Денис Эдвардович Емельянов
Старый Ворон
Мышонок сидел возле выхода из норки и смотрел на лес. Листья деревьев пожелтели и Ветер, как расшалившийся сорванец дергал и отрывал их. Поиграв ими немного, он бросал их, и желтые листья, кружась, падали на землю. А ветер уже стремился оторвать новые, но и с ними он забавлялся недолго.
Мышонок смотрел на тихий танец падающих листьев и ему становилось немножко грустно.
– Мне так нравилось слушать их шелестящий шепот. Они все лето разговаривали с Ветром, а теперь он бросает их на землю, как надоевшие игрушки, – тихо проговорил Мышонок.
– Нет, пожалуй, ты несправедлив к Ветру, – услышал он чей-то хриплый голос. На толстом суку растущей неподалеку березы сидела большая черная птица.– Просто пришло их время. Листья должны вернуться на Землю. Ведь Земля кормила деревья все лето и теперь они отдают Земле свой долг. Пройдет время и эти опавшие листья тоже станут землей. Это плата.
– Кто вы такой, вы очень похожи на ворону. Мама мне говорила, что такие, как вы, могут меня обидеть.
– Обидеть? Я слишком стар для таких глупостей. Я действительно Ворон, я живу в этом лесу очень давно. Видишь это упавшее дерево? Я помню его молодым и зеленым, помню, как на нем весной появлялись почки и как осенью листья, пожелтев и засохнув, падали, кружась, на землю. Да, мы все, как листья, появляемся молодыми и яркими и тянемся к свету. Совсем недолго мы полны жизни, но потом засыхаем, нас срывает Ветер и мы падаем вниз. Однажды так произошло и с самим деревом. Оно ослабло, его корни больше не могли сдерживать силу Ветра. Теперь ты видишь то, что от него осталось.
Ворон закрыл глаза и надолго умолк. Казалось, он совсем забыл о Мышонке.
– Вы спите? – осторожно спросил Мышонок.
– Нет, я думаю.
– А о чем вы думаете?
– О своей молодости. Тогда казалось, что нужно свить самое большое гнездо, летать выше всех, прогнать из леса тех, кто слабее тебя. Теперь все иначе. Оказалось, что для того, чтобы жить полной жизнью, нужно очень мало. Всего лишь крепкий сук на старом дереве, немного спелых зерен, да глоток воды. Этого довольно.
Ворон снова надолго замолчал, и, казалось, погрузился в сон.
– Мне кажется, что мы могли бы подружиться, если вы захотите остаться здесь подольше. А теперь мне пора, – сказал Мышонок и, тихонько ступая, побежал прочь от старой березы.
Наступила осень, – думал он. А когда она закончится, будет зима. Нужно хорошо подготовиться. Зима – это серьезное испытание для всех зверей и птиц в лесу.* * *Для того, что бы пережить долгую и холодную зиму, маленькому Мышонку нужно было собрать большой запас вкусных зернышек. Просторная и сухая кладовая была готова и Мышонок начал наполнять ее припасами. Целый день он искал самые спелые и вкусные семена растений и тащил их в норку. Посередине кладовочки начала расти кучка из аккуратно сложенных семечек и колосков.
– Нужно наполнить ее до самого потолка, тогда на зиму должно хватить. Зимой мне больше негде будет взять еду, все замерзнет и будет покрыто снегом и льдом. Так меня учила Мама, – говорил себе Мышонок и снова отправлялся в путь.
В поисках спелых колосьев Мышонок забирался все дальше и дальше от своего домика. В один из дней он долго пробирался между стеблей высокой травы, и наконец выбрался к подножию небольшого холма. Вдруг его ослепил яркий солнечный зайчик. Прямо перед ним из земли бил маленький родничок. Отражаясь от его воды, как от крохотного зеркальца, солнечный лучик заставлял Мышонка щурить глазки.
– Какой ты красивый! – заворожено проговорил Мышонок. Осторожно ступая, он подошел к краю воды и потянулся к ней своим маленьким носом. Вода в родничке была холодная и удивительно чистая. Мышонок закрыл глаза и сделал несколько больших глотков.
– До чего же вкусно. Можно я еще посижу тут с тобой? Мне кажется, что ты очень добрый. Мне так хорошо просто сидеть с тобой рядом.
Вода с тихим журчанием вытекала из родничка и, превращаясь в маленький ручеек, тихо устремлялась прочь.
– Ну, мне пора, – прошептал Мышонок, – приятно было познакомиться.* * *Вернувшись ко входу в норку, Мышонок увидел, что Ворон сидит на той же березе и внимательно смотрит на него.
– Сегодня, неподалеку отсюда, я нашел небольшой родничок. Из него вытекает ручеек, он такой крохотный, что даже я могу его перепрыгнуть, а ведь я очень маленький. И вода была… такая вкусная!
– Это большая удача, малыш. Если в лесу ты встретил родник, ты можешь торопливо напиться и, утолив жажду, побежать дальше, даже не поблагодарив его. Но если ты остановишься и будешь пить медленно, ощущая вкус каждого глотка, то родник начнет разговаривать с тобой. Он расскажет тебе о том, как его вода была сначала огромной грозовой тучей и под отблески молний проливалась на Землю, старательно умывая ее. О том, как капли собирались в самом сердце Земли, как она очищала воду от гневливости тучи и вода успокаивалась, набирая силу и нежность. Словно молоко матери, Земля дарит всем своим детям этот родник в лесу и готова напоить каждого, кто окажется рядом. И если сердце твое открыто, ты узнаешь, как в глубине леса этот родничок ждал именно тебя, днем играя с солнечными лучами и наливаясь светом, а по ночам звезды смотрелись, прихорашиваясь, в его маленькое зеркальце. Поэтому, напившись свежей и прохладной воды из лесного родника, не торопись уходить – поблагодари его и тогда, быть может, ты еще встретишь его на своем пути.
– Мне было так хорошо с ним рядом, – улыбнулся Мышонок, – что совсем не хотелось уходить. Завтра я постараюсь снова его навестить. – Ты правильно себя вел малыш, значит, я в тебе не ошибся, – задумчиво проговорил Старый Ворон.
* * *Так маленький Мышонок подружился со Старым Вороном. Набегавшись по окрестностям в поисках запасов на зиму, Мышонок усаживался возле старой березы и спрашивал Ворона обо всем, что хотел узнать:
– Вы так долго живете на свете, столько всего видели и, наверное, вы очень многое понимаете. Скажите, когда, наконец, я буду знать все, и мне не надо будет больше учиться?
– Стремиться к новым знаниям ты должен всю свою жизнь, малыш. Но никто не сможет тебя ничему научить, если ты сам не будешь стараться понять этот мир. Учитель может помочь тебе лишь выбрать направление, а пройти путь ты можешь только самостоятельно.
– А кто он, этот учитель?
– Каждый, кто встретится тебе на пути, может оказаться твоим учителем. Их может быть много в твоей жизни.
– Раньше меня всему учила Мама, и еще у меня был друг – Подснежник, я часто вспоминаю его.
– Можно многому научиться даже у старого пня или у камня на берегу ручья, нужно только суметь быть внимательным и стараться вникнуть в суть вещей. Тогда мир распахнется для тебя, и ты поймешь, как он многообразен, и в то же время управляется по одним и тем же правилам и законам.
– Одним и тем же для деревьев, для камней и для мышат?
– Земля и деревья, вода и ветер, птицы и животные – все подчиняются одним и тем же законам. И ты тоже им подчиняешься. Поэтому, если ты будешь достаточно проницателен, то сможешь, наблюдая за тем, что окружает тебя, понять, для чего ты сам пришел в этот мир.
Когда ты в следующий раз пойдешь к роднику, посмотри на маленький ручеек, который вытекает из него. Посмотри внимательно. Вода такая мягкая и кажется такой слабой, но как велико ее терпение. Изо дня в день, пробивая себе путь, работая, не останавливаясь, ручей может размыть любые препятствия. Так и ты, если будешь настойчив и трудолюбив, сможешь добиться многого.
* * *С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. Небо все чаще было затянуто серыми неприветливыми облаками, из которых иногда моросил колючий и неуютный дождик. Почти все листья уже облетели с деревьев, и лес стоял голый, и от этого казался каким-то хмурым и озябшим.
Рассвело, и Мышонок привычной дорогой побежал к родничку. Он полюбил тихонько сидеть у воды и слушать ее тихое журчание. Но в этот раз ручейка не было слышно. Маленькое водяное зеркальце покрылось блестящей корочкой льда. Грустный вернулся Мышонок к своему домику.
– Зима совсем близко. Я слышу ее шаги, – чуть слышно произнес Ворон.
Мышонок поднял голову и внимательно посмотрел на Старого Ворона. Тот сидел нахохлившись и смотрел куда-то вдаль.
– Скажите, если все должны учиться всю жизнь, то чему и у кого учитесь вы? Вы ведь и так почти все знаете.
– Сейчас ты мой учитель.
– Я? Я же такой маленький и знаю так мало. Чему же вы можете у меня научиться?
– Умению радоваться жизни, каждому ее мгновению. Чем старше я становлюсь, тем труднее мне радоваться всему вот так просто, как будто я снова стал маленьким птенцом. Только теперь я понял как это важно. Наверное, я жил так долго для того, что бы успеть понять это. Спасибо тебе малыш.