ГОРШОЧЕК – замеси в горшочке смесь волшебную, подогрей и доставай из него все, что душа пожелает.
ГРЕБЕНЬ – хочешь расчесывайся, а хочешь перед преследователями бросай. Перед ними тут же непроходимые кусты из земли поднимутся.
ГРОМОВНИКИ – управляют самоглотами. Сидят на шее у волков и, когда надо, дергают за узду, и те выпускают хорошую порцию грозы.
ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА – два маленьких квадратных парня с набором инструментов. «Что, хозяйка, надо?» Сделают все, что надо: баньку, домик на берегу реки, дворец хрустальный.
ДЕД-ВСЕВЕД – верховный колдун, волшебник. Заботится о своих подданных. Имеет добрый характер, поэтому его часто пытаются обмануть, хотя Всевед все равно об обмане знает заранее.
ДЗИВОЖЕНЫ – вредные тетки из мокрых лесов. Живут в пещерах или под корягами в неприступных местах. Ночью собираются толпами, бегают по полям и лесам.
ДОМОВЫЕ – целое племя различных по характеру духов, живущих рядом с людьми. Как правило, это малорослые старички, покрытые теплой косматой шерстью. Перенимают характер от своих хозяев, но все по природе большие проказники.
ДОРОГАЯ ЩУКА – волшебная щука, выполняющая любое желание хозяина. Достаточно лишь повернуть колечко на пальце и сказать: «По щучьему велению, по моему хотению…»
ЖЫЖ – подземный черт, который постоянно расхаживает под поверхностью земли и испускает из себя пламя. Если он ходит тихо, то согревает почву. Когда Жыж в дурном настроении, то может иссушить леса, сенокосы и нивы.
ЗАЛОМ – пучок колосьев, закрученный в узел и надломленный в разные стороны. Этот пучок подкидывают не очень хорошие ведьмы. На поле может пропасть весь урожай. Либо сгорит, либо замерзнет, либо еще какая-нибудь неприятность случится.
ЗЛЫДНИ – злые духи, похожие на крысят и имеющие такой же крысиный характер. Созданы для того, чтобы пакостить по мелочам. По ночам могут обвиться вокруг шеи, шепчут на ухо: «Мы от тебя не отстанем!»
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ – когда-то грозный дракон. Летал себе над землей, огонь испускал. Разгонял одним своим видом динозавров, а затем и войска. Дружил с Кощеем Бессмертным. К сожалению для современных ученых, несколько веков назад вымер. Осталась от Горыныча лишь одна шкура, покрытая металлическими пластинами.
ИЧЕТИКИ – мелкие неудачники из рода водяных. Из-за своей лени до водяных не доросли. Спят с Никиты осеннего до Никиты вешнего. Имеют завистливый характер. Поэтому злые духи рангом постарше используют их на мелкой вредной работе: берега подмыть, мостики разрушить, посевы залить.
КАНТЕЛЕ – чудесный финский музыкальный инструмент, очень похожий на наши гусли. Своим звучанием может вводить в транс окружающих.
КАРГА – злая баба или ведьма.
КИКИМОРА – маленькая стеснительная дворовая дама из домовых. Любит, когда ее жалеют и одаривают подарками. Если кикимору обижают, она становится вредной. Тогда она выщипывает перья у кур и наводит на них «вертун». Любит прясть по ночам.
КЛАДОВИК – дух, охраняющий зарытые в землю клады. Живет в пещерах. Помогает ведьмам охранять огороды с травами.
КОЛДУН и КОЛДУНЬЯ – бывают природные и добровольные. Могут вершить сверхъестественные дела, недоступные простому человеку.
КОЛОВЕРТЫШ – помощник ведьмы. Смешное существо, в общем-то бесполезное, но ведьмы его жалеют – «пусть будет!». Трусик не трусик, кургузый и пестрый, с обвислым, пустым, вялым зобом… Наберет полон зоб и тащит за ведьмой, а дома все вынет из зоба, как из мешка, а ведьма и съест: масло, сливки, молоко…
КОЛЮКА – трава охотников. Чародеи окуривают листьями этой волшебной травы заговоренные ружья или стрелы, а затем идут на охоту. Ружья не знают промаха.
КОСТЯНЫЕ РУКИ – помощники Кощея. Стол накроют, воды принесут. Выполняют любое приказание хозяина. Висят в воздухе сами по себе, без всяких гвоздей.
