Она хромала и визжала, но злость, как всегда, прибавляла силы, и она упрямо бежала по следу Кролика.
Кролик истратил почти все свои чары, а Дикая Кошка не отставала. Он собрал последние силы, нагрыз охапку сосновых веток, бросил их на середину реки, которая весело плескалась и не замерзала в самые крепкие морозы, вскочил на них и сел на задние лапки, озираясь по сторонам. Увидев, что на прибрежной сосне сидят соколы, он громко закричал им:
— Соколы! За вами гонится хитрый охотник! Он поклялся уничтожить всю вашу стаю. Я могучий чародей и спасу вас, Соколы, садитесь на мой плот!
Соколы слетелись и расселись вокруг Кролика, в страхе захлопали крыльями.
Дикая Кошка уже добежала до реки и увидала Кролика.
— Теперь не уйдешь от меня! Наконец-то, наемся всласть.
Она уже хотела прыгнуть, но вдруг явственно увидала, что по широкой, бурной реке плывет большой плот, на нем стоит Великий Вождь, в волоса у него два лебединых пера, а кругом стоят индейцы, вооруженные ружьями, и оглушительно стреляют в нее. Перепуганная Дикая Кошка в ужасе упала на снег, закрыла голову лапами и зажмурила глаза…
Неизвестно, сколько она пролежала, но когда очнулась, то на реке никого не было.
— Все равно ему придется возвращаться в лес, вот тогда подкараулю его и съем, — думала Дикая Кошка, зализывая раны.
Только Кролик пошел домой совсем другой дорогой, а Дикая Кошка ждет его у реки до сих пор.
Три племени
Когда-то племя Красных Цветов, Черничное племя и Земляничное племя были едины и жили в Скалистых горах. Теперь эту историю все забыли, в чем, без сомненья, замешаны волшебники и Духи. А случилось все вот как.
Однажды вождю Горных индейцев во сне явился Дух Нэпавин и приказал всем племенам спуститься с гор и завоевать прерии. Задумчивым ходил весь день вождь Орлиное Перо, а когда солнце стало садиться в розовую тучку, он велел своей жене, Ореховой Ветке, принести большую глиняную миску с водой и поставить в темном углу вигвама. Их маленький сын, Белка, бегал тут же, но увидев, что родители собираются колдовать, притих и насторожился.
— Смотри пристально в воду! — приказал вождь жене.
Ореховая Ветка наклонилась над водой и послушно стала смотреть, сидя на корточках. Долго и пристально она наблюдала воду в миске. Орлиное Перо и Белка тоже сидели не шевелясь, как вдруг вода зарябилась.
— Что ты видишь? — нетерпеливо спросил вождь.
— Вижу ноги! Много ног. Они идут в одном направлении.
— Что видишь еще? Смотри пристальнее!
— Теперь вижу пони. Они тащат волокуши, за ними идут женщины с детьми…
— Смотри лучше!
— Я вижу великого вождя, Орлиное Перо! Мой муж идет впереди всех! За ним пони тащат шесты вигвама, а на них сидит мальчик! Да это же наш сын, Белка! Я узнала его. А теперь вижу себя, я иду сзади. Вижу всех старейшин племени и их жен. Все идут с грузом и ведут пони с кладью.
— Женщина! Разве ты не видишь битвы? Разве не видишь вождя Орлиное Перо с томагавком в руке и поясом, увешанным скальпами врагов? Сам Дух Нэпавин повелел нам идти войной на индейцев прерий, завоевать их земли и поселиться там. Смотри хорошенько!
— Нет, великий вождь, ничего этого не вижу. Только ноги, много мелькающих ног… Теперь все пропало.
Орлиное Перо достал боевой барабан, стал ударять в него, созывая старейшин и воинов. Когда все пришли, он произнес:
— Великий Дух Нэпавин приказал нам снять наши вигвамы, погрузить их на пони и всем племенем спуститься с гор в долину.
Впереди пойдут вооруженные воины. В прериях мы нападем на наших врагов и отнимем их землю. Так повелел Великий Дух Нэпавин!
Все мужчины сказали:
— Уг! — что означает «да» и закивали головами в знак согласия. А жена старейшины, Горный Цветок, тихонько шепнула своей подруге, Ореховой Ветке:
— Когда мужьям надоедает мирная жизнь, они всегда видят во сне Духов, которые требуют войны. Видно, придется свертывать вигвам и натирать своего старейшину боевой краской.
Вскоре вся деревня пришла в движение: связывали имущество, разбирали вигвамы, готовились к переселению. С первыми лучами солнца по горным тропинкам двинулась длинная цепь переселенцев. Впереди шел вождь Орлиное Перо, сверкая свежей боевой краской, с высоко поднятой гордой головой. За ним ехал его сын Белка на шестах вигвама, прикрепленных к пони. Потом шли воины, женщины, старики, дети, все несли поклажу и вели пони. Так по горным тропинкам они шли весь день, только к вечеру спустились в предгорье и остановились на поляне, окруженной со всех сторон деревьями. Женщины развели костры, стали готовить ужин, устраиваться на ночлег.
