Теперь строят большую конюшню и сорок кобылиц загоняют туда.
Жена падишаха начинает опять беспокоиться.
— Эх, — говорит, — если он пригнал этих кобылиц, то на него уже нет никакой управы, он прикончит нас всех. Мы должны прикончить его раньше.
Падишах спрашивает:
— Что же мы можем сделать?
— Пусть сделают казан в восемьдесят вёдер. Нальём туда сорок вёдер молока и сорок вёдер воды, — говррит жена. — Вскипятим всё это. Когда вскипятим, я брошу в казан своё золотое кольцо и велим ему достать кольцо из кипящего котла. Он не сможет этого сделать, там и сварится.
— Коли так, то быть может и умрёт, — говорит падишах.
Вызывают Таза и говорят о том деле:
— Если достанешь кольцо, то отдам тебе половину падишахства и женю тебя, — говорит падишах.
— Ладно, падишах мой, пойду я, — говорит Таз.
Выходит, обнимает жеребёнка и плачет:
— Эх, мой тай, что же теперь будем делать? Вот такое–то дело нам поручили, — говорит.
— Как–нибудь уж достанем, — говорит жеребёнок. — Только слушайся меня. Пусть падишах готовит большую площадь, пусть соберётся весь народ города. Казан должен быть в центре. Ты сядешь на меня, и я обойду майдан один раз и заржу, второй раз обойду и заржу, третий раз обойду и заржу. После этого ты прыгнешь в казан. Только не бойся, прыгай смело, вода в казане будет уже холодной.
Таз идёт к падишаху.
— Подготовь вот так–то и так–то, — говорит ему Таз.
Падишах соглашается. Пишут бумагу: если сможет Таз достать золотое кольцо, то половина падишахства достанется ему, к тому же падишах обязывается женить Таза.
Таз садится на жеребёнка и скачет вокруг майдана. Раз обходит и жеребёнок ржёт, второй раз, третий. После третьего круга Таз прыгает в казан. И тут же схватив кольцо в зубы, выплывает. Весь народ радуется, в ладоши хлопает. Падишах глубоко оскорбляется, не хочет отдавать полпадишахства Тазу.
— Раз он смог достать, неужели я не смогу сделать то же самое? — говорит. — Я сам нырну и достану.
Жена обнимает его и начинает плакать:
— Не ходи, — говорит.
Но тот не слушает её и ещё больше упрямится:
— Сам нырну! — говорит.
Велит привести самую лучшую кобылицу. Казан кипятят ещё раз. Падишах садится на кобылицу и три раза обходит по кругу, а на третий раз прыгает в казан. Но успел он лишь прыгнуть, тут же полностью сварился и мясо отстало от костей.
Таким образом, джигит Таз победил падишаха.
Десять дней веселились, десять дней справляли свадьбу. И я был на торжествах, сегодня пошёл, вчера пришёл. Не было конца и края угощениям, сами пили ковшами, мне досталась лишь ручка ковша.
69. ДЖИГИТ–ОХОТНИК
В древние–древние времена жил, говорят, один старый охотник. Перед смертью этот охотник позвал к себе своего единственного сына и отдал ему своё старое ружьё, затем дал одну малюсенькую тетрадку.
— Возьми, улым, — сказал старик, — в этой тетради указано, в каком лесу какая птица водится, какое животное где обитает — всё здесь указано. А в таком–то лесу будет нечто такое, что затмевает лучи солнца, ты, улым, не подходи к нему близко.
Сказал всё это старик и вскоре умер.
После смерти отца сын берёт ружьё и начинает ходить на охоту. День он выходит на охоту, второй день, третий. Каждый раз, когда выходит на охоту, приносит матери то зайца, то разных птиц.
Как–то раз говорит мать сыну:
— Сынок, взгляни хоть раз на то, что написано отцом, чему же он хотел тебя научить?
Малай берёт оставленную отцом тетрадь, смотрит, и там то же самое написано: «В таком–то лесу есть нечто, что затмевает лучи солнца». Малай думает, думает и решает: схожу–ка я в тот лес. Берёт все патроны, что у него были, берёт ружьё, оставленное отцом, и уходит.
Так он доходит до леса, ходил–ходил и вышел на большую поляну. Смотрит, в центре поляны что–то лежит. Так оно сверкает, что глазам больно. Смотрит малай на это существо, не знает, живое оно или не живое, но, тем не менее, боится подойти. Думает он, думает и решает: «Выстрелю–ка я в него, посмотрим, что будет». Берёт ружьё и стреляет. То существо даже не шевельнулось. Второй раз выстрелил джигит в него, третий. Только когда он выстрелил в третий раз, оно вроде проснулось ото сна. Проснулось оно и идёт к малаю. Испугавшись, тот выпустил и оставшиеся три патрона. Только последним патроном он свалил с ног то существо. После этого он подошёл поближе. Чудовище лежит и лязгает зубами, будто хочет проглотить охотника. Малай начал со всей силы колотить его прикладом. Еле–еле забил его до смерти. По молодости своей малай не знал, как снять шкуру с чудовища. Хотел его домой утащить, куда там, даже поднять его не может. Вот так стоял он растерянный, не зная, что делать, как откуда ни возьмись, появился какой–то старик.
— Улым, — говорит, — что ты тут делаешь?
— Э–э, бабай, — говорит джигит, — использовал я все патроны, а теперь ни поднять, ни утащить не могу это животное.
Бабай вытащил из ножен свой нож, освежевал то животное и отдал малаю шкуру.
— Ладно, бабай, — говорит малай, — спасибо тебе большое, если бы не ты, я бы не смог его освежевать и снять шкуру.
После этого они попрощались и расстались. Джигит взял шкуру этого животного, затмевавшего лучи солнца, и пошёл домой. По пути встретился ему охранник падишаха и сказал:
— Эге, это ты, оказывается, охотишься на зверей в падишахском лесу? Ну–ка дай сюда!
Забрал шкуру и ушёл. Пошёл прямо к падишаху и отдал ему шкуру. Ладно. Падишах созывает своих визирей, показывает шкуру.
— Несмотря на то, что джигит очень молодой, он поймал такого диковинного зверя, — говорит падишах.
Визири начали завидовать охотнику. «Такого молодого наш падишах уже теперь хвалит, когда он вырастет, он нам житья не даст», — думают. И начинают совещаться, как бы найти какие–нибудь пути и убить его.
Тем временем один старый визирь говорит:
— О мой падишах, если бы мы, собрав кости львов и всякой дичи, велели бы построить тебе дом, да этой красивой шкурой оклеили бы стены того дома, тебе никакая смерть не была бы страшна.
Падишах говорит:
— Откуда же можно взять такое количество костей льва?
Старый визирь говорит:
— Ты вели тому самому джигиту, который принёс шкуру этого зверя, добыть и кости; если кто и сможет добыть такое количество костей, то только он.
— Ладно, если так, — говорит падишах и вызывает к себе того джигита.
— Ну, джигит, — говорит падишах, — ты достань мне столько костей львов, чтобы из них можно было бы дом построить. Если не сможешь добыть столько костей, я велю отрубить тебе голову.
Джигит не может ничего возразить падишаху:
— Ладно, — говорит, — я подумаю, ты только дай мне неделю срока.
Падишах соглашается.
Джигит, глубоко опечаленный, приходит домой, достаёт оставленную отцом тетрадь и пробует читать. Там, оказывается, подробно написано, где львы водятся. Прочитав тетрадь отца, джигит снова идёт к падишаху. Говорит ему:
— Вот в таком–то лесу столько–то земли огородите забором. В лесу есть родник с водой, его закройте. В лес отвезите сорок бочек спирта, а мне дайте сто солдат.
Ладно, падишах теперь всё делает так, как просил джигит. Посередине леса есть, оказывается, одна ложбинка, в середине дня, в жаркое время все львы, оказывается, собираются там и пьют воду. Джигит просит закрыть тот родник, по которому поступала вода в эту впадину. Просит также сделать большие корыта и в эти посудины наливает сорок бочек спирта. Идёт с сотней солдат к той самой ложбинке и прячется. Когда наступает полдень, начинается жара. С грохотом и рычанием приходят львы к той самой ложбинке. Не найдя воды, они пришли к тем самым корытам, выпили спирт и свалились. Джигит дал указание солдатам бить львов. Там погибло бесчисленное множество львов. Джигит повелевает освежевать львов. Начинают свежевать львов и сушить кости. Собирают они сорок возов костей и уезжают домой. Джигит отдаёт сорок возов костей львов падишаху и уходит домой.
Увидев всё это, визири были ошеломлены. «Не удалось нам сгубить этого джигита», — думают и горюют.
Через некоторое время визири ещё раз собираются у падишаха и говорят ему:
— Вот, падишах наш, чтобы прожить долгую жизнь, ты должен жениться на дочери падишаха огненного моря, если женишься на этой девушке, будешь жить долго и счастливо.
— Хм, — спрашивает падишах, — кто же знает эту девушку, да и кто добудет мне её и привезёт?
— Её найдёт тот самый джигит, который добыл кости львов, — говорят визири.
Падишах опять вызывает к себе этого джигита:
— Джигит, — говорит падишах, — было бы очень хорошо, если бы ты добыл и привёз мне дочь падишаха огненного моря. А если не добудешь, то велю отрубить тебе голову.
Джигит отвечает:
— Ладно, если есть такое на этом свете, добуду я её и привезу тебе. А если нет, то там видно будет, ты дай мне неделю срока, чтобы подумать.
Джигит возвращается домой, достаёт оставленную отцом тетрадь и читает. Читал он, читал и нашёл то, что нужно. На самом деле есть, оказывается, такое огненное море и у этого огненного моря есть падишах. Когда прошла неделя, он пошёл к падишаху и сказал: