— Вот мы и избавились от этого работничка! — сказал великан.
Они легли спать. Малыш тоже заснул в своей яме. Утром он встал раньше своих хозяев, разбудил их и начал над ними посмеиваться:
— Глупые великаны, вы решили, что вы сильнее меня! Я видел, как вы этот камешек еле-еле тащили вдвоём! А для меня он как муха! Я решил его не сбрасывать и спокойно под ним проспал всю ночь.
Малыш рассмеялся и вышел из сакли.
— Нам с ним не справиться. Нам его не одолеть, — сказал великан.
— Надо с ним расплатиться и отправить домой, — сказала великанша.
— Правильно! — согласился великан. Он позвал Малыша и сказал:
— Ты хорошо поработал. Даже очень хорошо. Ты заработал не сундучок, а целый сундук золота. Вот он, бери и скорей иди домой. — И великан поставил перед Малышом тяжёлый сундук, полный золота.
Малыш опять рассмеялся:
— Ты хочешь, чтобы я поскорей ушёл, а ещё заставляешь меня нести какой-то сундучок. Сам его и неси. Я на тебя поработал, теперь ты немножко поработай на меня!
Великан удивился, не нашёл что ответить, взвалил на плечи сундук и двинулся в путь.
— Ты, наверное, не знаешь, куда идти, так я буду сидеть на твоём сундуке и показывать дорогу.
Малыш вскарабкался на сундук, и великан пошёл по дороге. Вскоре они встретили грушевое дерево со спелыми грушами. Великан остановился, пригнул дерево и стал срывать с макушки самые вкусные груши. Малыш пересел на ветку, тоже дотянулся до груши и начал её есть. Вскоре великан наелся и отпустил дерево. Малыш полетел через дерево, там пробегала лисица. Малыш упал ей на шею и схватился за уши. Лисица выбежала под ноги к великану. Малыш закричал:
— Смотри, великан, пока ты ел груши, я увидел лисицу, перелетел через дерево и поймал её. Видишь, какой я ловкий! Однако лисица мне не нужна, пусть бегает! — Малыш спрыгнул с лисицы и вскарабкался на сундук.
Великан шёл и размышлял: «О, какой ловкий парень! Он куда опаснейшем я думал! Как хорошо, что я с ним расстаюсь, как хорошо, что я провожаю его домой!»
Недалеко от дома Малыш остановил великана:
— Посиди тут немного, а я пойду скажу матери, чтобы приготовила нам ужин.
Вскоре он вернулся, и они вместе вошли в дом Малыша. Великан поставил сундук и сел у дверей. Малыш говорит:
— Мама, я пришёл с гостем, дай ему что-нибудь поесть.
Мать оглядела гостя и говорит:
— Что ж ему дать? Своих собратьев он, наверное, не ест, а ты, когда уходил на заработки, оставил мне лишь убитого великана.
Великан встрепенулся и спрашивает:
— А вы что же, едите великанов?
— О, мы их очень любим, — ответила мать.
— Да, мы вас любим! — громко сказал малыш. — Мясо у вас вкусное!
Великан вскочил.
— Мама, — продолжил Малыш, — может быть, мы этого съедим? Давай-ка съедим его, как он однажды съел моих братьев! — С этими словами Малыш шагнул к великану.
Великан вышиб дверь и бросился бежать без оглядки. Малыш с матерью посмеялись ему вслед. Им только этого было и нужно. У них остался сундук золота, и жили они с тех пор припеваючи.
БАЛКАРСКИЕ СКАЗКИ
ВЕРБЛЮД, ЛИСА И ВОЛК
Однажды в степи пасся верблюд. Прибежала к нему лиса и кричит:
— Эй, верблюд, ты почему ешь мою траву? Ведь эта земля — моя!
Верблюд говорит:
— Ты докажи, что эта земля твоя. Ты приведи свидетеля, который подтвердит, что эта земля твоя.
Лиса побежала искать свидетеля. Долго она бегала и вот повстречала волка.
— Волк, пойдём со мной, — кричит лиса, — будешь свидетелем, что верблюд пасётся на моей земле!
— Откуда я знаю, — говорит волк, — на чьей земле пасётся этот верблюд?
— А тебе и знать ничего не надо, — говорит лиса, — просто подтверди, что он пасётся на моей земле, и за это мы с тобой зарежем его и съедим.
Волк согласился. Вместе они прибежали к верблюду. Верблюд спрашивает:
— Что, привела свидетеля?
— Привела, — отвечает лиса.
— Что скажешь, свидетель? — спрашивает верблюд.
— Эта земля — лисы! — кричит волк.
— Ну, раз так, — говорит верблюд, — то забери траву у меня изо рта. Чужую траву есть нельзя. — И верблюд раскрыл рот пошире.
Волк всунул туда голову, чтобы забрать траву. Верблюд крепко прихватил голову зубами. Волк захрипел. Захрипел и умер. Верблюд разжал зубы, выпустил мёртвого волка.