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ – грозный когда-то вид колдунов. Бессмертный наш герой потому, что смерть Кощея хранится в иголке, иголка в яйце, яйцо в ларце и т. д., в зависимости от его воображения. Забывать стал русский люд о Кощеях. А ведь когда-то сыны Земли и Вия подземного много неприятностей приносили былинным героям. Современный Кощей очень страдает от такой людской забывчивости. У Кощея целый арсенал волшебных вещей: пара костяных рук, выполняющих любое приказание хозяина, меч-кладенец, огненная сорочка и череп Коща.
КРОСНЯТА – карлики, живущие в подпольях избы. Кроснята подменивают младенцев, а взамен кладут в люльку своего. Поэтому многие дети такие вредные – подменили.
КУПАЛА – один из главных славянских божеств. Молодые люди украшали себя венками, разжигали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу, а после купались в реке. Празднуют 6 июля (23 июня по старому стилю).
КУРДУШИ – духи, помогающие колдунам и ведьмам в их работе. К посвященным в колдуны или ведьмы приставляются мелкие бойкие чертенята.
ЛАЗАВИКИ – добрые карлики, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Когда они расхаживают по трясине, глаза их сверкают, как огоньки. Кнутом легко ломают толстые сучья.
ЛЕСАВКИ – лесные духи, родственники лесовиков. Видом своим похожи на ежат. Так же как и лесовики, любят проказничать и играть. Большую часть времени лесавки спят, но в добрых делах помогают.
ЛЕТУН-ТРАВА – волшебная травка с серебристыми цветочками. При умелом приготовлении помогает ведьмам в полетах.
ЛЕШИЙ – лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему беспрекословно. Бывает самого разного вида и характера. Проказничает грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям. Самая обычная забава – завести человека в чащу, в такое место, из которого ему никак не выбраться. Поэтому с лешими лучше не ругаться.
ЛОБАСТКА – русалка, живущая на болоте в камышах. Так же как и ее муж болотняник, имеет вредный сварливый характер, но с ней можно подружиться, пообещав что-либо.
ЛЫСАЯ (ЗМЕИНАЯ) ГОРА – место, где ведьмы устраивают свои сборища, шабаши. Ежегодно на первую майскую ночь прилетают ведьмы на Лысую гору. Нечистые духи и ведьмы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни. Принимают в свои ряды новых ведьм. Затем приступают к пиршеству: с жадностью пожирают без хлеба и соли лошадиное мясо и другие яства, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска под звуки необыкновенной музыки.
ЛЯДАЩИЙ – дух соломы. Зимой спит. Просыпается только с приходом весны. Как существо только что разбуженное, злится, кидается старой травой и раздувает ветер.
МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ – посмотри в него и узнаешь все, что хочешь! Что было, что есть и что будет. Но не каждый может в этом кристалле что-нибудь разглядеть.
МАНДРАГОРА (трава РЕВЯКА-КЛИКУН) – прекрасный сторож огородов у ведьм. Корни этой травы по вечерам маршем обходят владения и разгоняют всех врагов.
МАРАНА – злая серая ведьма. Считает себя всегда правой и все время готовит другим козни. Договориться с ней невозможно, приходится бороться.
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ – страшное старинное оружие. Владелец кладенца никого не боялся и мог смело идти на дракона или целую армию.
МОХОВОЙ – сварливый крошечный дух зеленого или бурого цвета, живущий в болотном мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Любит кружить ягодников по лесу на одном и том же месте.
НЕЖИТЬ – существа без плоти и души, все, что не живет человеком, но имеет человеческий облик. Хотя может быть и в любом другом обличье. Современная нежить – достаточно продвинутая и при желании может стать человеком.
НЕЧУЙ-ВЕТЕР – волшебная трава. Может успокоить сильный ветер. Неленивые ведьмы ищут эту траву на Васильев день – 1 января.
НОКОТЬ – вредный длиннобородый карлик. Поселяется рядом с болотом. Справиться с ним трудно: «Нокоть те дери!»
ОБЛАКОПРОГОННИКИ – ладожские чародеи. Живут в шхерах или на скалистых островах. Туман из них нагоняют. Видения разные, миражи. Вызывают обманчивые образы, заставляют человека видеть совсем не то, что есть на самом деле. Морочат, одним словом. Могут дождевые ливни и град наслать.