного корня джигит бьёт по спине дива, тот вскакивает и орёт:
— Что это такое!? Кто осмеливается меня будить!?
Джигит нисколько не теряется:
— Я, — говорит.
Див в ответ:
— Будем биться или состязаться?
— Будем биться, — говорит джигит.
После этого разговора див пьёт из бутылки по правую руку. Выпивает напиток, отнимающий силу. После этого они начинают биться. Див бьёт. Джигит падает. Затем вскакивает и чукмаром из корня бьёт дива, и див испускает дух. Джигит превращает дива в прах.
— Всё, теперь поедем домой, — говорит он Нурсылу.
Жена говорит:
— Не будем оставлять его в таком виде.
Снимает она платок и взмахивает. Всё строение дива превращается в яйцо. Нурсылу кладёт яйцо в карман, потом второй раз взмахивает платком и появляется большая чёрная птица.
— Отвези нас, — говорит Нурсылу, — в такой–то город, где живёт такой–то падишах.
Они садятся на чёрную птицу и улетают. Птица доставляет их в город, где живёт отец джигита. Джигит давно не видел своего отца и родственников, хочет увидеть. Через три часа оказываются на окраине города. Когда они заходят в город, их останавливает страж у ворот:
— Я голоден, дайте мне, несчастному сироте, кусок хлеба, — говорит.
Когда джигит посмотрел как следует, поразился: в страже ворот он узнал своего отца. Со слезами поздоровались.
— Что случилось, отец, расскажи, — просит джигит.
Отец рассказывает:
— Как только ты уехал и пропал, мачеха твоя совсем разошлась, взбеленилась, — говорит. — Растратила всё наше богатство, уничтожила наше падишахство и убежала. После этого меня свергли. Теперь избрали другого человека, а я вот здесь.
— Не горюй, отец, пока я жив, ты не останешься сиротой, — говорит джигит.
Отец очень обрадовался этому:
— Улым, дорогой, что же ты будешь делать, иль будешь падишахом здесь? — спрашивает.
— Нет, — говорит тот. — Тут уж избрали падишаха. Мы поедем в город, где живёт Нурсылу.
Садятся они втроём на чёрную птицу и через сутки оказываются в городе Нурсылу. Радость была такая, что рассказать об этом словами невозможно. На улицах города народ играет музыку, поёт и пляшет.
Таким образом, смелый джигит, преодолев тысячи бед, добился своего. До сих пор, говорят, прекрасно живёт со своей Нурсылу.
68. ПАРШИВЫЙ ЖЕРЕБЁНОК
В древние времена жил один человек и было у него три сына. Младший сын, говорят, был плешивым. Они никогда не сеяли зерна. Раньше работал и кормил их отец. Когда отец состарился, а сыновья достигли совершеннолетия, сказал им:
— Сыновья мои, давайте и мы будем сеять зерно, ведь народ сеет. Вы сходите на базар, привезите овса.
Идут они на базар, привозят пять пудов овса. Сеют они все пять пудов на одном поле, длиной в восемьдесят саженей. Сеют и ждут неделю. Через некоторое время идут смотреть поле. Смотрят и видят, что овёс не взошёл. Возвращаются и говорят об этом отцу.
— Эх, дети мои, вы не сеяли овёс, а продали и пропили, — говорит отец им, не верит.
Сам идёт смотреть. Идёт, смотрит, овёс не взошёл.
— На самом деле овёс не взошёл, — говорит отец, — или посеяли очень уж редко? Попробуем ещё раз посеять.
Идут на базар, покупают ещё пять пудов овса. Ещё раз сеют на том же поле. Сеют и через неделю идут смотреть. Овёс опять не взошёл. У соседей взошёл и стоит зелёный–презелёный, а у них черным–черно. Приходят и говорят отцу: