— Глупая птица, — сказал царь, — зачем ты опрокинула чашку?! И мне пить хочется, и тебя жажда мучит!
Подставил чашку под капающую воду и снова заснул. Открыл глаза, видит: чашка опять полна воды. Только он хотел выпить — снова сокол закричал и опрокинул чашку. Царь рассердился, свернул соколу голову и выбросил его вон. Подставил чашку, подождал, пока она наполнится. Хотел напиться, а потом подумал: «Почему же все-таки сокол расплескивал воду? Поднимусь-ка я наверх, посмотрю, откуда эта вода капает». Поднялся и видит: лежит мертвый дракон, а его кровь и яд смешиваются с водой и потихоньку капают вниз. Стоило бы царю одну каплю этой воды выпить — и он тотчас умер бы. Тогда царь стал раскаиваться, что убил сокола, который хотел его спасти. Раскаиваться-то он раскаивался, да что пользы в запоздалом раскаянии? Вот и ты, царь, раскаешься, да будет поздно».
— Нет, — говорит царь, — я должен его казнить.
Тогда старший брат говорит:
— Какой толк читать суру «Йа-син» [24] на ухо ослу? Это же не царь, а сын пастуха, оттого он и бестолковый такой. Ты, младший брат, покажи ему, что ты сделал!
Младший брат показал царю тушу убитого дракона в кустах и сказал:
— Я убил этого дракона, а потом вытер меч и хотел его вложить в ножны. А зачем мне тебя убивать?
Царь раскаялся, бросился на колени и взмолился перед братьями: мол, простите меня.
Те простили его, он щедро одарил младшего брата, братья распрощались с царем, сели на коней и отправились в путь к городу своего дяди.
Ехали они, ехали и подъехали к его городу. Нашли там одного человека и сказали ему:
— Иди передай царю, что его племянники едут.
Тот пошел, сказал царю: мол, едут царевичи, твои племянники.
Царь вышел им навстречу и с почетом ввел в город. Несколько дней они жили в свое удовольствие, а когда прошло четыре-пять дней, старший брат говорит дяде:
— О царь, мы пришли сюда не есть и не спать, у нас ведь свое царство есть. Мы пришли потому, что наш отец завещал нам перед смертью: «Если между вами возникнут какие-нибудь споры, идите к своему дяде, он вас рассудит». Вот мы тут поспорила, как делить наследство, и пришли к тебе.
— У мени есть дочь, — говорит дядя, — ваша двоюродная сестра. Сегодня вечером идите к ней — она вас и рассудит.
Так и решили. Царевне сказали: мол, сегодня вечером ее двоюродные братья придут к ней. Царевна велела наготовить два них разных яств.
Пришли царевичи, сама царевна сидит за занавеской, служанка и рабы прислуживают гостям. А царевна сделала маленькую дырочку и занавеске и смотрит на своих братьев — она ведь их никогда раньше не видела. Видит — красивые, статные витязи, а младший — лучше всех. И сразу в него влюбилась.
Ну, поели они угощений и начали беседовать. Царевичи говорят ей:
— Царевна, рассуди нас. Стали мы делить наследство, оставшееся после отца, и поссорились. Двое говорят — надо делить поровну, а третий хочет себе большую долю.
— Ваш спор рассудить нетрудно, я помогу вам, — говорит царевна.
— Ну, если можешь рассудить — рассуди скорее, — говорят царевичи, — нам надо уезжать.
— Слушайте, братья, — говорит девушка.
«Жили-были однажды двоюродный брат и сестра. Двоюродный брат был влюблен в свою сестру, а она его не любила, сердце ее не лежало к нему. Однажды девушка эта пошла в баню. Когда она возвращалась из бани, на дорого ее подстерег и схватил какой-то юноша. Девушка ему сказала:
— Не посягай на меня, о юноша! Когда я выйду замуж, я приду к тебе в первую же ночь посло свадьбы.
Ну, и юноша отпустил ее.
Прошло каков-то время, и девушка согласилась выйти замуж за своего двоюродного брата. Она сказала ему:
— Брат мой, я согласна быть твоей женой, но при условии, что в первую ночь после свадьбы ты меня отпустишь, я должна пойти к своему другу.
Брат ответил ей:
— Ладно, на одну ночь куда бы ты ни пошла — иди.
Девушка тогда говорит:
— Ну что ж, готовься к свадьбе.
Сыграли свадьбу, семь суток стучали в бубны, били в барабаны, гремела музыка. На седьмую ночь девушка говорит жениху:
— Брат, верен ли ты своему слову?.
— Да, — говорит он. — Надевай чадру и иди.
Она надела чадру и пошла в дом к тому юноше. Пришла она к его дому, постучала в дверь. Юноша проснулся, встал, открыл дверь и спрашивает:
— Девушка, ты зачем сюда пришла среди ночи?
Девушка ответила:
— Я выполняю обещание, которое дала тебе в тот вечер, когда возвращалась из бани. Я сказала тебе тогда, что приду к тебе в первую же ночь после свадьбы. Вот я и пришла, а теперь поступай, как знаешь!
Юноша говорит:
— Если я дам себе волю, господу это не понравится.
Поднял с ее лица чадру, поцеловал в лоб и сказал:
— Отправляйся к своему жениху!
Отпустил он ее, она пошла к жениху, и они достигли своих желаний».
Затем царевна спросила у старшего из царевичей:
— Если бы к тебе среди ночи пришла невеста другого человека, ты бы отпустил ее?
— Да, — ответил старший брат, — всякий, кто признает бога, должен был бы ее отпустить. Нехорошо посягать на чужое добро.
— Ну ладно, — говорит девушка. — А ты, мой средний брат? Если бы к тебе среди ночи сама, по собственной воле, пришла девушка-невеста, ты бы ее отпустил?
— Да, — сказал он, — я бы ее отпустил, мне чужого не надо.
— Ну, если бы отпустил, то хорошо, — сказала девушка. — Ну, а ты, мой младший брат? Если бы к тебе ночью пришла чужая невеста, ты бы отпустил ее?
— Зачем же мне ее отпускать? — спросил младший царевич. — Я никогда не отказываюсь от куска, который сам мне в рот лезет.
— Значит, ты и хочешь большую долю в наследстве, — говорит девушка. — Возьми вместо этого меня в жены.
Тот сразу согласился.
Царю доложили: мол, твоя дочь выходит за младшего из твоих племянников. Царь благословил их. Семь суток били в барабаны, стучали в бубны, гремела музыка, звучали песни. Они провели там еще десять-пятнадцать дней, а потом погрузили приданое на пятьдесят верблюдов и поехали назад.
Шли, шли, пока не вернулись назад. Вернулись, разделили все наследство поровну. Старший брат воссел на царский престол, а два других брата стали везирами.
Пусть господь так же, как удовлетворил их желания, удовлетворит желания всех мусульман.
12. Гадальщик
Бедняк прячет осла, притворяется гадальщиком и находят осла по просьбе хозяина. После этого бедняк становится царским гадальщиком и случайно находит воров, ограбивших царскую казну (в присутствии каждого из воров говорит: пришел первый, второй и т. д.), угадывает, что у царя в руке кузнечик. AT 1641
Жил-был бедняк. Есть ему было совсем нечего, жить было не на что. «О боже, что же мне делать?!» — думал он, но ничего не мог придумать.
Вышел он однажды из дому поискать себе чего-нибудь поесть, отошел от селения, смотрит — стоит посреди арыка осел «Дай, — думает, — спутаю я ему ноги веревкой, чтобы он не ушел. Если до вечера хозяин не найдется, возьму его себе. Хоть осел у меня будет». Связал ему ноги белой веревкой, потом пошел обратно, сел у дороги возле своего дома, взял в руки книгу, сидит и потихоньку ее листает. В это время подошел к нему какой-то человек, спрашивает:
— Что ты делаешь?
— Я, — говорит, — гадальщик, гадаю вот по этой книге.
— Если ты гадальщик, — сказал тот человек, — погадай, посмотри, куда мой осел делся — никак не могу осла найти.
Бедняк полистал книгу в одну сторону, полистал в другую и говорит:
— Твой осел стоит посреди такого-то арыка, ноги у него связаны белой веревкой.
Хозяин пошел к тому ручью, видит: и правда, осел его стоит, ноги спутаны белой веревкой. Развязал он эту веревку, взял осла, привел его в селение, нашел бедняка и дал ему один туман.
— Ты очень хороший гадальщик, — сказал он.
Потом он стал всем рассказывать: мол, такой-то человек очень хороший гадальщик, я потерял своего осла, а он посмотрел в книгу и сразу сказал мне, где мой осел.