Основным занятием коми на юге было земледелие: сеяли рожь, овес, ячмень, реже пшеницу. Коми на севере в большей мере промышляли охотой на крупного зверя и дичь, рыболовством. Позднее приобщились к оленеводству. В лесах собирали ягоды и грибы, которые занимали в рационе коми большое место: грибы солили и сушили, готовили пельмени и пироги с грибной начинкой, варили ягодный кисель, ставили малиновую брагу.
Традиционный женский костюм состоял из длинной рубахи, сарафана, передника. Девушки носили налобные повязки, женщины – разукрашенный кокошник. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки, штанов широкого покроя. На зиму шили овчинные шубы и тулупы. Из обуви были распространены лапти, пимы, валенки.
Коми приняли православие в XIV веке благодаря просветительской деятельности преподобного Стефана Великопермского (1340–1396). Будучи зырянином по происхождению, святой создал первую зырянскую азбуку на основе кириллицы и древнепермских рунических знаков. Православную веру проповедовал на русском и зырянском языках, встречая противодействие местных волхвов и знахарей. Между тем, его проповедь способствовала не только просвещению коми, но и присоединению пермских земель к Московскому княжеству, для чего святитель получил от великого князя Дмитрия Донского охранную грамоту.
Несмотря на принятие православия, коми сохранили традиционные верования, наполнив христианские праздники народным содержанием. На день Флора и Лавра, а также в Ильин день приносились жертвоприношения. В Крещение и на Великий четверг совершались магические обряды. Широко бытовали поверья о колдунах и знахарях, домовых и леших. Эти мифологические персонажи стали героями многих народных песен, легенд, сказок коми. Среди них центральной фигурой являлся эпический богатырь Перя, некогда живший в верховьях реки Камы, на берегах ее притока Лупьи и получивший, подобно преп. Стефану, царскую грамоту на владение окрестными таежными лесами – Лупьей пармой.
Перя-богатырь
Коми-пермяцкая легенда
В Пермской стороне жили-были два брата – Антипа и Перя. Антипа служил в солдатах, а Перя охотничал, куниц ловил. Увидит след лося или оленя и – бегом по следу. Быстро догоняет, копьем пронзает. Была у него в лесу избушка, только Перя в ней спать не любил – душно. Круглый год спал возле нее на вольном воздухе. Когда холодало, разжигал нодью – костер, сложенный из двух бревен крест-накрест.
Обладал тот Перя неимоверной силой. Кинуть камень за десять верст было для него забавой. Как-то схватил Пера огромный валун и хотел через реку Лупью перекинуть, но сорвался валун – прямо в реку упал. Лежит там и поныне. Только летом, когда вода спадает, можно его и увидеть.
Однажды появился в столице страшный богатырь, который стал людей мучить, колесом их убивать. Никто не осмеливался померяться с ним силой. Испугавшиеся жители начали посылать смельчаков биться с тем богатырем. Когда очередь дошла до солдата Антипа, он и говорит:
– Есть у меня дома брат Перя, силы он непомерной. Не вызвать ли нам его сюда?
Послали солдата на родину, чтобы привез брата-богатыря.
Паули Г.-Т. Зырянка. Вотячка. Вотяк. Зырянин. «Этнографическое описание народов России». 1862 г. С. 136. Васнецов А. М. Тайга на Урале. Синяя гора.
И вот как-то приходит Перя в свою избушку, видит: висит на стене лук со стрелами:
– Кто же это посмел забраться в мой дом?
А брат ему отвечает:
– Это я пришел. В нашей столице страшный богатырь появился, людей колесом давит. От него много народу погибает.
– Возвращайся назад, – отвечает Перя. – Я приду на помощь.
– Побыстрей надо, – поторапливает Антипа. – Мне вон две недели до столицы добираться. А тебе сколько?
– А мне и двух дней хватит. Приду и никому не покажусь. Если понадоблюсь – ищите меня в баньке.
Подоспел Перя в столицу вовремя. Замешался в толпу, видит – катится богатырь в колесе, людей давит. Подъехал он и к Пере, ударил его в поясницу, сорвал кожаный ремень.
– Ах, ты, чертов сын, – рассердился Перя, – да я тебя с грязью смешаю!
Схватит богатыря вместе с колесом, да как шваркнет об землю – только кровавая полоска и осталась. Испугался Перя, побежал прочь:
– Человека убил! Человека убил!
Царские слуги еле-еле отыскали Перю – он в баньке парился. Привели к царю в золоченый дворец. Царь угостил его и говорит:
– Давай, ложись на мою мягкую перину и отдыхай.
На следующий день царь встал и спрашивает:
– Каково спать на моей перине?
– Хуже, чем около моей нодьи, – отвечает Перя.