Лиса отбежала подальше и говорит:
— Вы посмотрите на этого волка: он — лжесвидетель!
ДВА ХАНА
Жили когда-то в одном ауле два хана. Они часто ходили друг к другу в гости. Оба были очень богаты, и оба гордились своим богатством.
Однажды к первому хану пришёл молодой парень из дальнего аула и говорит:
— Я хочу наняться в пастухи.
Хану был нужен пастух, он рад был взять парня. «Нет сомнения, что это честный человек», — думал хан. Он отвёз парня к своим стадам, к своему скоту и говорит:
— Вот всё моё богатство. Береги его. Я тебе доверяю.
А сам вернулся домой и зажил себе преспокойно, на пастбища ездить перестал. Второй хан позавидовал ему и говорит:
— Вижу, ты совсем успокоился, живёшь — забот не знаешь, на пастбища не ездишь.
— Да, — отвечает первый хан, — теперь я спокоен. Пока жив мой новый пастух, я буду богатым, я не узнаю нужды. Такой хороший парень мне попался! Он сохранит мой скот, он никогда не скажет неправды.
— Ну а если я заставлю его сказать неправду? Что тогда? — спрашивает второй хан. — Что ты мне дашь?
— Если заставишь его сказать неправду, — отвечает первый хан, — я отдам тебе весь мой скот. Но если не заставишь — ты отдашь мне весь свой скот.
— Согласен! — говорит второй хан.
Так они поспорили. Второй хан вернулся домой, приказал запрячь коляску, посадил в неё свою красивую дочь и поехал на пастбище к пастуху первого хана.
— Да размножится этот скот! — сказал хан, приветствуя пастуха.
— Спасибо, будьте здоровы, добро пожаловать! — ответил пастух. Он пригласил хана с дочерью в гости.
— Сейчас я приготовлю для вас угощение, — сказал пастух и взял барана, чтобы зарезать.
— Нет, — говорит хан-гость, — барана я есть не буду.
— Тогда я зарежу бычка, — говорит пастух.
— Нет, — говорит хан-гость, — и бычка я есть не буду. И оставаться здесь в гостях не хочу.
Пастух смотрит на красивую дочь хана и думает: «Как бы оставить их в гостях?» Так думает он и говорит:
— Что же вы станете есть, уважаемый гость? Что ни пожелаете, то и приготовлю.
— Если ты зарежешь рыжего жеребца, — говорит хан, — то мы с дочерью будем его есть и останемся у тебя ночевать.
А этот рыжий жеребец был вожаком лучшего табуна. Хан-хозяин гордился жеребцом, очень его любил… Но гостя надо хорошо принять, хорошо угостить, надо, чтобы гость остался доволен. И пастух зарезал рыжего жеребца.
Утром хан с дочерью вернулся домой. Потом поехал к хану-соседу. Приехал и говорит:
— Ну-ка, хан, позови своего пастуха, спроси, всё ли в порядке, цел ли скот, послушаем, как начнёт тебе врать твой хвалёный работник.
Первый хан послал людей позвать парня. Парень идёт и думает: «Что отвечу хану, когда он спросит, цел ли его скот?» Воткнул он в землю свою чабанскую палку, надел на неё свою папаху и начал советоваться с палкой.
— Скажу хану, что жеребец с кручи упал.
— Это не ответ хану, — говорит палка, — ведь круч у нас нет.
— Скажу хану, что жеребца волк задрал.
— Это не ответ хану, — говорит палка, — жеребец других лошадей охраняет, жеребца волк не задерёт.
— Скажу хану, что какой-то чёртов хан с красивой дочкой в гости приехал. Я решил: надо хана хорошо угостить. Предложил барана — не хочет, предложил бычка — не хочет. Спросил, чего хочет, — говорит, рыжего жеребца. Тогда, говорит, буду гостить, буду ночевать. Пришлось для него жеребца зарезать. А остальной скот в полной сохранности.
— Вот это — ответ хану, — говорит палка. — Ты нашёл правильный ответ. Теперь иди, не бойся.
Парень надел папаху, взял в руки палку и пошёл к хану. Пришёл, а там сидит хан-сосед, тот хан, что у него на пастбище гостил. Хан-хозяин спрашивает:
— Скажи-ка, мой честный пастух, громко скажи: цел ли мой скот?
Парень отвечает:
— Слава аллаху, ваш скот цел, нет только рыжего жеребца.
Хан-хозяин вскочил да как закричит:
— Как это нет жеребца? Куда же девался мой любимый рыжий жеребец?
Парень отвечает:
— Дело было так. Приехал в гости один чёртов хан с красивой дочкой. Я решил: надо хана хорошо угостить. Предложил барана — не хочет, предложил бычка — не хочет. Спросил, чего хочет, — говорит, рыжего жеребца. Тогда, говорит, буду гостить, буду ночевать. Пришлось для него жеребца зарезать. А остальной скот в полной сохранности.