Когда все уснули. Дух Прерий, недовольный переселением горных индейцев и предстоящим кровопролитием, высыпал на них целую пригоршню семян волшебных Красных Цветов. Утром все были восхищены лужайкой, сплошь покрытой душистыми Красными Цветами.
— Какая прелесть! — воскликнула жена старейшины Горный Цветок. — Зачем идти дальше? Здесь так хорошо! Право, тут красивее, чем в наших горах. И она стала просить мужа остаться.
— В самом деле, пожалуй, женщина права. Зачем идти дальше? Останемся тут и будем называться Мискодит, племя Красных Цветов.
Орлиное Перо даже не обернулся, он гордо поднял голову и зашагал вперед. За ним двинулись волокуши Белки, Ореховая Ветка и большая часть племени. Они молча шли весь день, на ходу утоляя голод сушеным оленьим мясом. Орлиное Перо остановился только тогда, когда стало темнеть. Ореховая Ветка развела костер и сварила еду. Весь лагерь ужинал и располагался на ночлег.
Дух Прерий увидел, что индейцы ушли далеко от родных мест, и им овладело беспокойство:
— Еще два дня пути, они увидят прерии, и тогда не предотвратить кровопролития. Он взял пригоршню волшебных семян Черники и посеял их вокруг стоянки горного племени.
Наутро вся трава была покрыта спелыми, голубоватыми ягодами. Жена одного из старейшин увидела Чернику, попробовала и угостила своего мужа. Все женщины и дети собирали сладкие ягоды. А проворный Белка набирал целыми горстями и заталкивал в рот.
— Зачем идти дальше? — спросил старейшина, тот, который первым попробовал волшебные ягоды. — Мы лучше останемся здесь и будем называться (Минага) Черничным племенем.
— Кто не достоин слышать голос Великого Духа Нэпавина, кто хочет есть ягоды минага, тот может остаться. Мы пойдем вперед, — и Орлиное Перо двинулся в путь. За вождем понуро поплелись Ореховая Ветка и половина племени.
Маленький Белка еще долго собирал ягоды в корзиночку, а потом бегом догонял своего пони.
Дух Прерий увидел, что Орлиное Перо упрямо идет вперед, его воины выкрашены боевой краской, хмуро шагают за вождем и обеспокоился еще больше: этому пора положить конец, сказал Дух и вынул свои самые драгоценные волшебные семена.
— Право, эти слишком воинственные горцы не стоят Волшебной Земляники! Но иначе их не задержать!
Усталые воины легли спать, доев последние остатки запасов, а Орлиное Перо поужинал полусырыми грибами, собранными для него проворным Белкой.
Ночью Дух Прерий посеял пригоршню волшебных семян земляники. Утром Ореховая Ветка проснулась от сладкого аромата, наполнявшего воздух. Она нагнулась и сорвала красную, душистую земляничку. Ягодка была очень вкусна. Она угостила Орлиное Перо горсткой сладчайших ягод.
Не только женщины и дети, но и суровые воины собирали ягоды. Сам Орлиное Перо, великий вождь, как малыш Белка, жадно ел землянику. Одамин — волшебная ягода! Она заставила забыть про войну. Воины смыли боевую краску с лица и тела, поставили мирные вигвамы на Земляничной Поляне. Орлиное Перо назвал свой народ (Одамин) Земляничным племенем. А прерии были совсем близко. Так появились между горами и прериями три новых племени: Мископит — племя Красных Цветов, Минага — Черничное племя и Одамин — Земляничное племя. А когда-то они были одним племенем и жили в скалистых горах.
Опечи
Когда-то в Канаде не было птиц-красно-грудок, опечи… А жил в одной деревне очень ленивый мальчик, Опечи. Когда все его сверстники охотились на кроликов и лисиц, лентяй грелся на солнышке, слушал пение птиц и с аппетитом ел то, что добывал на охоте отец и стряпал для него. Сколько ни просил старик-отец поохотиться или помочь в работе, Опечи не слушал и ничему не желал учиться. Отец слишком любил его и не хотел применять силу.
Наконец, Опечи достиг возраста, когда мальчики посвящаются в охотники. К этому празднику готовятся задолго, многому нужно научиться: метко стрелять из лука, разделывать туши, читать следы, стойко переносить голод и жажду и множество разных охотничьих хитростей. Сколько отец ни уговаривал приняться за дело, Ленивый Опечи не желал его слушать. В день посвящения старый отец все-таки взял сына за руку и тоже повел его в лес вместе со всеми. Утро было тихое и ясное. Птицы и кузнечики приветствовали солнце, а юноша не мог наслушаться их песен и сам подсвистывал пернатым. На маленькой полянке, окруженной ореховыми кустами, отец сказал: