– Неужели же во всем городе нет ни одного барабанщика?
– Ваш предшественник построил дом-ловушку и убил всех барабанщиков, – сказали царю.
– За что он их убил? – спросил царь.
– Один из них, Мота Тисса, был царем. Тогда все барабанщики возгордились, и следующий царь их убил.
Царю рассказали историю дома-ловушки, и он повелел объявить, что тому, кто приведет к нему барабанщика, он даст столько добра, сколько сможет унести слон. Гамарала и дядюшка-прачка пришли к царю и сказали:
– Мы приведем к вам барабанщика, – и отдали царю юношу, которого они воспитывали.
Царь велел надеть на него нарядные одежды, усадил на празднично украшенного слона и велел юноше бить в барабан и объявлять новость.
А юноша совсем не умел бить в барабан. Гамарала и дядюшка-прачка, воспитывавшие его, сказали:
– Бей в барабан так: «Твоя мать – Танги, твой отец – Тонги. Танги и Тонги, Танги и Тонги».
Юноша принялся бить в барабан, как научили его гамарала и дядюшка-прачка, и разнес весть по всему городу.
Юноша не мог ткать очень много – он был постоянно занят по хозяйству. Поэтому царь сказал ему:
– Возьми в жены любую женщину.
А гамарала и дядюшка-прачка посоветовали:
– Твой род погубил кузнец, который построил дом-ловушку. Поэтому возьми себе в жены женщину из касты кузнецов.
Юноша женился на женщине из касты кузнецов. Царь богато наградил его, и юноша-барабанщик счастливо зажил в этом городе.
147. Царь огуречного поля.{257}
В одной стране жил царь. Все свое время он проводил в играх и развлечениях, а управлением страны почти и не занимался. Все за него решал главный министр.
И вот взбрело царю на ум расчистить участок и посадить огурцы. Сказано – сделано. Подыскал он подходящий участок, приказал доставить семена огурцов, дождался наступления месяца иль, когда должны были выпасть обильные дожди, нашел толкового крестьянина и поручил ему вырастить огурцы. А крестьянин был очень добросовестным человеком, и уж если брался за какое дело, то все до мелочей выполнял очень тщательно. А тут тем более: ведь приказ исходил не от кого-нибудь, а от царя, так что взялся он за работу со всей ответственностью. Расчистил участок от зарослей, поджег вырубленные кусты и деревья, выкорчевал пни, вспахал землю, обнес участок изгородью и стал ждать, когда пойдут дожди. Наступил дождливый сезон, и земля основательно напиталась водой. Крестьянин узнал у астролога благоприятный день для начала работ и засеял поле. Но и после этого он не пошел домой, как сделали бы другие, сказав: «Растите сами», а выстроил на поле сторожку{258} и поселился в ней, днем и ночью охраняя посевы. Земля была плодородная, день для посадки огурцов был выбран правильно, уход был превосходный, и семена проросли и дали такие красивые побеги, что и смотреть-то на них было приятно.
Царь часто наведывался на огуречное поле, приходил сюда, как в свой дворцовый сад. Скоро на длинных побегах распустились цветы и завязались плоды, отливавшие золотом по всему полю. При виде этого царя обуяла жадность. Позвал он крестьянина и строго-настрого ему наказал:
– Никому не позволяй рвать огурцы. Сторожи поле днем и ночью и следи, чтобы воры даже не приближались к нему.
С этими словами царь дал крестьянину лук и стрелы. За что бы крестьянин ни брался, он все делал добросовестно. Вот и стал он днем и ночью сторожить поле.
А царя такая жадность обуяла, что решил он проверить, хорошо ли стережет крестьянин огурцы, не рвет ли их кто-нибудь. И вот однажды ночью царь переоделся вором и отправился на поле. Как настоящий вор, он тайком перелез через изгородь и начал рвать огурцы. Крестьянин увидел это, вспомнил повеление царя, натянул тетиву и выстрелил в вора. Тот упал. Крестьянин подошел к нему и убедился, что он мертв. И показалось ему при свете звезд, что мертвый вор очень похож на царя. Испугался крестьянин, да как не испугаться! Зажег он факел, присмотрелся, увидел на пальце вора драгоценный перстень и понял, что это точно царь.
От страха у крестьянина душа в пятки ушла. Что же теперь делать?! Той же ночью, никому ничего не сказав, отправился он прямиком к великому министру, пал ниц перед ним, рассказал обо всем без утайки и принялся молить о пощаде.
Великий министр задумался. Думал он, думал и, наконец, принял решение. Если он накажет крестьянина, то ему самому от этого никакого проку не будет: кто-то другой станет царем, а сам он не сможет занять трон. И решил он тайком ото всех возвести на царство крестьянина, чтобы самому править страной по своей воле.
Сказано – сделано. Пошли они с крестьянином на поле, прямо там же закопали тело царя, а потом министр надел на крестьянина царские регалии, ввел его в курс всех государственных дел и возвел на трон.
Найдется ли такой дурак, что откажется от царства, когда оно само плывет в руки?! Чем же хуже этот крестьянин? Не колеблясь, принял он царство, как нечто должное.
Очень скоро царь огуречного поля приобрел царскую мудрость и царское величие. А ведь был он таким человеком, что к любому долу привык относиться добросовестно. Не стал он обращать слишком большого внимания на то, что говорили другие вокруг него, а правил страной, следуя закону и справедливости.
Ну а тайну навеки не сохранишь. Жители страны узнали, как крестьянин, растивший огурцы, стал царем. Но это не вызвало у них неудовольствия. А почему бы и нет? Ведь при новом царе народу жилось куда лучше, чем при прежнем. Более того, новый царь восстанавливал справедливость, попранную прежним царем. Всякий, кто жаловался на прошлые беззакония, мог рассчитывать на защиту царя огуречного поля.
А в былые времена великий министр чрезмерно пользовался своей властью и силой присваивал себе чужие земли. Прежнему царю сколько ни жаловались, он всегда принимал сторону министра.
– А ведь наш огуречный царь все вопросы решает справедливо, – решили люди, обиженные великим министром. – Пойдем-ка к нему и пожалуемся, пусть восстановит справедливость.
Пришли они к царю и рассказали ему обо всех беззакониях, творимых великим министром.
Царь выслушал показания обеих сторон, исследовал историю вопроса, изучил права наследства тех и других и пришел к выводу, что у великого министра нет прав на эти земли и что он их присвоил незаконно. И вынес царь такой приговор:
– Пусть даже мне придется сойти с трона и вернуться на огуречное поле, я не отойду от справедливости ни на шаг. Эти земли не принадлежат великому министру.
Великий министр был вынужден вернуть земли.
148. Как садовник стал царем.{259}
Рассказывают, что в одном городе жил царь. Захотел он посадить сад и объявил повсюду о своем желании.
Один человек вызвался сделать это, и царь снабдил его всем необходимым. Садовник прорыл оросительные канавки, обнес сад изгородью и посадил множество самых разнообразных растений. Однажды царь пришел взглянуть на сад. Увидал он там зреющие апельсины, мандарины, рос там и сахарный тростник и многое-многое другое. Царь велел садовнику как следует следить за садом.
Прошло несколько дней, и царь сказал садовнику:
– Возьми лук и стрелы и, если в сад заберутся воры, стреляй.
Садовник запомнил приказ царя.
Прошло еще несколько дней, и однажды царь сказал великому министру:
– Пойдем проверим, как садовник стережет сад.
– Ведь вы же отдали приказ стрелять во всякого, кто проникнет в сад, – возразил министр. – Не стоит нам туда идти.
– Да он уж спит давно, – отмахнулся царь.
Снял глупый царь с себя царские регалии, переоделись они с министром ворами, под покровом ночи прокрались в сад и стали рвать апельсины. Садовник проснулся, взял лук, пустил в царя стрелу и убил его. «Что же нам теперь делать?» – задумались садовник и министр. В конце концов, министр решил:
– Что должно было случиться, случилось.
Велел он садовнику выкопать яму. Закопали они мертвого царя, и министр отвел садовника во дворец. Там министр возложил садовнику на голову корону, надел царские регалии и усадил на трон. Все придворные и чиновники почтительно склонились перед царем в знак повиновения. И лишь один великий министр не сделал этого.
И решил тогда царь рассказать министру притчу, подозвал его и сказал:
– В лесу растут разные деревья. Когда срубают дерево ценной породы, его очищают от коры, обтесывают, обстругивают и строят придорожный навес для путников. И под этим навесом останавливаются как люди высокого происхождения, так и люди низкого происхождения. Так или нет?
– Так, – согласился министр, – все останавливаются под навесом.
– У всех в мире есть свое дело: и у людей, рожденных министрами, и у людей, рожденных никем, – наставительно произнес царь.
С того дня великий министр стал оказывать должное почтение царю. А царь справедливо и добродетельно правил страной.