Настал день свадьбы Чжу Ин-тай. Жених, самодовольный да важный, вышел к воротам свадебный паланкин встречать. Только напрасно ждал он свою невесту. Когда носильщики несли паланкин мимо могилы Шань-бо, девушка вдруг приказала:
— Остановитесь!
В тот же миг выскочила она из паланкина и несколько раз поклонилась могиле.
Раздался легкий шум, могила вдруг раскрылась, и девушка прыгнула в нее. Носильщики за ней кинулись, да опоздали — закрылась могила, а в руках у них только кусок юбки Ин-тай остался. Бросили они лоскут на землю — он бабочкой обернулся. Подхватил ветер бабочку, высоко в небо унес.
Так и принесли носильщики жениху пустой паланкин. Разгневался жених, стал всех слуг колотить без разбора, на могилу с ними пошел, велел раскопать. Раскопали они могилу, смотрят — в гробу никого нет. Только две птички-неразлучницы юаньян вылетели из могилы, сели на дерево возле дома Ма. Одна птичка весело запела:
Ма, богатый господин!
Почему сидишь один?
Взял невесту ты вчера,
В храм вести ее пора.
Другая подхватила:
Стыдно, стыдно, Ма-жених,
Отчего твой дом так тих?
Нет гостей в нем, нет вина,
Где теперь твоя жена?[16]
Услышал Ма, как птички над ним насмехаются, не вынес позора, в реку бросился.
До сей поры водится в той реке рыба, которая «желтой чешуей» зовется. Говорят, будто жених Ма в ту рыбу превратился.
Комментарии
О том, как по животным счет годам вести стали. — Из сб. «Цзю-цзинь гунян» («Девушка Цзю-цзинь»), собиратель Цай Лу, Пекин, 1955.
Стр. 27…сам Юй-ди, Нефритовый владыка — верховное божество в китайской народной религии. Обычно изображался сидящим на троне в императорском халате, украшенном драконами, и государевом головном уборе, со свисающими вниз нитями цветных шариков.
…Небесный дворец. - Китайцы представляли себе жизнь богов на небе как точную копию земной жизни, потому и небесный владыка должен был жить в Небесном дворце.
Про сосну, черепаху и тигра (История одной сосны). — Перевод из сб. «Чжаогуняо» («Птица чжаогу»), шаньдунские сказки, записали Дун Цзюнь-лунь и Цзян Юань, Пекин, 1963.
Стр. 35. …Обозвала она тебя поганым тигренком. - В Китае, где особо почитается старость, назвать кого-либо младшим по возрасту считалось тяжким оскорблением.
Как горная и городская мышь друг к дружке в гости ходили. — Из журнала «Миньсу» («Фольклор»), 1929, № 85, Кантон.
Как собака с кошкой враждовать стали. — Из журнала «Миньцзянь вэньсюэ» («Фольклор») 1956, № 5.
Благодарная тигрица (Тигр похищает невесту, вариант 2). — Из кн. Чжу Юй-цзунь, Миньцзянь шэньхуа цюаньцзи (Полное собрание волшебных сказок), Шанхай, 1933.
Как тигр кап-капа испугался. — Там же.
Сказка про теленка-пестренка. — Из сб. «Ганьсу миньцзянь гуши сюань» («Избранные сказки провинции Ганьсу»), Ланьчжоу, 1962.
Как тигр невесту украл. — Из кн. Чжу Юй-цзунь, Полное собрание волшебных сказок.
Стр. 52. …корзину красных и зеленых палочек для еды. - В Китае вместо вилки пользуются двумя деревянными или костяными палочками, которые держат между пальцами правой руки.
…велела тыкву-дунгуа для нее купить… - В Китае множество сортов тыкв, дунгуа (букв. зимняя тыква) — восковая тыква, отличающаяся большой твердостью.
…шкура да кости достались — кости тигра дорого ценятся, так как используются в китайской медицине.
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИПтица чжаогу. — Из сб. «Птица чжаогу».
Стр. 55. …за Великую стену в восточные края ушел… - Большинство земель современной Маньчжурии, лежащих к востоку от Великой стены, еще лет сто назад пустовало, туда уходили в поисках удачи безземельные крестьяне.
Как юноша любимую искал. — Из сб. «Птица чжаогу».
Стр. 62. …у крыльца каменный лев. - Лев — буддийский символ хранителя учения Будды. Впоследствии стилизованные изображения львов ставили перед входами во дворцы и богатые дома в качестве охранителей от злых духов.
Сказка про хитрого У-гэна и верного Ши-е. — Из сб. «Чжэнь-тяньгу» («Барабан, сотрясающий небо»), сост. Гэ Чэнь, Нанкин, 1955.
