ной, о том только Сарынь Позолота ведает!
— Эх, кабы мне твои лета-молодость да мою быва-
лую силушку! Не отстал бы от твоей ватаги ни на еди-
ный шаг. Послужил бы Семену Позолоте, как нико-
му за всю жизнь не служивал! — Это старец Аксен,
атамана заслушавшись, незаметно, шаг за шагом по-
двинулся и, стоя над ним, как на самого бога гля-
дел. А беглый монах Макарий, инок мятежный, мол-
чал. Но понял атаман Позолота, что они теперь и по-
братимы, и сподвижники.
Заходили гоголем, орлом глянули шестеро удаль-
цов, как видно стало, что их атаман хворобу поборол.
И дивно всем было, что чернец-целитель с Позолотой,
как братья родные, сердцами открытыми и дружбой
связаны. Да и монахи все до единого тому радова-
лись. Вот как-то собрались чернецы и ватажники во
единый круг Иванов день помянуть. И вожаки к ним
подсели. И поделился Макарий со всеми раздумьем
своим. Не ждал, не гадал он, что его чернецы так
дружно духом поднимутся. Первыми братья-плотники
рассудили веско, неторопко:
— Оно неплохо, кабы свою монашью обитель где-
то обжить, подале от князей да бояр. Был бы лес под
рукой — к покрову кельи выстроим из дерева самого
доброго!
Подстали тут чернецы-кузнецы беглые:
— Была бы там только порода рудная, железная.
На укрепу дубовую накуем и шпигрей, и чесноку
острого, частокол скрепим железом-обручем намерт-
во!
— Она, эта вольная жизнь под чистым небушком,
под дождем да божьей росой, приманчива, видно,
только издали. А изведавши ее, под крышу манит.
Да и одежа с обувкой при вольной-то жизни скоро
ветшают, изнашиваются. А где ее новую взять, коли
с чужого плеча, с чужой ноги не снять? Из монахов
какие уж грабители! — таково слово шварь да швец
молвили.
Оглядели на себе одежку да обувку Позолотины
молодцы, ничего не молвили, а подумали: «Давно и
нам приодеться пора. Монахам и в барахле ходить
незазорно, иные из них еще и веревкой подпоясыва-
ются, а удальцам из вольницы подай новое да нена-
деванное! »
— А я одно скажу: одна сласть мне комарей кор-
мить, что тут, на Узоле, что на другой такой реке. И
одинаково ухой кормить, что своего брата чернеца,
что удалого молодца из вольницы. Эх, привел бы гос-
подь, довелось бы порыбачить на Волге-матушке! То-
то вольготно да радостно!
После рыбаря Варнавы позамолчали все. Монахи
вольную жизнь заживо хоронили, удальцы на новую
надеялись, с везеньем да удачами. А над Аксеновой
зимницей и старицей, кружась, орел летал высоко-
, до самой Волги землю оглядывая. Старец Ак-
сен давно за ним из-под руки следил. И за всех радо-
вался. Видеть в небе орла — к счастью и удаче, к ве-
зенью во всяких делах. И крикнул старец, да так, что
сам Макарий с Позолотой вздрогнули:
— Сар-р-рынь! Не вешай головы, молодцы! Гляди
в небо! Вот орел высоко летит, птица смелая, далеко
глядит, удачу сулит! Но чую старым сердцем, приго-
дится еще вам закутка Аксенова!
С утра челны заново просмолили и на жарком сол-
нышке просушили. После того на воду их столкнули
и разное добришко в них погрузили. Со старцем Ак-
сеном простились, от берега оттолкнулись, веслами
взмахнули, за одну ночь из Узолы выплыли и мимо
Новгорода низовского проскользнули. И на низы Вол-
ги подались. Плыли день да ночь и поутру свернули
в устье реки, что с левой стороны в Волгу стремилась.
По берегам дубняки могучие, липы столетние и ели,
как стражи-монахи угрюмые. А вода в той реке опять-
таки красная. И посмеялись молодцы-чернецы, рабо-
тая веслами против быстрой речной струи:
— Видно, и тут наш Варнава свою бороду помыл.
