— Поди, просись ночевать и скажи там хозяину: когда я приду в избу и скашляю первый раз, чтобы был самовар готов; когда скашляю второй раз — ужин, и третий раз — постель чтобы готовили!
Работник сделал наоборот. Он так сказал, когда просился ночевать:
— У меня, — говорит, — батюшка совестливой. Когда он придет в избу и скашляет первый раз, чтобы баня готова, а второй раз — чашку холодной воды, а третий раз — постеля готова.
Так все, понятно, и сделали хозяева, как говорил работник.
И работник проделывал это три ночи.
Но стали ночевать они последнюю ночь, поп очень захотел есть.
Разбудил своего работника и говорит:
— Я видел: вчера баба поставила квашню; хотя бы мне теста похлебать!
Работник принес ему теста, и поп рукой хлебает.
Когда он кончил свою похлебку, и говорит:
— Где бы мне руки помыть?
— А вон стоит кружка с квасом, поди мой! — говорит работник.
Поп так и сделал. Затолкал обе руки в кружку, и когда вымыл, потянул свои руки, а они затянулись в узком горлышке.
— Работник, руки-то я не могу добыть, — говорит поп.
А работник был продувной.
— Поди, вон на лавке лежит точило, разбей ее [кружку].
А на лавке спал плешатой старик; ночь была месячна, плешь у старика-то и сияет, как точило. Вот, поп подходит и хлоп старика по плеши. Старик как закричит:
— Сыновья, вор здесь! Бьют меня!
Поп в испуге убежал на улицу.
Работник ушел за ним. И у него руки еще в кружке.
— Ну как, работник? О что я разобью свою кружку?
И в то время старуха вышла на волю (до ветру). Работник и говорит:
— Вон у столба стоит корга!
Как поп подходит и хлоп старуху по голове. И опять крик. Поп чуть не плачет со своей кружкой.
Но наконец работник освободил у попа руки.
Но вот, они поехали домой. А ночевать уже не стали в деревнях, а ночевали на поле.
Раз они ночевали. Работник и говорит попу:
— Смотри-ка, сколько волков! Нас съедят!
Он [поп] испугался и говорит:
— Что будем делать?
А работник и говорит:
— Привяжу я тебя на бичевку. Ты стань на четыре лапы и лай; а я возьму дубину и буду ходить. Волки увидят, что ходит лесник, и убегут.
Так и сделали.
Но когда рассветало — и что же? — это были обгорелые пни!
Так вот как учат скупых попов! Наверно, он вперед уже — поедет за сеном — возьмет своего хлеба.
Я, Никого, Караул
Жил-был поп, только двое с попадьей, а скота было много, управляться некому. Пошел поп казаков нанимать, встречу мужик:
— Куда пошел?
— А куда глаза глядят.
— А ко мне нейдешь?
— Отчего, можно.
— А сколько жалованья в год?
— Пятьдесят рублей.
— А как зовут тебя?
— Меня зовут Я.
Дал ему [поп] задатку десять рублей, работник отправился домой, сам пошел дальше. Мужик оббежал кругом, опять валит навстречу.
— Куда пошел?
— А куда глаза глядят.
— А ко мне нейдешь?
— Отчего, можно.
— А сколько жалованья в год?
— Пятьдесят рублей.
Дал тридцать рублей задатку.
— А как тебя зовут?
— А Никого.
— Ну, иди, карауль дома моего!
Опять мужик оббежал и идет навстречу.
Поп думает:
— Что это все мне мужики-то рыжи попадаются?
— Здравствуй, батюшка.
— Куда пошел?
— А куда глаза глядят.
— Ко мне нейдешь?
— Отчего, можно.
— А сколько жалованья?
— Пятьдесят рублей.
Дал задаток.
— Как тебя зовут?
— Караул.
Казака отправил домой, сам пошел вперед. Мужик шел с деньгами и ушел совсем.
Мало поп домой вернулся, подошел и кричит:
— Ей! Я, Никого, Караул, встречайте!
Матушка вышла, встречает:
— Что ты, батюшка, ведь никого нету!
— Где же казаки мои?
— Нет, не бывали!
Поп разгорячился, побежал настигать. Бежал, бежал, услыхал, мужик дрова в лесе рубит.
Поп кричит:
— Ей! Бог на помощь!
— Спасибо!
— Что делаешь?
— Дрова рублю!
— А кто тут?
— А я.
Поп обрадовался:
— А, это ты и есть! А еще кто есть?
— А никого!
— Никого? Вас двое тут!
Взял рябиновый батог и побежал за мужиком.
Мужик бежит и кричит!
— Караул, караул!
Поп настиг мужика и давай дубцом бить.
— Вас и все трое тут!
Мужики ехали, их розняли, а то бы поп мужика до смерти забил!
Суд о коровах
В одной деревне жил-был поп да мужик; у попа было семь коров, у мужика была только одна, да хорошая! Только поповы глаза завистливы; задумал поп, как бы ухитриться да отжилить у мужика и последнюю корову: «Тогда было бы у меня восемь!».
Случился как-то праздник, пришли люди к обедне, пришел и тот мужик. Поп вышел из алтаря, вынес книгу, развернул и стал читать середь церкви:
— Послушайте, миряне! Аще кто подарит своему духовному пастырю одну корову — тому бог воздаст по своей великой милости: та одна корова приведет за собой семеро!
Мужик услыхал эти слова и думает: «Что уж нам в одной корове? На всю семью и молока нехватает. Сделаю-ка я по писанию, отведу корову к попу. Может и впрямь бог смилуется».
Как только отошла обедня, мужик пришел домой, зацепил корову за рога веревкою и повел со двора к попу. Привел к попу:
— Здравствуй, батюшка!
— Здорово, свет, что хорошего скажешь?
— Был я сегодня в церкви, слышал, что сказано в писании: кто отдаст своему духовному отцу одну корову, тому она приведет семеро. Вот я, батюшка, и привел к вашей милости в подарок корову.
— Это, хорошо, свет, что ты помнишь слово божее! Бог тебе воздаст за то седьмерицею. Отведи-ка, свет, свою корову в сарай и пусти к моим коровам.
Мужик свел свою корову в сарай и воротился домой. Жена ну его ругать:
— Зачем, подлец, отдал попу буренку? С голоду что ли нам пропадать, как собакам?
— Эка ты дура, — говорит мужик, — разве ты не слыхала, что поп в церкви читал? Дождемся, наша корова приведет за собой еще семь: тады похлебаем молочка досыта!
Целую зиму прожил мужик без коровы. Дождались весны. Стали люди выгонять в поле коров, выгнал и поп своих. Вечером погнал пастух стадо в деревню; пошли все коровы по своим дворам, а корова, что мужик попу подарил, по старой памяти побежала на двор к своему прежнему хозяину: семеро поповых коров так к ней привыкли, что и они следом за буренкою очутились на мужицком дворе. Мужик увидал в свое окошко и говорит своей бабе:
— Смотри-кась, ведь наша корова привела за собой целых семь. Правду читал поп: божее слово завсегда сбывается. А ты еще ругалась. Будет у нас теперича и молоко, и говядинка.
Тотчас побежал, загнал всех коров в хлев и накрепко запер.
Вот поп видит: уж темно стало, а коров нету, и пошел искать по деревне. Пришел к этому мужику и говорит:
— Зачем ты, свет, загнал к себе чужих коров?
— Поди ты с богом! У меня чужих нет, а есть свои, что мне бог дал: это моя коровушка привела за собой ко мне семеро, как помнишь, батька, сам ты читал на празднике в церкви.
— Врешь ты, сукин сын! Это мои коровы.
— Нет, мои!
Спорили-спорили. Поп и говорит мужику:
— Ну, чорт с тобой. Возьми свою корову назад; отдай хоть моих-то!
— Не хошь ли..?
Делать нечего, давай поп с мужиком судиться. Дошло дело до архирея. Поп подарил его деньгами, а мужик холстом, архирей и не знает, как их рассудить.
— Вас, — говорит им, — так не рассудишь. А вот что я придумал: теперь ступайте домой, а завтра из вас кто придет раньше утром ко мне, тому и коровы достанутся.
Поп пришел домой и говорит своей матке-попадье:
— Ты, смотри, пораньше меня разбуди завтра утром.
А мужик не будь дурак, как-то ухитрился, домой-то не пошел, а забрался к архирею под кровать. «Здесь, — думает себе, — пролежу целую ночь и спать не стану, а завтра рано подымусь — так попу коров-то и не видать».
Лежит мужик под кроватью и слышит: кто-то в дверь стучится. Архирей сейчас вскочил, отпер дверь и спрашивает:
— Кто такой?
— Я — игуменья, отче!
[Мужик слышит, как разнежившийся архиерей спрашивает мать-игуменью: «Что это у тебя?» — «Это, святой отец сионские горы, а ниже — и долы», и т. д.]
Пошел [архиерей] проводить мать-игумению. Тем временем мужик потихоньку выбрался и ушел домой.
На другой день поп поднялся до света, не стал и умываться — побежал скорей к архирею. А мужик выспался хорошенько, проснулся, — уже давно солнце взошло, — позавтракал и пошел себе потихоньку. Приходит к архирею, а поп давно его ждет:
— Что, брат, чай, за жену завалился? — посмеевается поп.
— Ну, — говорит архирей мужику, — ты после пришел...
— Нет, владыко, поп пришел после; нешто ты позабыл, что я пришел еще в то самое время, как ты ходил сионскими горами...