Однажды шла на реку за водой женщина из соседнего аула. Она увидела наполовину ободранную лису, подцепила её носком, перевернула на другой бок, нагнулась и сорвала с нее другую половину шкуры.
— Сошью моему сыну папаху, — сказала она, — но этого не хватит, надо будет добавить меха.
Она добавила триста овчин и сшила сыну папаху.
С моря подул сильный ветер и разбросал по степи кости этой лисы. Череп лисы долго катился на восток и остановился в калмыцкой степи. Туда, к калмыкам, кабардинцы ездят за солью. Ехало однажды за солью сорок арб, каждая была запряжена парой быков. Погонщики от жары заснули. Пошёл дождь. Быки увидели укрытие и заехали в него. Это был череп лисы. За первой арбой заехали в череп и остальные. Все сорок укрылись там от дождя. Но вот погонщики проснулись, испугались, начали кричать. Невдалеке стояла калмыцкая кибитка. Собака, которая лежала возле кибитки, услышала шум, подбежала к черепу, обнюхала его, потом взяла в зубы и притащила в кибитку. Калмыки проснулись, думают: «Что за шум?» Потом поняли: шум идёт из лисьего черепа, который валяется на полу. Они сказали мальчику:
— Посмотри, что там шевелится в черепе.
Мальчик вывел оттуда сорок арб, запряжённых быками. Хозяин кибитки спросил:
— Что это вы там делаете, зачем туда забрались?
— Мы приехали к вам за солью!
Хозяин засмеялся:
— Приехали за солью, а заблудились в лисьем черепе! — Он вынул из кармана комок соли и положил перед гостями. Для них этот комок показался горой. Они разбили её на куски, погрузили на сорок арб и, очень довольные, отправились домой.
Да, такое рассказывают наши старики. А вы подумайте и ответьте: кто тут был самым большим? Может быть, бык, мимо которого встречный всадник ехал два дня? Или орёл, который легко подхватил этого быка и унёс за облака? Или, может быть, козёл, на рога которого опустился орёл с бычьей лопаткой? А может, старик, которому эта лопатка попала в глаз и показалась соринкой? А может, рыжая лисица, которая протянулась от реки до реки, лисица, в череп которой заехало однажды сорок арб и каждая была запряжена парой быков? Или, может, собака, которая притащила в кибитку этот череп? А может быть, мальчик, которому не хватило на папаху шкуры этой лисицы?
НОГАЙСКИЕ СКАЗКИ
МУДРОСТЬ СТАРИКОВ
Жил в далёкие времена жестокий хан. Однажды он сказал:
— Нет пользы от стариков, незачем их кормить.
Он издал указ: «Каждый должен убить своего отца, как только тому исполнится шестьдесят лет».
Жил на этой земле пастух Кенджи. Когда его отцу исполнилось шестьдесят лет, Кенджи повёл его за селение, чтобы убить. Они вышли в степь, отец спрашивает:
— Куда мы идём?
— Я веду тебя подальше в степь, чтобы убить, повинуясь ханскому указу, — ответил сын.
— Не убивай меня, — попросил отец, — лучше спрячь. Мой ум тебе пригодится.
Кенджи послушался отца и ночью вернулся с ним домой. Во дворе у него стояла старая арба с кибиткой. Там он отца и спрятал, а ночью приносил ему еду и питьё.
Прошло время, и вот прилетела в селение весть, что ползёт к ним огромный дракон Кара-Кобек. Люди всполошились, погрузились на повозки и откочевали из своих селений. Старик, который сидел в кибитке на арбе, спросил сына:
— Куда все спешат? Куда мы едем?
Сын говорит:
— Прилетела страшная весть, что ползёт в наши земли дракон Кара-Кобек. Народ в страхе бежит.
— А ты не беги, — говорит старик. — Ты убей дракона.
— Как же я его убью, — говорит сын, — если из ноздрей его вырывается огонь, а в пасти его помещается лошадь?
— Это не трудно, — говорит отец. — Не трудно тому, у кого есть самое сильное оружие — знание. Дракон слишком большой, а потому — слабый. Выкопай яму, спрячься и жди. Если голова дракона проползёт мимо тебя на рассвете, то середина туловища подтянется лишь к полудню. Тут и выскакивай из укрытия. Середина туловища у дракона не очень толстая, хорошим мечом её можно перерубить. Не бойся, голова дракона не успеет до тебя дотянуться… В том месте, где ты его перерубишь, у дракона есть два круглых камня. Ты их вынь и спрячь. Они тебе пригодятся.
Кенджи всё сделал так, как посоветовал отец.
И вот на рассвете к нему подползла голова дракона. Из ноздрей чудовища вырывался огонь. Потом потянулось длинное, крепкое туловище. К полудню туловище стало тонким. Кенджи выскочил из ямы и разрубил дракона, потом взял два круглых камня из тела дракона и пошёл к отцу.
