Мачалан
Жил-был в тундре чукча по имени Мачалан.
Много раз он слышал, что у старого ворона есть дочь, у которой большая грудь.
«Как бы мне ее увидеть? – думает Мачалан. – Сделаюсь красивой маленькой рыбкой, опущусь в прорубь и подожду, когда она придет по воду!«Захотел старик ворон свежей воды напиться, говорит дочке:
– Дочка, сходи-ка принеси воды холодненькой напиться!
Пошла старшая дочь по воду, подошла к проруби и увидела красивую-красивую маленькую пеструю рыбку. Захотелось ей поймать рыбку. Стала она рыбку ловить, вот-вот поймает, а рыбка возле руки вьется, а в ковш не попадает. Замочила девушка рукав кухлянки. Вытащила она руку через воротник кухлянки и обнажила грудь. Засмеялся старый Мачалан и сказал:
– Правду говорят, что у дочери старого ворона большие груди. Но ты уже не молодая, скоро будешь старухой.
Засмеялся Мачалан и пошел домой.
Девушка упала головой в снег и горько заплакала.
Ждал-ждал старый ворон дочь с водой, да и послал младшую дочь. Пошла девочка и увидела сестру на снегу.
– Почему ты домой не идешь?
– Нет, я не пойду, скажи отцу, Приходит девочка, говорит:
– Она лежит на снегу, не пойдет домой! Пошел старик:
– Ну, что? В чем дело?
– Надо мной посмеялся старый Мачалан! – И дочка рассказала про рыбку.
– Ну ладно, ладно, и мы посмеемся: сегодня вечером приедет богатый вдовец с ребенком, которому нужно будет грудное молоко. Мачалан будет его удерживать. Будет у вдовца одна нарта медных котлов, другая – медных чайников, третья нарта – с копьями, а четвертая – с разным мясом…
Вот настала ночь, взошла луна. А Мачалану не спится. Вышел он из своего мехового полога и пошел вокруг яранги. Слышит скрип полозьев. Кто это мог быть, куда люди так гонят оленей?
А караван все ближе и ближе, и слышится плач ребенка, и мужчина уговаривает ребенка:
– Молчи, молчи, скоро ты возьмешь большую грудь, и в ней будет много, много молока!
«Ага, – думает Мачалан, – к старому ворону едут!» Вот караван поравнялся с Мачаланом. Спрашивают его, далеко ли до старого ворона. Мачалан хочет поговорить с людьми. Пустился Мачалан на хитрость.
– Не знаю, где он, наверное перекочевал старый ворон. А зачем вы к нему едете?
– Да вот умерла моя жена, ребенок ничего не ест, не пьет, все время плачет и – проситтрудь. Люди сказали, что у старого ворона есть дочь, у которой большие груди и, наверное, много молока.
В это время ребенок заплакал. Отец заторопился. Старый Мачалан уцепился за нарту. Он уже успел оглядеть караван и увидал большое богатство у вдовца и захотел его женить на своей дочери.
– Нет, нет никакой дочери у старого ворона, и жена у него старая, не кормит детей. Заезжайте лучше ко мне, я найду вам много-много молока.
Принесли ребенка в ярангу. Мачалан велел жене дать свою грудь. Увидел ребенок жену Мачалана и закричал:
– Не хочу я старую грудь сосать. Побежал Мачалан к жене брата.
Жена брата дает грудь, а ребенок не берет, кричит:
– Не хочу я такую маленькую грудь!
– Сын мой плачет, у меня сердце болит! – оказал вдовец и стал собираться в путь. Побежал Мачалан к своей племяннице.
Пришла племянница, дала ребенку грудь, а Мачалан увел вдовца в полог к своей дочке.
Настала ночь. Мачалан сидит у костра и возится с ребенком, качает чужого ребенка и напевает ему:
– Аучучуть, у меня теперь все есть, и вдовец спит в пологе у дочки.
Утром прилетел старый ворон, покружился вокруг яранги Мачалана и говорит:
– Э-э! Что там плавает? Наверно белая белуха плавает.
Мачалан говорит:
– Э-э! еще рано, мы еще спим, подожди!
– Мачалан, посмотри, что это у тебя?
Мачалан открыл глаза и стал осматриваться. На нартах, где была медная посуда и копья, лежали груды сора и грязи. Дочь его лежала вся в грязи, только одна голова виднелась из полога, а сам Мачалан держал на коленях не ребенка, а кучу гадости.
– Вот, Мачалан, ты первый смеялся, а я последний! – сказал старый ворон и улетел.
Мансийские сказки
Воробушек
Моя загадка:
– Воробушек, воробушек, что такое твоя головка?
– Ковшичек для питья весенней воды. – Что такое твой носик?
– Ломик для долбления весеннего льда.
– Что такое твой язычок?
– Разрисованное веселко для езды вверх по реке.
– Что такое твоя спинка?
– Разрисованная лодочка для езды вниз по реке.
– Что такое твои кишочки?
– Арканчик для ловли семи оленей.
– Что такое твой животик?
– Мешочек для огнива семи ненецких женщин.
– Что такое твои ножки?
– Подпорочки в весеннем домике.
– Что такое твои крылышки?
– Крыша весеннего домика.
– Что такое твой хвостик?
– Корытце для кормления семи собак.
Зайчик
Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал. Пошел к огню пожаловаться:
– Огонь, сожги осоку на озерном берегу!
– Какое зло сделала тебе осока? – спросил огонь.
– Губу мне разрезала, – ответил заяц.
– Уж такое ненасытное брюхо у тебя, – сказал огонь. Пошел заяц к воде и говорит:
– Вода, прибудь, затуши огонь!
– Какое тебе зло сделал огонь?
– Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!
– Какое зло тебе сделала осока?
– Губу мне разрезала.
– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:
– Дети, в воду стреляйте!
– Какое тебе зло вода сделала?
– Вода не прибывает, огонь не тушит!
– Какое тебе зло сделал огонь?
– Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!
– Какое тебе зло сделала осока?
– Губу мне разрезала?
– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к мышке и говорит::
– Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи. чтобы стрелять не могли!
Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду – вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке-перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе опалил.
Сказка об Эква-пырисе
У божьего города, у царского города живет Эква-пырись. С бабушкой вдвоем под городом живут. Бабушка его учит:
– Ты промышляй.
– Я не буду промышлять-купцы и попы все равно заберут добытое.
Бабушка говорит:
– Что есть будем?
Эква-пырись вскочил, начал плясать. На большом пальце и на маленьком пальце пляшет. Бабушка говорит:
– Сынок, почему так– живешь? Он бабушку схватит, поцелует. Эква-пырись говорит: – Бабушка, я в город схожу. Бабушка говорит:
– Сынок, убьют тебя. В городе большие начальники живут.
Он тотчас оделся и пошел в город. По городу похаживает. Когда он так ходил – подъезжает нарта, в которую запряжены три белые лошади. Смотрит – главный поп.
– Стой!
Поп остановился. Эква-пырись говорит:
– Поп, отдай мне твоих лошадей. Поп говорит:
– Зачем? Эква-пырись говорит:
– Я муки купил.
– Скоро приедешь?
– Я скоро приеду.
– Ладно, возьми.
Эква-пырись сел в нарту и поехал. Эква-пырись разъезжает на трех лошадях. Приехал к попадье, крикнул:
– Муж твой деньги просил, давай поскорее!
– На что?
– Нашел белую лошадь. Хочет купить. Эква-пырись схватил денежный ящик. Поехал домой, приехал. Всех трех лошадей убил. Бабушка ругается:
– Теперь в виноватые попадешь. Эква-пырись пляшет. Пришли три казака:
– Эква-пырись, тебя царь звал.
– Зачем царь звал? Ладно, иду. Эква-пырись сел в нарту. Приехал к царю. Казаки, попы-все туда собрались. Попы говорят:
– Вот пришел вор. Эква-пырись говорит:
– Попы совсем бестолковые. Я умнее их. С богом очень хорошо живу, они не умеют. Говорить, что я вор, – это грех против бога.
Царь сказал:
– Несите его, спустите в воду.
Схватили его и понесли. Царица стала плакать:
– Эква-пырись очень умный человек.
Царь задумался, Попы зашили Эква-пырися в мешок из сырой коровьей шкуры. Казаку велели стеречь. Эква-пырись кричит:
– Золотых денег не надо! Серебряных денег не надо!
Казак сказал:
– Эква-пырись, о чем ты говоришь?
– Денег много дают в этом мешке. Казак говорит:
– Меня в мешок зашей.
Эква-пырись вылез из мешка и зашил туда казака. Немного погодя большой дубиной его ударил. Надел казачьи одежды. Пришли попы, стали спускать мешок в воду. А из мешка голос:
– Я казак. Попы говорят:
– Ты много обманывал нас и царя.
Казака попы утопили, а Эква-пырись ушел. У главного попа украл еще три белых лошади, по всему городу разъезжает. Царь смотрит, жене говорит:
– Смотри: Эква-пырись еще жив. Его жена говорит:
– Не убить тебе Эква-пырися. Царь рассердился. Эква-пырися поймали. Попы снова зашили его в мешок из сырой коровьей шкуры и подвесили на церковную дверь. Написали: Здесь вор. Главный поп говорит другим попам: