А. В. Гнездилов — Доктор Балу
Пути пилигримов
Взрослые сказки
Петербургский дождь привычно стучит по крыше, на улице все кажется тусклым, на лицах людей читается обремененность буднями. Все делают вид, что куда-то спешат, хотя и не знают, принесут ли им дела долгожданную Радость. Такова жизнь, так положено… Мало кто задумывается над тем, кем и зачем именно «так» положено. Большинство включается в ритм городской жизни, говоря себе: «Так надо». И вот наступает момент, когда человек восклицает: «Неужели это есть Жизнь?! Неужели я для этого родился?!» Может случиться так, что ему никто не ответит и он вынужден будет жить дальше, искать СМЫСЛ самостоятельно. Вы, наверное, знаете, как это непросто.
Но может оказаться и по-другому. В руки человеку попадет КНИГА. Особенная, волшебная. В ней — ответы на его вопросы, высказанные и невысказанные. Он попадет на Бал неслучившихся встреч, где воплотятся его мечты, если он того пожелает.
В этой КНИГЕ — всего лишь СКАЗКИ. Но почему же взрослому человеку от них не оторваться? Почему, закрыв книгу, он не откладывает ее в сторону, ходит с ней, размышляет, смотрит в окно, не желая болтать о пустяках?.. Потому что эти СКАЗКИ — особенные, терапевтические, врачующие его ДУШУ. Потому что эти СКАЗКИ рассказывают читателю о тех дорогах, по которым странствует наша ДУША, вовсе не думая обременяться суетой будней.
Мудрецы говорят, что в сказках передается сокровенное знание — для зрелых и шифруется сокровенное знание — для незрелых. Может быть, так оно и есть. Зрелым людям понятен тонкий символизм истории, а незрелый человек получает намек на законы действия общечеловеческих принципов и ценностей и, возможно, начинает думать. Что уже неплохо, для начала.
Современная СКАЗКОТЕРАПИЯ — это, прежде всего, ЯЗЫК. Да-да, именно язык общения с человеком. Его душой, мыслями, чувствами, желаниями, заблуждениями и разочарованиями, воспоминаниями об удачах и провалах. На языке сказки можно составить жизнеописание взрослого человека, причем так, что ему станет понятным смысл многих событий и появится чувство перспективы.
На языке сказки можно поговорить с человеком о самых важных вещах на земле: любви, добре, зле, истине, жизни, смерти, поиске и обретении, предназначении и жизненных уроках. Вне сказки об этом говорить невозможно: тонкие понятия превратятся в догмы и потеряют свою силу.
Переведя сложную жизненную ситуацию на язык сказки, можно постичь ее смысл, тонкое переплетение породивших ее причин и найти символический вариант выхода, разрешения проблемы.
Всем этим занимается современная сказкотерапия. Всем этим занимается блестящий сказкотерапевт, тонкий и мудрый Учитель— Андрей Владимирович Гнездилов.
Андрей Владимирович не просто психотерапевт, доктор медицинских наук, он НАСТОЯЩИЙ СКАЗОЧНИК, целитель наших душ. Он живет в старинной петербургской Башне, в которой нашли приют и Старинные Колокола, и Старинный Сундук, и Старинный Рыцарь, и Старинные Часы, и Старинное Зеркало, и Старинные Платья… Да, там много СТАРИННОГО, может поэтому и самого Сказочника близкие называют СТАРИННЫЙ ПРИЯТЕЛЬ, или — БАЛУ.
В этой «старинности» нет ностальгии по утраченному, есть ПАМЯТЬ о жизни многих светлых и прекрасных, чистых душою людей. Тех, кого приятно встретить на Балу неслучившихся встреч. Тех, чьи истории не просто увлекательны, но и поучительны. Тех, кто способен вызвать самые тонкие переживания нашей ДУШИ. Ведь жизнь намного многограннее, чем кажется на первый взгляд.
Мы живем в пространстве сказок. Мелодрамы, боевики, триллеры и комедии, детективы и фэнтези, и даже статьи в некоторых ведущих изданиях — все это СКАЗКИ. Нам их сказывают, а мы их читаем, смотрим, слушаем. Причем еще более жадно, чем дети.
Наши, ВЗРОСЛЫЕ сказки бывают разные. Суррогатные, поверхностные, социальные, забавные, есть среди них и тонкие, и тяжелые, полезные и опасные… Но мало среди них— ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ, тех, которые необходимы нашей душе и телу, чтобы быть ЗДОРОВЫМИ.
Потому сказки Андрея Гнездилова — уникальны. Читайте их — и с вас спадет пелена «социального транса». Читайте их— и вы найдете ответы. Читайте их — и вы поймете, что Человек — это много большее, чем субъект деятельности. Читайте их — и вам откроется нечто важное о себе. Читайте их — и вам прибавится здоровья. Читайте их — и вы обретете силу понимания и принятия тех, кто вас окружает. Читайте их — и Радость поселится в вашем сердце.
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии
Ручей
Над празднично убранным городом семнадцать раз прогремел салют и в небо взлетели разноцветные огни фейерверка. «Вот так подарок к моему дню рождения, — подумала девушка-сиротка, сидя у звонкого ручейка с большим тюком белья. — Господи! Благодарю тебя за милость, что ты послал мне такую счастливую жизнь!»
— Почему стреляли всего семнадцать раз? Почему так мало было красных огней? Почему не весь народ, а только мальчишки кричали ура? — разгневанно спрашивал юный Принц своих придворных. — Вы испортили весь мой праздник. Я самый несчастный человек во всем королевстве!
Ему было так жалко себя, что он чуть не заплакал. Ведь в жизни только раз бывает семнадцать, после чего ты считаешься уже взрослым. Рассерженный, негодующий, обиженный Принц, надувшись, отправился в свои покои спать.
А для сиротки, которую звали Оллика, праздник продолжался другими сюрпризами. Собираясь приняться за стирку, она обнаружила, что все белье каким-то образом уже попало в воду, и, когда она вытащила его на берег, оно оказалось совершенно чистым. Вместо тяжелой работы ей можно было отдохнуть, а назавтра она еще получит несколько монеток, чтобы купить себе вкусного хлеба с молоком, а еще, быть может, останется на конфетку в золоченом фантике.
Оллика размечталась и незаметно для себя запела. Сочинять песенки было ее настоящим талантом. Было время, когда она не находила работы и тогда ходила петь под окнами. Тоненький, нежный голосок ее так хорошо усыплял капризных детей, что ее часто приглашали в дом и щедро вознаграждали. А однажды в доме придворного капельмейстера хозяин просил ее петь все мелодии, что она знает, и записывал их на ноты, чтобы потом исполнить перед самим Принцем. Нет, жизнь ее складывалась чудо как счастливо, и все, с кем она встречалась, становились ее друзьями.
Девочка взглянула с благодарностью на ручей, который помог ей постирать белье, и вдруг увидела, что он, заслушавшись ее песней, перестал течь и смолк. Оллика испугалась, что где-то он разольется и затопит дорогу. Она оборвала пение, и вода в ручье вновь зажурчала. Верный друг, он всегда выручал ее в трудные моменты и творил всякие чудеса. Взять хотя бы их знакомство. Сидела как-то Оллика на берегу моря и мечтала, а рядом с ней ручей бормотал слова благодарности, прощаясь с берегом и лесом. Оллика задумалась и, как обычно, запела. И то, что ей представлялось в сердце, вдруг отразилось в волнах: и чудесный парк, полный цветущих лилий, и дворец с хрустальными башенками, и маленькие корабли в уютной гавани, к которой вели кипарисовые аллеи… А когда девушка отправилась обратно, бирюзовая волна поднялась из моря и вошла в русло ручья. Течение его изменилось, и ручей отправился провожать Оллику до самого дома.
И как это оказалось кстати! Она забыла потушить свечу, и в ее убогом жилище вспыхнул пожар. Ручей вздыбился и мигом погасил пламя.
А в другой раз он выбросил к ногам девушки чудесные подводные цветы, напоминающие звезды. А потом ее кто-то обидел и она плакала, вспоминая своих умерших родителей. Ее слезы падали в воду, и вот волна подкатила к берегу с десяток чудесных жемчужин, верно, по числу ее слез. Какое славное ожерелье она себе смастерила из них! Даже богатые дамы смотрели на все с завистью. Не всякий может похвастаться таким волшебным другом.
…Меж тем Оллика вспомнила, что на завтрашний день был назначен турнир, а ей так хотелось увидеть нарядных дам, могучих рыцарей, прекрасного Принца, о котором столько разговоров было в городе.
И вот, надев свое лучшее платье, украсив себя венком из подводных цветов и жемчужным ожерельем, девушка отправилась к дворцу. Собрались придворные, народ, королевские воины, загремели барабаны, и протрубили герольды— турнир начался. Один за другим выезжали знаменитые рыцари и сходились в жестокой схватке. К вечеру на ристалище остался единственный рыцарь, перед которым никто не мог устоять. Он не поднимал забрала и не возглашал своего имени. На его серебряном щите была изображена волна, несущая белую лилию.
Победитель должен был преподнести золотую диадему, украшенную бриллиантами, даме, которую считает первой красавицей праздника. Шум восхищения пронесся по толпе, когда рыцарь принял диадему из рук Принца. Придворные дамы, затаив дыхание и не глядя друг на друга, ждали выбора. Но рыцарь отвернулся от них и направил коня к простым горожанам. При всеобщем замешательстве и гробовом молчании знати его конь склонил колени перед Олликой, и рыцарь протянул свой трофей никому не известной сиротке. Красный от возмущения, Принц пробормотал поздравление и возгласил ее первой красавицей турнира. Отныне ей дозволялось являться во дворец на все королевские праздники.