Эвенки, посоветовавшись, взяли тот железный вертел и стали на костре острие калить. Накалили, тихонько подошли к спящему Чулугды и раскаленное острие воткнули в его единственный глаз.
Чулугды закричал, вскочил и выбил сослепу дверь. На улице он начал громко сзывать других Чулугды, бегал-прыгал, ничего не видя, натыкаясь на деревья и дома.
И пока в других домах Чулугды просыпались, эвенки выбежали из дома, сели в свою лодку и отчалили. А когда все Чулугды проснулись и припрыгали к своему ослепшему богатырю, люди уже далеко от берега отплыли.
Увидели они лодку с людьми и камни в них кидать начали. Кидали, кидали — камни то перелетали, то недолетали, а попасть не могут: так искусно эвенки лодку увертывали. Сами же Чулугды, оказывается, лодок не имели и никогда не плавали: одной рукой грести веслами как будут?
Так и убежали эвенки от тех Чулугды, прозвав их род — Большие щепки. И, благополучно переплыв озеро, вернулись в свое стойбище.
И больше никогда не плавали к тому берегу.
А где теперь те Чулугды — никто не знает, даже старые эвенки не знают этого.
Добрый парень
Жил в давние времена один добрый парень. Отца и мать он имел. Они тоже добрые люди были. С отцом парень рыбачил, охотился и много диких[16] оленей добывал.
Вот однажды этот парень ехал с охоты и в тайге одинокий чум увидел. Зашел в чум. Там одна женщина сидела, очень больная.
Парень спрашивает ее:
— Почему одна живешь?
Женщина ему рассказала:
— Муж в один день заболел и умер. Детей не имели, потому одна живу. Очень болею.
Парень дал ей мясо оленя и домой поехал.
Вот едет на оленях по берегу реки и видит: на берегу Таймень лежит, еле дышит, вот-вот погибнет.
Парень спрашивает:
— Однако, ты почему на берегу лежишь? Может, хотел к людям в гости пойти?
И Таймень ему рассказал:
— Сильный ветер поднялся, волной на берег выбросило. Погибаю.
Приехал парень домой и отцу все рассказал. Отец говорит:
— Поедешь далеко-далеко, найди отца Солнце, спроси у него, что делать.
Парень сел на оленя и Солнце искать поехал.
Долго парень ехал — по тайге, потом через горы, много речек переплыл, вот на четвертый год нашел Солнце и рассказал про женщину и про Тайменя.
Отец Солнце говорит ему:
— Ты добрый парень. Тебе помогу… Слушан меня…
И отец Солнце рассказал парню все, как было:
— Каждое утро я выходил на небо, чтобы людям тепло и светло было. Эта женщина с мужем любили долго спать. Однажды утром, как только я поднялся, они начали меня ругать очень плохими словами… Теперь слушай про Тайменя. Когда я выходил на небо, мне захотелось с рыбками поиграть. Одна маленькая рыбка увидела меня, обрадовалась, начала моим лучом играть, веселиться и подпрыгивать. Тот Таймень схватил эту рыбку и съел. Рассердился я на тех людей и на Тайменя и в свой дом вернулся. А как только с неба ушел — большой ветер поднялся. Тайменя волной на берег выбросило, а та женщина и ее муж заболели. Прошло какое-то время, и мужчина умер, а женщина живая болеет… Ты сделай, как я скажу… Возвращайся домой. Когда найдешь на берегу мертвого Тайменя, ты плесни на него воду, и он оживет, потом сбрось его в воду, и вода примет его к себе. А когда придешь к женщине, скажи: «Утром, как покажется Солнце, в сторону Солнца три раза поклонись, тогда ты выздоровеешь».
Выслушал парень, что сказал отец Солнце, и домой поехал. На берегу реки нашел высохшего Тайменя, водой на него побрызгал и в реку опустил. Таймень ожил и поплыл к рыбам. Потом парень к чуму больной женщины приехал и сказал ей все, что говорил отец Солнце.
Женщина обрадовалась, дождалась, когда отец Солнце поднялся, и три раза ему поклонилась. Через какое-то время женщина выздоровела и потом всегда радовалась Солнцу.
С тех пор все эвенки очень любят отца Солнце и его теплые лучи. Радуются, когда он выходит на небо и сильно греет, и никогда за это никто его не ругает.
Как один парень стойбище защитил
Говорят, давно это было. На берегу одного озера стойбище эвенков стояло. Хорошо жили эти люди: рыбу ловили, детей много имели. Оленей у них мало было, и они никуда не ездили.
Вот однажды пошел слух: «Богатые оленеводы задумали на берегу озера поселиться. Едут будто бы силой мериться с береговыми эвенками. Везут парня-силача. Как поборются — стойбище разрушат, а рыбаков прогонят».
Хозяин берегового стойбища своим людям велел узнать, кто в стойбище очень сильный парень.
Такого человека они не знали.
Тогда хозяин сказал своим людям, чтобы они забили самого большого быка-оленя[17], а мясо сложили в колоду из комля толстого дерева.
Потом созвал всех парней и мужчин, сказал:
— Кто поднимет эту колоду, тот все мясо домой унесет.
Много молодых парней и старых мужчин хотели мясо унести, подходили к колоде, но даже с земли ее поднять не смогли.
Вот подошел к колоде один очень бедный парень. Он без отца и матери жил. Бабушка одна его воспитывала. Как подошел, сразу поднял колоду и в свой чум унес.
Хозяин сказал своим работникам:
— Теперь пусть едут богатые оленеводы.
Вот приехали богатые оленеводы, и два парня-силача биться начали. Первым силач оленеводов ударил силача береговых людей. Парню ничего не сделалось. Очередь парню-рыбаку бить. Он не стал бить, а схватил силача оленеводов, поднял его и начал крутить над собой, говоря ему:
— Если я тебя ударю или на землю кину, ты сразу умрешь. Я не хочу тебя убивать. Если тронете нас, всех перебьем. Мы здесь всегда жили. Уезжайте отсюда живыми.
С тех пор оленеводы не стали трогать береговых людей. Дружно живут, в гости друг к другу ездят. Оленеводы привозят мясо, а рыбаки дают им рыбу.
Так они и сейчас живут.
Два лентяя
Говорят, жили два маленьких брата. Родителей они не имели — от болезни родители умерли. Люди жалели этих пареньков, мясо им приносили и дрова для костра, еду им варили.
Вот братья подросли, но работать и охотиться не хотели, даже костер сами не разжигали. День и ночь в чуме спали. И люди начали думать, как этих парней заставить работать. Собрались и советуются.
Один умный эвенк говорит:
— Одних жить оставим. В чуме еды и дров для костра оставим, а сами откочуем. Когда съедят, нужда заставит охотиться и работать.
— Однако, правду говоришь. Так надо сделать, — говорит другой эвенк.
Так люди стойбища и сделали. Дали парням немного еды и дров, оружие положили, а сами в другое место откочевали.
Вот утром братья проснулись, увидели: костер не горит и в чуме холодно… И есть захотели. Старший брат говорит младшему:
— Разожги костер и еду свари.
— Ты встань и еду свари, — отвечает младший.
Так говорили-говорили один другому и уснули.
На другой день проснулись — костер не горит, холодно и есть хочется. Старший брат опять говорит младшему:
— Встань, костер разожги и еду свари.
— Ты костер разожги и еду свари, — отвечает ему младший.
И с постели встать никак не хочет. И старший брат вставать не хочет. Долго так говорили и опять уснули…
Много дней эти братья-лентяи так просыпались, но никто вставать не хотел… А в какой-то один день не проснулись — от холода замерзли…
«Эвенк выживает своим трудом. Труд — это жизнь. Раньше жизнь была трудной, и эвенк не мог выжить, не работая», — так старые люди говорят, когда учат детей дрова добывать, охотиться и рыбачить.
Род маятов — плохие люди
В давние времена это было. Жили в тундре сильные и выносливые люди рода Маяты. По всей тундре они кочевали и в тайгу приходили. Эти люди были нехорошие: когда встречали эвенков — сразу всех убивали.
Однажды люди рода Маяты в тайге к одному большому озеру прикочевали. Там рыбаки-эвенки жили, хорошо жили: рыбы много ловили, охотились, вечерами «ёхорьё[18]» танцевали и пели. Как только люди тундры на озеро пришли, этих рыбаков убивать начали. Кто не погиб, в тайгу убежал. Люди Маяты одни на озере жить остались.
Живут и живут в чужом стойбище, рыбу в озере ловят, охотятся в тайге, вечерами возле костра собираются, веселятся.
Вот в один какой-то день вдруг все озеро замерзло, а на середине озера из-подо льда большой рог какого-то зверя вырос. Все люди Маяты по льду побежали и этот рог вытаскивать начали. Самые сильные охотники тащили, но не смогли вытащить. Тогда они топоры принесли и рубить начали этот рог. Когда рог разрубили, из него кровь брызнула, а подо льдом тот огромный зверь зашевелился, и лед сломал. Все люди Маяты сразу утонули. Ни один не спасся.
Эвенки-рыбаки на это озеро снова вернулись, хорошо стали жить там, всегда большую добычу имели, свой хоровод «ёхорьё» танцевали.