Не зря вода желтым-желта, как медная!
При самом устье на берегу станом стали. Выбрали
место повыше, что вешней водой не заливалось, и тут
свое гнездо заложили. И чернецы и удальцы знатно
работали. Не боярину с ордынцем, а себе зимовье
строили. И вырастал сруб за срубом, лубяной кров-
лей покрывался, с подножия красным мхом да зем-
лей утеплялся. А рядом за дубняками Волга волнами
катилась, к морю воды несла, только горе и беды ни-
зовской земли сбыть не могла. А за Волгой при устье
речки Сундовика на горах чернел остов выжженной
крепости. Кем, каким ворогом растоптана укрепа на
грани низовской земли? Княжичами нижегородскими
при помоге басурман — булгар да татар.
Не по дням, а по часам росла сосново-дубовая оби-
тель у Желтых вод при устье речки Керженки — оби-
тель гонимого мятежного чернеца Макария с братией.
Радовался Семен Позолота новой жизни своего по-
братима. И думал о том, как будет расти и укреплять-
ся эта обитель инока Макария от даров руки разбой-
ничьей. Лишь бы стояла эта монашья братия против
ненавистного гнета басурманского да не служила
боярам, что головой запродались ордынцу проклято-
му. А он, атаман Позолота, их в беде не оставит. Бу-
дет чего отсыпать в копилку-кружку монастырскую
опричь того, что у Темной заводи на Керженке захо-
ронено. Не скупись, игумен Макарий, серебру да зо-
лоту и мертвый послужит!
На берег Волги выходил атаман Сарынь Позоло-
та и оком соколиным грозился вверх и вниз по могу-
чей реке. Как тигр, на водопойной тропе затаившись,
он будет поджидать на этой большой дороге-реке бо-
гатых и знатных басурман и ненавистных бояр, хан-
ских угодников. А матушка-Волга, она много знала,
далеко вперед времени глядела, но над задумкой по-
братимов не насмехалась. Послужит им сколь послу-
жится, коли задумали они для низовской земли дело
доброе, честное и смелое.
Опять один остался старец Аксен. Вокруг своей
закутки бродит, кряхтит, покашливает, незваных гос-
тей вспоминает. «А пусть поплавают, на новых мес-
тах поживут, горем и радостью, удачей и бедой поте-
шатся. Не один раз вспомнят закутку Аксенову, опять
побывают. Святу месту не быть пусту. От озорного*
боярина да басурмана не только что на Узолу, на
саму Унжу спрячешься!»
Согнула старость мать Агапею, хозяйку Зачатьев-
ской обители. Давным-давно в монастырь по доброй
воле пришла да по зову самой княгини основательни-
цы. Боярская дочь, в молодости гулливая да распут-
ная, в зрелых летах сплетница да сводница, а под
старость в святую обитель, к божьему порогу посту-
чалась.
Заскрипели врата рая бабьего и впустили греш-
ную с даром богатым. С дорогим-то вкладом и в
монастыре не всухомятку живут: и тешатся, и винцо
заморское пьют.
В миру сама гуляка да распутница, а в старости
черница и ханжа, злыдня на все красивое и доброе,,
что в людях есть, мать Агапея молодых послушниц
да черниц заживо загрызала, на вольный свет взгля-
нуть, ветерком свежим дохнуть им не давала. Вот
Олена воеводина, птаха вольная да смелая, попала
послушницей в ее клетку душную. И с первых же
дней возненавидела Олену карга Агапеюшка, готова
была ее слопать глазами зелеными, придушить зуб-
ками желтыми, съесть, как кошка старая касатку-
ласточку.
Ходит, бродит по двору старая Агапеюшка, стучит
посохом, а посошок повыше ее головы. «Долгим-то ба-
тогом подале достану, покрепче, побольнее ударю!»
И боятся ее посоха черницы и послушницы пуще кну-
та и плетки шелковой. Так с посошком она и в цер-
ковушку бредет. Одной рукой крест на цепи золотой