Вот высокий седой, как всегда подтянутый Галин отец, а рядом с ним отец Шуры. Какой он ещё молодой, и, видно, очень торопится — всё поглядывает на часы. Марина знает — он работает в метро.
И Сашина мама тут, в своей железнодорожной форме проводника, — значит, у неё теперь перерыв между двумя рейсами, иначе пришла бы бабушка. А рядом с ней — Витина бабушка, совсем старенькая. А с Олей пришла её старшая сестра — девочка Марининого возраста.
Она шепчется с Мариной, но изредка делает Оле предостерегающие жесты: «Не вертись так!»
Алексей Степаныч не торопится начинать собрание — он, видно, кого-то ждёт и что-то пишет в своём журнале, изредка поглядывая на ребят.
Вот скрипнула дверь, и в класс осторожно вошёл Мишин отец.
Алексей Степаныч поднял голову от журнала.
— Ну вот, теперь все в сборе, — сказал он. — Я приготовил каждому из учеников задание на лето, после собрания я раздам ноты. Но раньше мы поговорим об итогах года.
— Саша Ичимов… — Алексей Степаныч смотрит в сторону Саши и вдруг делает страшные глаза. — Плохой мальчик, — говорит он, вздыхая, — двоечник.
Но Саша поднимает на него глаза и улыбается.
— Что, неверно? То-то, что неверно… Саша у меня в начале года никак не мог разобрать, что к чему, а в конце получил четвёрку.
— Ах ты, молодец! — умиляется Витина бабушка и укоризненно смотрит на Витю.
— Оля Матейчук, — продолжает Алексей Степаныч. — Три. Очень много вертится.
Оля лукаво смотрит на Алексея Степаныча круглыми глазами и смеётся.
— Ну ничего, — говорит Алексей Степаныч, — подрастёт и поумнеет. Слух хороший, способности есть. У товарища учись, — говорит он Оле.
— Шура. Сыграла на экзамене не очень хорошо. Но тут есть и моя вина: не совсем подходящую программу ей дал. Ничего, Шура, всё будет в порядке! Только обязательно занимайся летом.
— Галя. Ну, Галя — молодец. Весь год ровно и хорошо работала и сделала большие успехи. Музыку любит — и поэтому музыка её любит.
И Алексей Степаныч ласково улыбается Гале.
— Витя… — Тут Алексей Степаныч делает паузу и смотрит на Витю. (Под его взглядом Витя опускает голову, а Витина бабушка вздыхает и качает головой.) — Так вот, Витя сыграл на экзамене неплохо, но никакие способности не могут выручить лентяя. У Вити есть кой-какая скрипичная хватка. Но отсутствие техники, привычки к труду делает его игру очень поверхностной. А нам нужны настоящие музыканты… Так вот, Витя, отметка у тебя переводная — тройка, но перевели мы тебя условно. Если не перестанешь лениться — исключим. На первом же школьном концерте в будущем году ты должен будешь сыграть большую и проработанную программу. Понял?
— Понял, — говорит Витя, не поднимая головы.
— Лёня Гаврилов… Ну, вот вам пример того, как можно перебороть себя и свою лень. Лёня, который прогулял почти весь первый месяц — случай небывалый в нашем классе, — всё наверстал, шёл в году очень хорошо и получил на экзамене пять. Мне кажется, тут некоторое значение имело одно обстоятельство… — И Алексей Степаныч обводит глазами своих учеников. — Дружба, — говорит он, — вот что помогло Лёне выправиться.
Он смотрит на Галю, на Марину, но больше ничего не добавляет.
— Марина Петрова…
Марина вздрагивает и поднимает глаза на Алексея Степаныча. Что-то он ей скажет?
— О Марине Елизавета Фёдоровна сказала на экзамене: «Эта девочка шагает семимильными шагами», и с ней согласились Семён Ильич и Нина Алексеевна. И я с ними согласен. Так и нужно шагать, Марина, — большими шагами!
Он смотрит на залившуюся румянцем Марину.
— Что ж, Марина, будем и дальше идти вперёд.
И Алексей Степаныч переходит к характеристике других учеников. Он хвалит Мишу за его трудолюбие и большие успехи, говорит, что в его игре комиссия отметила уже настоящую, хорошую профессиональность.
— Ну вот, год закончен, — говорит Алексей Степаныч, — и как будто с неплохими для класса показателями. Но теперь я хочу поговорить с вами ещё об одном: о дисциплине.
Дисциплина, друзья, у нас что-то стала хромать. В чём я вижу нарушение дисциплины? Когда Витя опаздывает на урок на полчаса — это, конечно, явное нарушение дисциплины. Но есть ещё и другое нарушение, иного порядка. Например, когда кто-нибудь из моих отличников, — ну, например, Марина — фыркает над пьесой, которую я ей даю, и говорит, что эта пьеса слишком лёгкая и ей не хочется её играть, — это тоже нарушение дисциплины. Не правда ли, Марина?
Ну вот, Алексей Степаныч всегда так! Уж похвалил, кажется, так, что большего и не придумаешь, и тут же вспомнил какой-то старый грех, о котором сама Марина давно уже забыла.
— Надеюсь, что в будущем году подобных случаев больше не будет, — говорит Алексей Степаныч. — Да, кстати, Марина, твоя скрипка уже в порядке, лежит в шкафу, в канцелярии. Ну, а теперь, друзья мои, подходите ко мне по очереди, я раздам летние задания и ноты. Не толпитесь. Малыши — вперёд.
89. КОНЕЦ ГОДА
Вот и закончился школьный год.
Закрылись двери школы: и маленького белого здания на солнечной площадке, где идут музыкальные занятия Марининого скрипичного класса, и высокие двери большого, строгого и светлого здания, где Марина учится в общеобразовательной школе.
Но что-то неплотно они закрылись, эти двери. Что-то хлопают они беспрерывно — то одна, то другая: приходят школьники, приходят учителя, родители. А сколько народу приходит узнавать о приёме!
Школьный год закончился, и пионерские отряды готовятся к лету. Они заканчивают свои зимние и начинают летние — увлекательные, заманчивые дела.
Оксана уедет через две недели — она будет помощником старшего вожатого в большом лагере. Марине жалко, что она едет не в этот лагерь, но её радует то, что лагерь, в котором она будет проводить лето, находится совсем близко от Берёзовой.
Какое интересное лето предстоит! Оксана говорит, что в этом году во всех лагерях решено устроить дальние походы. Ночёвки в палатках под звёздным небом, переправы через глубокие овраги, неизведанные места…
Сколько новых звёздочек прибавится, наверно, у каждого!
Правда, Мая предупредила, что будет выдавать их очень строго — только за интересное и полезное путешествие. А если все будут интересными? Ведь впереди целое лето!
А осенью они уже будут учениками шестого класса. Подумать только — шестого!
90. ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА
— Марина, положи скрипку в сетку, она там не будет тебе мешать.
— Коля, ты бы помог девочке.
Это говорят матери: Елена Ивановна и Клавдия Мироновна.
Марина и Коля едут одни. В день отъезда всей смены Марина прихворнула. И Коля тоже остался. Путь недалёкий, но всё же… Во-первых, от поезда добираться до лагеря. Во-вторых, ехать несколько часов.
Марине кажется, что это уже начало какого-то далёкого путешествия.
У неё через плечо — дорожная сумка. Там билет и деньги. В плетёной сумке — еда на двоих. Это Клавдия Мироновна уложила.
Коля кладёт эту сумку в сетку. Но футляр со скрипкой он, подумав, оставляет на скамейке, рядом с Мариной. Так спокойнее — не упадёт.
— Смотри, Марина, скрипку сразу же сдай на хранение, — говорит Елена Ивановна. — И вообще зря ты её взяла — всё равно не будешь играть.
— Что ты, мама, — говорит Марина, высовываясь в окно, — как не буду? Ведь Алексей Степаныч дал мне столько интересного! Мама, «Песню без слов» дал — Чайковского! Понимаешь?
— Коля, ты помоги девочке, когда приедете, — шепчет Клавдия Мироновна, но Марина услышала.
— Мне помогать? — смеётся она. — Вот ещё! Зачем?
Но, когда поезд трогается и она оглядывается вокруг — на незнакомых людей, ей вдруг делается очень приятно, что Коля тут.
Правда, в первую половину пути они почти не разговаривают. Коля читает, а Марина смотрит в окно — на бегущие мимо поля, берёзки, дачные платформы.
В лагерь они приедут вечером, но их, кажется, встретят. А если не встретят — не беда, они с Колей дойдут и сами. Даже интересно! Правда, одной было бы скучновато идти.
Марина оборачивается и смотрит на Колю. Читает. Серьёзный какой! И не подумаешь, что это тот самый Коля Гриненко, который мешал Лёне заниматься, а её однажды назвал пиликалкой.
Правда, это было уже очень давно, почти в самом начале школьного года.
Коля чувствует Маринин взгляд и поднимает голову от книги.
— Может, хочешь поесть? — спрашивает он. — Тут у нас в сумке всякая еда.
Скажи пожалуйста, заботится! Как о маленькой.
— Нет, я не хочу, — отвечает Марина. — Мне надоело в окно смотреть. Подвинься!
Марина осторожно отодвигает скрипку и садится рядом с Колей.
— Неужели будешь там заниматься? — говорит Коля, кивая на скрипку.
— Буду, — уверенно отвечает Марина. — Хоть по часу в день. Знаешь, Коля, мне ведь Алексей Степаныч столько интересного дал на лето!