Стр. 67. …розовый платок юноше бросила. - В старину девушки из богатых домов обычно выбирали себе жениха, бросая с башни приглянувшемуся юноше расшитый платок.
Стр. 71. …третий сын Царя драконов Восточного моря. - Восточным морем китайцы называли Восточно-Китайское море. В древности китайцы считали, что их страна окружена со всех сторон четырьмя морями, каждое из которых управляется своим царем драконов.
Стр. 73. …взять тыкву-горлянку. - Тыква-горлянка — хулу — вьющееся растение с плодами, напоминающими небольшие бутылочки, суженные посредине. Эта тыква завезена в Китай из Персии в начале нашей эры (само слово хулу происходит от того же корня, что и русское «огурец»). Высушенные плоды хулу использовались обычно для хранения лекарств и разных снадобий, их носили с собой бродячие даосские монахи, бравшиеся изгонять нечистую силу. В сказках хулу — постоянный волшебный предмет: это и ключ к горе с сокровищами («Откройтесь, ворота каменные!»), и волшебный конь, как в данной сказке, и своеобразный вариант русской скатерти-самобранки.
Жених-змей. — Из кн. «Чжунго миньцзянь гуши сюань» («Избранные народные сказки Китая»), сост. Цзя Чжи и Сунь Цзянь-бин, т. 1, Пекин, 1958.
Стр. 76. …на теплый кан. - Кан — обогреваемая лежанка, непременная принадлежность крестьянского дома в Северном и Центральном Китае.
Стр. 78. …веревку с красным концом. - По китайским народным поверьям, божество бракосочетания — Лунный старец — соединяет вступающих в брак красным шнуром.
Мимоза. — Из сб. «Птица чжаогу».Стр. 83…старик этот — бессмертный шэньсянь. — Шэньсянь, букв. «божественный святой» — человек, отведавший снадобья, дарующего бессмертие. Постоянный образ китайской волшебной сказки, заимствованный из даосской мифологии.
Девица-карп. — Из сб. «Юйсяньюань» («Сад Нефритовой феи»), шаньдунские сказки, сост. Дун Цзюнь-лунь и Цзян Юань, Пекин, 1958.
Стр. 92. …появляется молодая женщина. - Старик-лаошэн, военный герой — ушэн, молодая девушка — дань — традиционные персонажи старинной китайской музыкальной драмы.
Стр. 93. …наступил третий день Нового года. - В Китае, как и в других странах Дальнего Востока, был принят лунный календарь. Новый год был переходящей датой (конец января — начало февраля) и считался одновременно началом весны. Это был главный праздник трудового люда, работавшего целый год без выходных дней и отдыхавшего только в Новый год, длившийся обычно пятнадцать дней — от новогодней ночи до пятнадцатого числа первого месяца, — праздника фонарей. В эти дни полагалось посещать родных и знакомых.
Жены в зеркале. — Из сб. «Сад Нефритовой феи».
Стр. 100. …смотрит - старец в том кругу стоит. - Вероятно, имеется в виду божество бракосочетания Лунный старец.
Стр. 101. …приглашения на красной бумаге. - По старинному обычаю на красной бумаге (красный цвет — символ радости) писались поздравительные письма, а также приглашения на свадьбу и другие торжественные церемонии.
…в третий день третьей луны… - В этот день в старые времена поминали усопших. В древности это был оргический праздник весеннего оплодотворения, в этот день юноши и девушки могли свободно общаться друг с другом.
Женщина-лисица. — Из сб. «Птица чжаогу».
Стр. 111. …что она из семьи Ху. - Ху — одна из распространенных в Китае фамилий. Слово это, только в другом написании, значит «лисица». В сказках и средневековых новеллах лисы-оборотни всегда носят фамилию Ху.
Стр. 117. …десять блюд, да еще восемь чашек. - По китайским обычаям количество блюд на столе выражает степень уважения к гостю. Обед из восемнадцати блюд считается наиболее почетным. Тридцать шесть блюд подается только на исключительных по важности торжествах. Количество блюд у китайцев всегда четное, так как все относящееся к чревоугодию считалось связанным с женским началом, а по древним представлениям выражением этого начала служили четные (или женские) числа.
…Не хочешь лапши - выпей хоть отвару. - Китайцы едят обычно очень острую, густо наперченную длинную лапшу. Такую еду, чтоб не горело во рту, запивают отваром, водой, в которой варилась лапша.
Волшебная картина (Женщина с картины). — Из кн. «Птица чжаогу».
Стр. 119. …правил Поднебесной. - Поднебесной (Тянься) китайцы именовали свою империю.
Стр. 121. …идет в страну Сию. - Сию — букв. Запад. В представлении древних китайцев на Западе находилось царство мертвых.