– А покажи мне, что за нодья такая? – заинтересовался царь.
Перя разжег нодью под окном дворца и устроился спать:
– Нодья-матушка! Березовое изголовье! Пихтовая постель! Вот оно, красивое солнышко моей жизни!
Напоследок царь спрашивает:
– Что хочешь в награду? Проси!
– Ничего мне не надо! Лишь одно – свободно лесовать в родных лесах, охотничать в Лупьей парме.
Пожаловал царь Пере во владение Лупью Парму, да еще шелковую сеть – куниц ловить. Вернулся Перя в родимые места. Хорошо ему охотиться в Лупьей парме, верст пятьдесят до вечера обойдет.
Вот однажды расставлял Перя шелковые сети на куниц и оказался на тропе, по которой ходил на охоту сам леший. Пришел к нему леший, недовольство высказывает, а Перя ему отвечает:
– Ты, Ворса, на мои угодья не суйся! У меня на то царская грамота есть!
Тогда леший предложил потягаться на палке: кто кого перетянет – того и владения. И отправился искать подходящую палку. А Перя перевязал ту палку крепким ремнем, концы его обернул вокруг дерева, сел и держит палку за концы в руке. Напрягся леший изо всей силы, даже по дереву треск пошел. Удивился тому треску леший, спрашивает:
– Что это трещит?
– А это у тебя, Ворса, хребет трещит, – отвечает Перя.
Испугался леший и перестал тянуться. Понял, какой перед ним богатырь, и решил хитростью его одолеть.
– Давай, сейчас спать ляжем, а утром снова будем силами мериться.
– Давай.
Срубили они две сосны, сделали для ночевки костер – нодью. Леший лег по одну сторону, Перя – по другую.
– Как ты спишь? – спрашивает леший.
– Я сплю неслышно и неподвижно, как березовый чурбан, – говорит Перя. – А ты, Ворса, как спишь?
– А я, когда сплю, то так храплю, что изо рта дым валит, а из носа искры летят.
Перя затих. Вскоре леший захрапел так, что изо рта дым повалил, из носа искры полетели. Встал богатырь, положил вместо себя березовый чурбан и прикрыл своей одеждой, а сам спрятался за сосной. В полночь леший проснулся, встал, глянул через костер и говорит:
– Он и вправду спит, как чурбан.
Взял леший свое копье, положил наконечник в огонь, а когда тот раскалился докрасна, схватил копье и вонзил в чурбан с криком:
– Перя, ты у меня десятый мертвец!
Тут вышел Пера из-за сосны, натянул свой тугой лук:
– Ворса, а ты у меня второй!
И выстрелил из лука, пронзил лешего насквозь. Бросился бежать леший, бежал-бежал до самого своего жилища. Настиг его Перя на пороге, видит: тот уже мертвый лежит.
Вошел Перя в жилище лешего, со всем чертовым исчадьем расправился. Одна только девушка взмолилась о пощаде:
– Я, – говорит, – крещеная! Я была похищена из дому.
Не убил ее Перя, зажил с нею. Как-то захотела новая жена в баньке помыться. Предупредила Перю:
– Ты без стука ко мне в баньку не заходи.
Удивился Перя: как так? Почему мужу нельзя? Подкрался к баньке да без всякого стука и заглянул в нее. Видит: сняла его жена волосы со своей головы и, как зверь, зубами в них стала пощелкивать – вшей давить. Разгневался тут Перя и ведьму прибил.
Записал Н. А. Шахов. Литературная обработка Е. В. Лукина
Сокол Пипиристи
Коми-зырянская сказка
Жил один купец. Было у него три дочери. Однажды собрался он на ярмарку.
– Что же вам купить, доченьки? – спрашивает.
– Мне – гарусный сарафан, – просит старшая дочь.
– Мне – шелковый платок, – просит средняя дочь.
– А мне, – молвит младшая, – нужна сеть сокола Пипиристи.
– Ладно! – соглашается купец. – Привезу.
Поехал он на ярмарку, сарафан купил, шелковый платок купил, а сеть сокола Пипиристи нигде купить не смог. Возвратился домой, раздал подарки, а самой младшей дочери ничего не досталось. Старшие веселятся, младшая плачет.
Собрался купец на ярмарку во второй раз. Опять спрашивает:
– Что привезти вам, доченьки?
И опять старшая попросила сарафан, средняя – шелковый платок, а младшая – сеть Пипиристи-сокола.
– Ничего мне, кроме нее, не надобно! – говорит.
Васнецов А. М. Кама.
В тот раз купец целый корабль товару закупил. Старшей дочери – второй сарафан, средней – второй шелковый платок, а младшей дочери опять ничего не привез. Встретили дочери корабль: старшие радуются, младшая опять плачет.