— Нет, малыш, не так… — печально покачал головой незнакомец, — это как Солнце тебя любит. Оно дает тебе все, что у него есть — тепло, свет, радость, и ничего не просит взамен, потому что оно знает, что ты очень маленький и ты не сможешь зажечь его, если оно потухнет, или собрать его вновь, если оно взорвется. И все, что ты можешь для него сделать — это открыться для его теплых лучиков!
— Но моя Снежная мама! Она совсем не такая! Она не похожа на Солнце! Почему она не такая??? — Ганс выкрикнул эту фразу чуть не плача. Он вдруг понял, что совершенно одинок, и никто этому больше не поможет.
— Малыш, когда-то она была такая, но я ушел, и она перестала верить в Солнце. И тогда для нее открылась дверь в этот Ледяной Дворец. Если захочешь, ты можешь ее вернуть в этот мир. Тебе надо будет передать ей это — и незнакомец еще раз протянул Гансу корзинку.
Ганс только теперь заметил, что в корзинке не было привычных взгляду шерстяных клубков ниток. Она была наполнена живыми цветами, да такими красивыми и невиданными, что дыхание замирало.
— Но должен тебя предупредить — это не так-то просто будет сделать. Твоя Снежная мама должна хоть на минутку полюбить так, как любит Солнце. Корзинка тебе поможет. А теперь, ложись спать. Я убаюкаю тебя, и ты проснешься снова в своем Дворце.
Сладких снов! — это было последнее, что услышал маленький Ганс перед тем, как погрузиться в сладкую дрему…
— Мама, мама! — голос Ганса звенел во всех комнатах — смотри, что я тебе принес!
Ганс бежал по длинному коридору дворца со своей ценной находкой в руках.
Мама восседала на серебряном стуле в большом зале. Она аккуратно отломила ложечкой кусочек мороженого и положила себе на блюдце. Услышав громкий возглас Ганса, Снежная мама немного поморщилась, но когда мальчик вбежал в залу, на ее устах уже играла обычная улыбка.
— Тише, тише, мой мальчик! Я слышу тебя. О, какой молодец! Ты отыскал мою корзинку! Ну, подойди же поближе, я поцелую моего маленького Гансика!
Ганс послушно сделал несколько шагов навстречу, но мама уже не смотрела на него. Она в немом изумлении созерцала содержимое пропажи.
— А где же мои нитки? Что ты туда положил??? Не может быть! Цветы! Ты принес в наш Дворец цветы?
Ганс никогда еще не видел маму такой растерянной, недовольной и злой.
Ох, это он во всем виноват, зачем он только послушался того незнакомца, зачем принес эти цветы! Мама ни за что не согласится вернуться в тот солнечный мир!
— Мама, мамочка, ты любишь меня? — неожиданно для себя, не впопад, и не к месту выкрикнул Ганс.
— Конечно, люблю… — сказала мама ровным голосом, все еще разглядывая цветы в корзине.
— Ты любишь меня, как меня любит Солнце?
— Как тебя любит Солнце… — повторила в задумчивости мама — да, да, конечно, именно так…
С рассеянной улыбкой она взглянула на Ганса и поспешно вышла из залы.
"Мама сказала, что любит меня" — думал Ганс. И чем больше он это себе повторял, тем тяжелее становилось у него на душе. Она любит меня, она любит меня, она любит меня. Он говорил это много-много раз, а в самый последний раз сказал: Но она любит меня не так как любит Солнце.
Ганс медленно побрел в свою комнату. Он не хотел возвращаться в теплый мир без мамы. И он твердо решил, что переступит порог заветной комнаты только вместе с ней.
На следующий день Ганс не нашел корзинки с цветами на том месте, где ее оставили, но с удивлением обнаружил цветочные горшки на подоконниках.
— Я решила попробовать их оживить, — как-то неуверенно сказала мама, — может, они не так уж и ядовиты, а вот смотреть на них приятно, — мама застенчиво улыбнулась.
И Гансу даже показалось, что снежинки на маминой шали стали понемногу таять и исчезать.
С этого момента во Дворце начало что-то меняться. Там было не так холодно, северный ветер все реже и реже гостил у них в длинных коридорах, и даже Солнце — невиданная роскошь для их мира — потихоньку стало проглядывать сквозь свинцовые облака. Цветы на подоконниках набирали силу, и Ганс подолгу любовался их яркой красотой. Что-то непонятное стало происходить и с мамой. Она так нежно и бережно ухаживала за цветами, так ласково с ними говорила, она держала их листики в своих ладонях, она пела им песенки. И Гансу стало казаться, что его Снежная мама любит цветы так, как любит их Солнце. И еще мальчик понял, что его мама так никогда не полюбит.
Тогда Ганс захотел стать цветком и жить на подоконнике в горшке, да так сильно захотел, что даже во сне увидел, как превратился в самый любимый мамин цветок. Но только рос он не во Дворце, а в лесу на солнечной полянке, расправляя стебелек навстречу Солнцу. Наутро никто и не заметил, что мальчик исчез, так будто он никогда и не жил в этих ледяных покоях.
А Снежная мама тем временем открывала настежь окна, и бросала из них льдинки, и льдинок было так много, что они таяли и лились веселыми ручейками к подножию замка. Свежий весенний воздух врывался в студеные комнаты и делал их теплыми и уютными. Цветы наполняли Дворец пьянящими ароматами.
Как хорошо стало здесь — подумала мама. А еще она решила, что обязательно надо найти Ганса и показать ему это чудо, ведь она так любит своего мальчика!
Ганс открыл глаза и увидел перед собой незнакомца.
— Что ты…я…что мы здесь делаем? — спросил ошарашенный Ганс. Странно было вновь оказаться на любимой полянке, куда он уже и не чаял попасть, да и еще второй раз беседовать с несуществующим человеком, сошедшим со старого портрета.
— Ждем твою маму, малыш. Она скоро придет.
Ступенька 4. История любви
И вот человек торопливо перепрыгивает из детских лет в подростковые, а из них- в юношеские. На счету его молодой жизни уже есть достижения, которыми можно гордиться- он поборол большой страх быть самим собой, завел много друзей, установил временный нейтралитет в борьбе за независимость с родителями, у него есть несколько целей в жизни, и план, как их достичь.
Молодой и в принципе всем довольный человек думает, что глупое время неуверенности, страхов и внутренних сражений прошло, и он выходит на улицу вдохнуть аромат весны. Но вместе с благоуханием цветов в его легкие попадает еще что-то необъяснимое, и домой он возвращается уже совсем другим. Весь мир без видимой причины переворачивается и кубарем катится в неизвестном направлении, а он сидит на своей кровати в блаженном ожидании чего-то чудесного, бессильный избежать или приблизить надвигающуюся бурю. А потом появляется Он или Она, и история начинается…
Сколько же этих историй написано, придумано, рассказано… А о скольких знают только обрывки писем, затерявшихся на задворках уставшей памяти. А сколько из них живут лишь во взглядах длиною в целую жизнь, движениях рук, еле слышных вздохах и пронзительных желаниях… Но какие бы они ни были, встреча с ними рождает неутолимую жажду и щемящее чувство настоящести. Одинаковые и неизбежные для всех, поэтому истинные.
Истории, запечатленные талантливыми мастерами, нередко печально заканчивающиеся, проходят сквозь время и не теряют своей актуальности. И, вероятно, не только потому, что хорошо написаны. Столько в них было вложено силы, что люди, сами того не замечая, сверяют свою жизнь с этими повестями, как с учебниками, стремясь на последней странице отыскать правильные ответы.
Но что же у нас остается после них? Осознание неизбежной смерти настоящего? Запрет на истинные чувства для тех, кто хочет жить? Или напротив, желание подражать героям и повторять их несчастную судьбу? Да, роковая женщина в центре внимания мужчин. Кармен любима всеми. Но она может воспользоваться этим вниманием только, чтобы разрушить. Как часто красоту называют "порочной", а страсть "смертельной". Легко и с улыбкой, будто выбирая меню на обед, мы, следуя правилам, сами ставим жирную "галочку" напротив разрушительного сценария нашей любовной истории. И с упрямством одержимого "праведной верой" инквизитора, продолжаем подтверждать свой выбор на каждом шагу.
Неужели Вселенная оказалась настолько жестока к человеку, что не оставила ему никакого другого варианта, кроме двух крайностей: прозябание в холодном мире без любви или с ее малым участием, и молниеносная, всеиспепеляющая и смертоносная, подобно ядерному взрыву, страсть? Вряд ли можно ожидать такого скудоумия от Силы, создавшей невообразимое разнообразие окружающих нас форм жизни. Следовательно, дело в нашем выборе.
Но почему же все-таки он таков? Широко известна история об андрогинах (наверное, первая любовная история, возможно прототип "несчастного" сценария для последующих). Когда-то давно мужчина и женщина были единым существом, андрогином, самодостаточным и счастливым. Но их совершенно одинаковые лица, смотрели в противоположные друг другу стороны. И вероятно, для того, чтобы не просто быть целостным, а еще и научиться осознавать свою целостность, мужская и женская половинки были разъединены и отброшены друг от друга- кто на столетия, кто на многие тысячи километров. Рука играющего Бога причудливо разметала части одной и той же головоломки по всему, имеющемуся в ее распоряжении пространству и времени, не оставляя нам ничего другого, кроме неумолимого притяжения.