36. Иван Запечельник и богатырица. К этой сказке (р. Кулой, дер. Карьеполье, Гаврило Крычаков — Баюнок) был применен, по моему предложению, коллективный метод записи: первая (А. А. Рязанова) записывала текст фабулы, бросая писать и отдыхая, как только начинались слова чьей-либо прямой речи. Второй (А. Н. Зуев) подхватывал запись диалогов и останавливался при косвенной речи. Двое других из записывавших (А. П. Соколова и О. Э. Озаровская) усиленно обращали внимание и записывали меткие обороты речи, особо образные выражения и местные слова. Излишние обрывки фраз, которые встречались у каждого записывающего не из его заданий, служили связью для установления полного текста, который уложился в разрезанном виде в четырех тетрадях.
Сами записывающие были очень довольны: текст был записан полностью, а рука каждого не уставала. Сведение текста из четырех тетрадей в отдельный экземпляр было приятным занятием.
39. Дороня. Первая часть сказки, заключающая три номера Аарне-Андреева 1210,1214 и 1286 рассказов о пошехонцах, очень распространена. Вторая же часть (1540) — после смерти Дорони — сравнительно редкая. Ее я записала на р. Пинеге от Елены Олькиной в Великом Дворе, а затем Надежда Олькина в Цимоле рассказала мне «Дороню», соединив полностью все четыре номера в один рассказ.
41. Гордая Царевна. Прообраз этой сказки — переведенная в Петровское время «История о Французском Сыне», находящаяся в рукописном сборнике XVIII в. Собрания И. Е. Забелина в Историческом Музее и опубликованная С. Елеонским в 1915 г. в Москве. Это опубликование совпало с моими выступлениями с М. Д. Кривополеновой и исполнением «Гордой царевны» Останина, так что в следующем году в семинарии проф. М. Н. Сперанского на В. Ж. К. в Москве (ныне 2-й МГУ) была включена тема: «История о Французском сыне» и «Гордая царевна» Останина. Эта сказка напечатана в сб. М. М. Серовой «Новгородские сказки» с заглавием «Ваня» и подзаголовком «Записано по памяти со слов О. Э. Озаровской». Язык далек от останинского с введением чуждой поморам лексики.
Мне остается добавить несколько слов о северных сказочниках: хороший сказочник славится верст на сто в своей округе. Чаще всего он сказывает в промысловой избушке, куда на ночь собираются как промышленники (рыболовы, лесорубы и охотники), так и случайные прохожие. Хороший сказочник должен завести сказку на всю ночь так, чтобы все слушатели «убились» (т. е. заснули); поэтому искусство связывания сюжетов достигает большой высоты. Иной раз десять сюжетов переплетаются, получают блестящую развязку, и создается род длиннейшей авантюрной повести. Этому искусству особенно удивляешься, когда это делается на ходу, без подготовки.
По языку различаются два типа сказочников. Первый — традиционный сказочник: он бережет старинный язык, оставляет затронутый древний образ и положение, а следовательно, и фабулу. Второй тип желает отойти от древней канвы. Его томят впечатления современной жизни, и он то следует жизни, призывая на помощь магию сказки, то, следуя сказочной фабуле, укрепляет ее положениями и образами из современных впечатлений. К первому типу относятся: М. Д. Кривополенова, Т. О. Кобелева, Н. Пр. Крычаков. Второй тип — это тот, кто сознательно путает старые образы с современностью, наслаждаясь иногда этой несуразностью. К этому типу относятся: В. Пр. Харгалов, Н. Олькина, Александр Останин, Крычаков Гаврило и в полной мере — Долгощельский, Афанасий Маслов, сказок которого здесь не пришлось поместить. Но блестящим представителем этого типа надо считать Б. В. Шергина, который, несмотря на образованность (художник), постоянное общение с интеллигентными людьми, сохранил в полной неприкосновенности свой северный язык и произношение. В Шергине ярко выступает свойственный северянам дар импровизации. Характернейшая же его черта: ему нужно много раз рассказать на людях, чтобы с напряжением он смог закрепить это самое на бумаге.
Алфавитный указатель сказок, их подлинных исполнителей и записавших лиц
28. Ай-брат.
Татьяна Осиповна Кобелева.
Запись О. Э. Озаровской (1925 г.).
70 лет, дер. Юбра, Труфаногорской в., по р. Пинеге. Слепа, живет в семье. Знает много сказок и песен. Общительна, весела. Здесь помещены ее №№ 2, 14, 22, 25, 27, 33, 43. См. Комментарии.
37. Безручка.
Марья Дмитриевна Кривополенова.
Запись О. Э. Озаровской (1915 г.).
72 года. Жила в Веегоре на р. Пинеге. Побиралась, исполняла былины. В 1915 г. была увезена в Москву, где стяжала большую славу, приобрела за 3 месяца около двух тысяч р. и после революции получала паек от Пинежского ОНО.
Деньги в бумагах пропали. Все раздавала.
Биография и былины — А. Д. Григорьев (Арханг. Былины, т. I, с. 333–383. Изд. И. Акад. наук 1904 г. Москва). Тоже — О. Э. Озаровская (Бабушкины старины. Изд. «Огни», Петроград, 1916 и Госиздат, Москва, 1922).
Была изображена художниками: Коненков (скульпт. «Вещая Старушка»); Е. В. Гольдингер (масло, два портрета); А. Я. Павлинов (портрет-гравюра); Н. Я. Симанович-Ефимова (гравюра).
Здесь помещены ее № 1, 19, 34, 40. См. Комментарии.
24. Богатый и сколотный сын.
Никита Прокопьевич Крычаков. Запись О. Э. Озаровской (1921 г.).
75–80 лет, дер. Карьеполье на р. Кулое. Несет большину. Один сын, внук и две внучки, которые переняли его сказки. Отличный былинщик. Сказки исполняет истово, прекрасный птицелов, считается ведуном. В семье любим и почитаем.
Здесь помещены его № 21 и 26.
34. Вавило и скоморохи.
М. Д. Кривополенова. Запись О. Э. Озаровской (1915 г.). См. «Безручка» и Комментарии.
47. Ваня и Даша.
Ографена Герасимова. Запись О. Э. Озаровской (1915 г., в Архангельске). Неграмотн., муж судов, рабочий.
35 лет. Из Пустозерска на Печоре, куда часто ездит и подолгу гостит.
1. Верная жена.
М. Д. Кривополенова. Запись О. Э. Озаровской (1916 г.). См. «Безручка» и Комментарии.
26. Вехорь Вехоревич.
Н. П. Крычаков. Запись О. Э. Озаровской и А. П. Соколовой (1921 г.). См. «Богатый купец и сколотный сын».
30. Волшебное кольцо.
Борис Викторович Шергин. Запись Б. В. Шергина (1920 г.).
25 лет. Архангельск. Отец — мореход, мать соломбальская мещанка. С детства имел пристрастие к былинам и много усвоил их. По древней канве импровизирует сказки, вплетая образы из текущих впечатлений, как и многие современные сказочники-творцы. Здесь помещены его № 5, 20 и 49.
6. Вор-Кабаньище.
Анна Мелихова. Запись О. Э. Озаровской (1921 г.).
35 лет, дер. Сояна на р. Сояне, притоке Кулоя. Сноха в семье, девушкой жила в работницах в Долгощельи у сказителя Трохи Широкого, от которого переняла эту былину. Неграмотна.
45. Гибельное описание.
Листочки дневника Афанасия Тячкина. Переписаны О. Э. Озаровской в 1915 г. в посаде Нёнокса на Летнем берегу. Получено от невестки автора дневника А. И. Тячкиной, по словам которой дневник велся погибающим даже на днище перевернутого карбаса.
41. Гордая царевна.
Александр Останин. Запись О. Э. Озаровской (1915 г.). 63 года, г. Кемь. Одинокий кривоглазый сапожник. 14 раз плавал в Норвегию, 3 года промышлял на Новой Земле. Остальные годы — на Мурмане и в Архангельске. В старости жил с матерью в Кеми.
Прочитанные романы перекладывает в сказки, писать не умеет. Мать была замечательная сказочница и песельница. Останин славился и ценился как сказочник в промысловых артелях. Здесь помещены его № 7, 8, 18, 23, 31, 32. См. Комментарии.
11. Гость Терентъище.
Елена Тимофеевна Олькина. Запись О. Э. Озаровской (1915 г.). Лет 35. Мать и хозяйка большой семьи, дочь Шибанова, от которого записывал А. Д. Григорьев эту же былину. (Арх. былины, т. I, с. 163). Знает и превосходно исполняет огромное количество песен. Здесь еще № 44. См. Комментарии.
29. Григорей Высота.
Настасья Уткина. Запись О. Э. Озаровской и А. П. Соколовой (1921 г.).
Старуха, встреченная на пароходе, где и велась запись. Отличалась большим юмором и богатой мимикой, знает много сказок и песен. Родом из Кеми.
50. Догада.
Неизвестная старуха, встреченная на двинском пароходе. Родом с верховья Мезени, живала в Архангельске в няньках. Зап. О. Э. Озаровской (1916 г.).
39. Дороня.
Надежда Олькина. Запись О. Э. Озаровской (1916 г.).
40 лет, дер. Цимола, близ селения Пинега. Семейная. Даровитейшая исполнительница сказок, неграмотная, наблюдательная; остроумная, враг пошлости. Здесь помещены ее № 12,48. См. Комментарии.
40. Дурень.
М. Д. Киривополенова. Запись О. Э. Озаровской (1921 г.). См. «Безручка».
21. Еруслан Лазаревич.
Н. П. Крычаков. Запись О. Э. Озаровской (1921 г.).