А народ, который бежал от Кара-Кобека, оказался в огромной сухой степи. Люди и скот мучаются от жажды. Люди начали рыть колодцы, а воды в них нет.
Кенджи спрашивает у отца:
— Как найти воду?
Отец говорит:
— Пойди посмотри, не собрался ли где ревущий скот. В том месте и надо рыть колодец.
Кенджи увидел, что в одном месте скот собрался в кучу и ревёт. Там парень начал рыть колодец, и вскоре хлынула оттуда чистая вкусная вода. И люди, и скот — все утолили жажду.
Между тем разнеслась весть, что дракон Кара-Кобек убит. Хан просил:
— Кто убил дракона? Кто добыл воду?
К нему пришло несколько человек. Каждый сказал:
— Я убил дракона. Я добыл воду.
Хан ни одному из них не поверил.
Народ вернулся в свои земли. Хан объявил:
— Удалец, который сумеет достать со дна озера золотой кувшин, станет моим наследником.
Люди подошли к озеру. Сквозь чистую, прозрачную воду невдалеке от берега был виден золотой кувшин. Начали удальцы за ним нырять, никто не смог достать кувшин. Он пропадал, когда к нему подплывали.
Кенджи спросил у отца:
— Как достать этот золотой кувшин?
Отец говорит:
— Наверное, в озере и нет никакого кувшина. Наверное, у берега стоит дерево, и золотой кувшин прикреплён к его ветвям, а в озере — лишь его отражение.
Кенджи говорит:
— Верно, в том месте у берега стоит дерево.
Вечером он залез на дерево, достал кувшин, а утром отнёс его хану. Хан посмотрел на кувшин, удивился и говорит:
— Ты большой удалец, но этого мало. Наследником я всё-таки сделаю того, кто убил дракона и добыл воду.
— Я убил дракона, я добыл воду, — говорит Кенджи.
— Как ты это докажешь? — спрашивает хан.
— В середине тела дракона есть два круглых камня, — говорит Кенджи. — Вот они. — И он протянул хану два драконовых камня.
Хан ещё больше удивился.
— Ну а как ты добыл воду? Как ты узнал, где надо копать?
— Где собирается ревущий скот, там надо копать, там вода, — ответил Кенджи.
— Неужели ты сам до всего додумался? — спрашивает хан.
— Нет, — отвечает Кенджи, — мне это подсказал мой старый отец: и как убить дракона, и как добыть воду, и как достать ваш золотой кувшин. Я не убил моего отца, когда ему исполнилось шестьдесят лет, а теперь с его помощью спас народ.
Хан говорит:
— Оказывается, не прав я был, когда думал, что нет пользы от стариков и повелел их убивать. Нам нужна их мудрость. Отныне я отменяю свой указ.
Хан сделал удальца Кенджи своим наследником. После него Кенджи правил ханством. Он был мудрым и справедливым ханом.
ДВА ТОВАРИЩА
Давным-давно жили два товарища — Анкылдак и Донкюльдек. Доброго, весёлого Анкылдака все в селении любили, приглашали в гости, а злого, жадного Донкюльдека старались обойти стороной.
Однажды два товарища отправились в дальнее селение. Путь их лежал через леса и речки, через степи и холмы. Каждый в сумку положил по три хлеба.
Когда проголодались и сели отдохнуть, Анкылдак вытащил из сумки хлеб, разломил его пополам, половину дал товарищу, половину съел сам. Вечером перед сном он разломил ещё один хлеб. Утром товарищи съели последний хлеб Анкылдака.
К полудню они устали, сели отдохнуть. Донкюльдек вытащил из сумки хлеб и ест.
— Что ж ты мне не даёшь хлеба, ведь я тебе давал? — говорит Анкылдак.
— Я у тебя не просил. Ты сам давал, потому что хотел угостить. А я угощать не хочу, — говорит Донкюльдек.
Перед сном Донкюльдек снова ест хлеб. Анкылдак смотрит. Донкюльдек говорит:
— Ладно, могу продать тебе четвертушку хлеба за твой глаз.
— Как это? — не понял Анкылдак.
— А так — проколи себе глаз и ешь хлеб. Вот она, четвертушка, — говорит Донкюльдек.
Бедный Анкылдак проколол глаз и взял четвертушку хлеба.
На третий день утром Донкюльдек опять ест хлеб и опять не даёт товарищу.
— Дай хлеба, — просит Анкылдак.
— Не дам, — говорит Донкюльдек. — Могу дать половину хлеба за второй глаз.
— Нет, — говорит Анкылдак, — второй глаз я не проколю.
Прошёл целый день. К вечеру Анкылдак еле переставлял ноги. Он увидел вдали старую заброшенную мельницу. У развилки дорог они сели отдыхать. Донкюльдек вытащил хлеб. Показал его и говорит: