19
…ветхозаветных святых … Давида и Голиафа. – Персонажи библейского мифа, рассказывающего об их поединке, к лику святых не причислены.
20
Огден – город на западе США (штат Юта). Вашингтон Джордж (1732—1799) – первый президент США, был сторонником постепенной законодательной отмены рабства.
21
«Россия», 1899, No 216, 30 ноября. Печатается по изданию: В.М. Дорошевич. Собрание сочинений, т. IV. Литераторы и общественные деятели. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1905.
22
Поводом для написания сказки были появившиеся в печати сообщения о серьезном заболевании Л. Н. Толстого, угрожавшем его жизни. По свидетельству С. А. Толстой, писатель «заболел 21 ноября сильнейшими болями в желудке и печени, пульс упал на двое суток, температура была 35 и б». Спустя «почти шесть недель… Льву Николаевичу стало лучше» (С. А. Толстая. Дневники. В двух томах. Том первый. 1862—1900. М., Художественная литература, 1978, с. 455).
23
Пенджаб – географическая и историческая область в Индии и Пакистане, занимающая территорию между средним течением реки Инд и Северными Гималаями; один из древнейших центров индийской цивилизации.
24
Китайский вопрос. Печатается по изданию – Легенды.
25
Китайский вопрос. Печатается по изданию – Легенды. «Россия», 1900, No 454, 31 июля. Печатается по изданию – Легенды.
26
«Россия», 1900, No 476, 22 августа. Печатается по изданию – Китайский вопрос.
В примечании к газетной публикации, как и в некоторых других случаях, почти целиком повторяющем подзаголовок всего цикла «Из ста золотых сказок», это произведение названо «сказкой о китайском Фаусте».
27
«Россия», 1900, No 482, 28 августа. Печатается по изданию – Легенды. Вошла в Рассказы.
28
«Россия», 1900, No 489, 4 сентября. Печатается по изданию – Легенды.
29
«Россия», 1900, No 497, 12 сентября. Печатается по изданию – Китайский вопрос.
30
«Россия», 1900, No 507, 22 сентября. Печатается по изданию – Китайский вопрос.
31
«Россия», 1900, No 510, 25 сентября. Печатается по изданию Легенды. Вошла в Рассказы.
32
«Россия», 1900, No 513, 28 сентября. Печатается по изданию – Китайский вопрос.
33
Конфуций, Кун-цзы (ок. 551—479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, педагог и государственный деятель, заложивший основы этико-политического учения – конфуцианства.
34
…прекратилась династия Мингов в Китае. – Династия Мин правила с 1368 по 1644 г., после чего власть перешла к маньчжурской династии Цин.
35
«Россия», 1900, No 549, 3 ноября. Печатается по изданию – Легенды. Вошла в Рассказы.
36
Гусляр «Россия», 1901, No 643, 8 февраля.
37
Награды «Россия», 1901, No 647, 13 февраля
38
«Россия», 1901, No 747, 27 мая. Печатается по изданию – Легенды.
39
Лагор, Лахор – один из древнейших городов в Пакистане, до 1947 г. был центром округа Британской Индии; Кашмир, Джамму и Кашмир – историческая область, расположенная на стыке высокогорных районов Гималаев, Центральной Азии и Тибета, один из штатов Индии; Алмерабад – в современной Индии города с таким названием нет: это или типографская ошибка, или старое, забытое название какого-то города; Гайдерабад, Хайдарабад – крупный город на юге Индии.
40
…цветущие долины Патни и Лукно. – Патни, Патна – город на правом берегу Ганга; Лукно, Лакхнау, Лакнау – город на берегу реки Гумти, левом притоке Ганга.
41
Индра – в индийской мифологии бог бури и грома, бог-воитель.
42
«Россия», 1901, No 754, 3 июня. Печатается по изданию – Легенды. Дервиши – странствующие мусульманские монахи.
43
«Россия», 1901, No 756, 5 июня. Печатается по изданию – Легенды.
44
Печатается по изданию – Легенды.
45
Пророк – Мухаммед, Магомет (ок. 575—632), основоположник ислама, согласно мусульманской традиции и корану, – последний посланник аллаха, величайший пророк, пребывающий в раю.
46
Шиит – последователь шиизма, одного из двух главных течений в исламе, признававшего исключительные права Али (двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда) и его потомков на духовное и светское руководство в мусульманском мире; суннит – последователь суннизма, основного направления в исламе, считающегося ортодоксальным; книги Сунн, Сунна – мусульманское священное предание, изложенное в рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда; второй после корана источник веры и религиозного права.
47
Печатается по изданию – Легенды.
48
«Россия», 1902, No 967. 5 января.
49
Кэнди, Канди – город в центральной части Шри Ланки (о. Цейлон), место паломничества буддистов.
50
«Русское слово», 1902, No 100, 12 апреля.
51
«Русское слово», 1902, No 125, 8 мая.
52
Альгамбра – комплекс крепости-дворца мавританских властителей в Испании, около Гранады.
53
«Русское слово», 1902, No 172, 25 июня.
54
Moulin-Rouge – район увеселительных заведений в Париже.
55
«Русское слово», 1902, No 224, 16 августа.
56
Машук и Бештау – горы на Северном Кавказе, вблизи Пятигорска.
57
«Русское слово», 1902, No 240, 1 сентября.
58
«Русское слово», 1902, No 248, 9 сентября. Вали – правитель города, провинции.
59
«Русское слово», 1902, No 298, 29 октября.
60
У многих были на головах даже зеленые чалмы, … будто бы эти люди были в Мекке. – Мусульмане-сунниты, посетившие место их паломничества, священный город Мекку (Саудовская Аравия), в знак отличия от других носили зеленую чалму (зеленый – священный цвет мусульман, цвет знамени пророка).
61
«Русское слово», 1902, э 342, 12 декабря.
62
«Русское слово», 1902, No 352, 22 декабря.
63
Пария (от тамильск, парайян) – искаженное название одной из низших «неприкасаемых» каст в Южной Индии. Согласно индуистской догме, «неприкасаемые» находятся вне традиционного деления индусского общества на четыре сословия – касты. В средние века в Индии «неприкасаемые» – внутриобщинные рабы, крепостные и лица, занимавшиеся «нечистыми» профессиями (обработка кожи, уборка нечистот и др.). В новое и новейшее время большинство «неприкасаемых» – закабаленные батраки, чернорабочие, прачки, кожевники, ассенизаторы. В индуизме общение с «неприкасаемыми» считается оскверняющим для лиц, принадлежащих к более высоким кастам. На юге Индии ограничения в общении с париями еще более суровы, здесь «неприкасаемость» переходит в «неприближаемость». В современной Индии около 20% всех индусов принадлежат к «неприкасаемым». После завоевания Индией независимости (1947) дискриминация «неприкасаемых» была запрещена законом. Однако и поныне некоторые традиционные ограничения остаются.
64
Печатается по изданию – Легенды.
Средневековое предание приписывает изобретение пороха немецкому монаху-францисканцу Бертольду Шварцу (его настоящее имя – Константин Анклитц; Бертольдом назван в монашестве, прозвище Шварца получил за свои занятия химией). Сведения о личности «черного Бертольда», как и о месте и дате его изобретения, весьма разноречивы. По одним это событие приурочивается к 1259 г., по другим – к 1330 г., а местом разные источники называют Майнц, Нюрнберг, Кельн, Гослар, Фрейбург. В последнем, считающемся родиной Шварца, ему поставлен памятник.
65
…Каин убил Авеля… – Согласно ветхозаветному преданию, старший сын первой человеческой пары – Адама и Евы – Каин убил своего брата Авеля из чувства зависти к тому, что бог обратил внимание только на Авеля и принесенную им жертву.
66
Анналы – характерная для древности и средних веков форма исторического произведения, содержавшего записи наиболее значительных событий текущей жизни и сведения об отдельных личностях, в том числе религиозных подвижниках; средневековые анналы велись обычно в монастырях.
67
Incubus! – средневековое заклинание, вызывающее хранителя сокровищ.
68
Месса – принятое католической церковью название литургии, богослужения, во время которого совершаются обряды, связанные с так называемым таинством причащения.
69
«Русское слово», 1903, No 37, 6 февраля. Печатается по изданию: В.М. Дорошевич. Собрание сочинений, т. IV. Литераторы и общественные деятели. Вошла в Рассказы.